Улётная Россия на МАКСе-2019: Чем недоволен Путин и спасет ли Сердюков честь SSJ 100

Эрдогану российский президент предложил купить Су-57, но пассажирский МС-21 — не рискнул

  
14751
На фото: президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (в центре слева направо) во время осмотра выставки на открытии Международного авиационно-космического салона МАКС-2019 в Жуковском
На фото: президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (в центре слева направо) во время осмотра выставки на открытии Международного авиационно-космического салона МАКС-2019 в Жуковском (Фото: Михаил Метцель/ТАСС)

Поговаривают, что российский президент Владимир Путин в этом году не собирался ехать на открытие Международного авиационно-космического салона, но тут прилетел в Москву турецкий президент Реджеп Эрдоган, и они совместно отправились на открытие МАКС. Ну, не в Третьяковку же его было пригласить или в музеи Кремля, поэтому поехали в подмосковный Жуковский «на самолетики посмотреть», все-таки авиасалон позиционируется как знаковое событие и демонстрирует достижения отечественного авиапрома. Сам Путин ранее, в 2017 году (МАКС проводится в России по нечетным годам с 1993 года), назвал его «событием мирового масштаба», но сейчас был более сдержан в оценках, назвав его «крупнейшем в мире отраслевым смотром». Западные СМИ отметили, что российский президент был недоволен.

Понятно, что Эрдоган прилетел к Путину не ради посещения МАКС, у него другой интерес — сирийский, по Идлибу, где у него без участия Москвы складывается не все успешно. Но ради приличия согласился посмотреть и авиасалон, где ему продемонстрировали в первую очередь истребитель пятого поколения Су-57, который Россия запустила в серийное производство. С учетом отказа США продавать Турции свои самолеты подобного уровня F-35, Анкара, уже купившая российские зенитные ракетные системы С-400, присматривается к российским истребителям. Не факт, что купят именно Су-57, присматриваются турки и к Су-35, которые являются неплохой альтернативой американскому истребителю.

Читайте также
Дорогой «Сухой»: Sukhoi Superjet 100 мешает расправить крылья чья-то жадность Дорогой «Сухой»: Sukhoi Superjet 100 мешает расправить крылья чья-то жадность Почему летать российскими самолетами очень дорого и опасно

Путин показал Эрдогану и Су-57, и Су-35. Турецкий президент, после осмотра кабины Су-57 даже поинтересовался, можно ли его купить, но это скорее так, для приличия. Путин ответил положительно, однако сделка на президентском уровне так и не состоялась даже на уровне договора о намерениях. Еще Эрдогану показали средний вертолет Ка-62, тяжелый вертолет Ми-38, а так же вертолет премиум-класса «Ансат» с салоном в стиле Aurus. Затем президенты поднялись на борт пассажирского самолета МС-21, но спрашивать о его приобретении Эрдоган не стал, а Путин и не предлагал — репутация российских гражданских самолетов во всем мире пока не вызывает особого доверия.

Тут надо понимать, что презентованный сейчас Путиным среднемагистральный пассажирский лайнер МС-21 должен спасти репутацию Sukhoi Superjet 100, авиакатастрофа которого при посадке в Шереметьево в мае нынешнего года ударила по репутации всей российской авиапромышленности. На МС-21, который сейчас совершил первый публичный полет в небо Жуковского (5 минут с подъемом на тысячу метров и скоростью 400 км/ч), делаются большие ставки и возлагаются не меньшие надежды. Его серийное производство планируется на 2021 год и «Аэрофлот» уже подписал твердый контракт на поставку 50 таких самолетов, с перспективой еще на 35. «Суперджетов» у авиакомпании сейчас в наличии 49 машин, многие из которых простаивают на земле и дороги в ремонте и эксплуатации. Кстати, на выставке новый Superjet тоже представлен. Но не он, а МС-21, первый полет которого состоялся в 2017 году, должен спасти репутацию отечественного авиастроения.

Многотысячный авиапарк «Аэрофлота» состоял в советские времена исключительно из отечественных гражданских авиалайнеров — известных моделей конструкторских бюро Ту (Туполева), Ил (Ильюшина), Ан (Антонова). От «кукурузника» Ан-2 до сверхзвукового Ту-144 и дальнемагистрального Ил-86 — с нашими просторами, действительно, «только на самолете можно долететь» из конца в конец огромной страны, а уж тем более за ее пределы. После развала Союза развалилась и авиационная отрасль, ведь многие авиационные заводы оказались «за границей» — на Украине и в Узбекистане. Рухнула вся система, которую пришлось поднимать с «нуля». Не все складывалось успешно. Не пошел в серию Ту-204, «Суперджет» стали производить, но он стал «проблемным» в первую очередь из-за отсутствия необходимого количества запчастей. Теперь одна надежда на МС-21 и на дальнемагистральный совместный российско-китайский лайнер CR929, первый полет которого намечен на 2023 год, а начало эксплуатации прогнозируется на 2025−2027 год. На МАКС-2019, понятно, он не был представлен.

Цель догнать и перегнать «Боинги» и «Аэробусы» перед Россией, а заодно и Китаем, на сегодняшний момент представляется неосуществимой. Но перспективной, с отсрочкой лет на двадцать. Нынешняя тенденция разделения средств на производство нескольких типов гражданских самолетов не позволяет довести до ума ни один из них. «Сухой» тянет одеяло на себя, «Иркут» (производитель МС-21) в свою сторону. Сейчас финансирование проекта совместного с китайцами CR929 (ШФДМС — широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет) с российской стороны оценивается в порядка 600 миллиардов рублей, это больше, чем все другие авиастроительные программы вместе взятые. При этом потребность китайского рынка в таких самолетах оценивается примерно в 1200 штук, а российского — всего от 50 до 120. Где деньги, Зин?

Сейчас спасением отечественного авиастроения, репутацией Sukhoi Superjet 100, производством МС-21 назначен заниматься Анатолий Сердюков, которого в мае утвердили в должности председателя совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Экс-министр обороны, отправленный в отставку в 2012 году после расследований о мошенничестве и обвиненный в халатности, теперь руководит авиастроением. По мнению ряда экспертов это назначение, которое последовало вскоре после катастрофы «Суперджета» в Шереметьево, свидетельствует о том, что на должность поставили «чистильщика», который будет принимать серьезные кадровые и организационные решения. Поставят ли они гражданскую авиацию «на крыло» — большой вопрос, но вот реорганизационные решения будут точно приняты.

Читайте также
Без ракет: США хотят ужать весь ядерный потенциал России Без ракет: США хотят ужать весь ядерный потенциал России Продление договора СНВ-3 в Вашингтоне рассматривают как сокращение стратегических наступательных вооружений Москвы

Вернемся к площадке МАКС-2019, на которой Эрдоган едва не купил у Путина истребители Су-57, но лишь поцокал языком и поспешил обговаривать проблемы по Сирии. Гвоздь программы — пассажирский лайнер МС-21−300, который показали летающим в небе, еще два представлены на земле. Эти самолеты еще проходят летные испытания, и вопрос об их серийном производстве остается открытым (в 2017 году его так и не показали). Тем не менее, оценки достаточно высокие. «Пока весь мир переживает по поводу сдвига сроков возвращения в эксплуатацию Boeing 737MAX, Россия демонстрирует свою продукцию, не смотря на санкционное давление и ограничение по композитам. Отечественный лайнер по ключевым параметрам превосходит иностранные аналоги: он легче, имеет композитное крыло с большим удлинением, что улучшает аэродинамику, а его фюзеляж шире, чем у Boeing и Airbus, пассажирам в нем будет удобнее», — заявил замминистра промышленности Олег Бочаров.

Новинкой МАКС стал и средний многоцелевой вертолет Ка-62 в новой конфигурации. Машина получила удлиненный фюзеляж, французский двигатель и австрийский редуктор, которые позволили улучшить его эксплуатационные характеристики. К слову, именно этим вертолетом в медицинском варианте заинтересовался Эрдоган, проявив к нему больший интерес, нежели к боевым истребителям. Понятное дело, что на авиасалоне доминируют китайцы — экспозиция КНР самая крупная, представленная более 20 компаниями. Показывают гости из Поднебесной и макет дальнемагистрального самолета CR 929, который на паритетных началах разрабатывается ОАК и китайской СОМАС.

Всего же в авиасалоне участвуют более 800 компаний, в том числе из Бельгии, Германии, Великобритании, Бразилии, Израиля, Ирана и других стран. Понятно, что нет Украины, которая отметилась на МАКС в последний раз в 2013 году. Прошлый МАКС-2017 финишировал с заключенными сделками на 400 миллиардов рублей, сейчас предполагается не меньший объем контрактов. При этом новинок практически никаких, за исключением СМ-21. Ситуацию в большей степени спасают пилотажные группы, которых на нынешнем авиашоу будет рекордное количество.

Новости России: Робот «Федор» пошутил по поводу задержки со стыковкой

Новости мира: Израиль нанес массированный ракетный удар по Сирии

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Лариса Шеслер

Председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня