Прошедшие в воскресенье выборы отметились небывалым разгулом административного ресурса и тотальной информационной блокадой оппозиции. Кремль попытался взять весь избирательный процесс под контроль, ведь это было начало «репетиции» грядущего в 2024 году «транзита власти». Вот и боятся…
Народ разочарован, а у оппозиции — новые лица
Выборы в 2019 году стали одними из самых массовых в новейшей истории: по данным Центризбиркома, были замещены более 47 тысяч выборных должностей, свои кандидатуры выдвинули почти 106 тысяч человек. При этом самая важная тенденция кампании — резкое снижение электоральной активности: скажем, на выборах губернатора Мурманской области явка составила менее 35%, а в Астраханской области к урнам пришли менее 30% избирателей.
На растущий абсентеизм указывает, например, и такой факт: даже прокремлевский Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) заявил, что на некоторых участках на выборах в Мосгордуму более 70% участников экзит-полов отказались отвечать на вопрос о своем выборе.
«Усыхание» явки — не только следствие разочарованности населения в публичной политике (в первую очередь в липовой оппозиции вроде ЛДПР, «Справедливой России» или «Партии пенсионеров»), но и сознательная стратегия Кремля. Ведь при низкой явке проще «нарисовать» нужный результат.
Вместе с тем на этом фоне, несмотря на информационную блокаду, на авансцену в Москве и регионах вышли более молодые политики, которые еще недавно находились в тени более «опытных» собратьев, либо вовсе считались маргинальными.
Для Кремля нынешние выборы — это фактически начало репетиции большого электорального цикла, который начнется с выборов в Госдуму в сентябре 2021 года и завершится президентскими выборами в 2024 году. Главным итогом цикла даже не формирование нового парламента, а уход Владимира Путина с президентского поста: в соответствие с Конституцией, он не может быть избран более двух сроков подряд.
«Зачистили» всю Россию — от Астрахани до Братска
Уже сейчас кремлевские чиновники призадумались, какую должность занять Путину, чтобы сохранить всю полноту власти. Спектр вариантов — самый широкий: от председателя правительства до председателя Государственного совета. В экспертной среде грядущую смену уже назвали «проблемой-2024» и «транзитом власти».
Вне зависимости от будущей должности Путина, очевидно, что для минимизации рисков «транзита власти» на местах должны быть лояльные исполнители. Именно поэтому для Кремля так важны результаты выборов, на которые еще недавно мало кто обращал внимания, — не только губернаторских, но и мэрских.
Именно с этим и был связан небывалый разгул административного ресурса в отношении кандидатов на выборах в разных уголках страны — от Санкт-Петербурга до Братска. В некоторых территориях репрессии и вовсе зашкаливали: движение «Голос» отмечало, что было беспрецедентно много отказов в регистрации кандидатам в губернаторы даже от парламентских партий (сняли трех выдвиженцев от КПРФ и двух от ЛДПР).
В Астраханской области «зачистили» три четверти (12 из 16) кандидатов в губернаторы, а на выборах в заксобрание Севастополя — более трети выдвиженцев (115 из 298).
— От результата голосования в первую очередь зависела судьба некоторых высокопоставленных чиновников. И уж только потом беспроблемность пока гипотетического «транзита власти». Понятно, что нужны политические менеджеры, которые, если что, изберут любого (губернаторы отвечают за результат на территории, а за общий результат отвечают политические менеджеры из администрации президента). И пока все получается. Ну, вот возьмите Сергея Фургала. Да, была победа ЛДПР в Хабаровском крае. Но на президентских выборах она обеспечит результат основному кандидату, — рассказывает «Свободной прессе» руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
Власти нужен тотальный контроль
— Кремль уже не первый год использует самые разные варианты подбора и назначения врио глав регионов. Среди них есть промышленники и банкиры, силовики и чиновники, одних назначают врио фактически за год до выборов, других — практически за несколько месяцев до дня голосования. Думаю, что это происходит не только и даже не столько из-за необходимости решать «на ходу» проблему обновления губернаторского корпуса, сколько из желания опробовать самые разные варианты её решения и выбрать наиболее оптимальный, — уверен руководитель фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов.
При этом, на мой взгляд, одновременно решаются две задачи. С одной стороны, проверяется, кто из новых губернаторов наиболее успешно справляется с региональными проблемами, чтобы потом вернуть их в структуры федеральной власти, но уже на более высокий уровень А затем уже из них выбирать возможных преемников Путина.
С другой стороны, обновленный и эффективный губернаторский корпус в ближайшие годы должен обеспечить Кремлю возможность выбора любого варианта так называемого «транзита власти».
«СП»: — Но и жесткость репрессий в отношении оппозиции тоже была продиктована необходимостью без протестов и внутриэлитного раскола пройти «транзитный» период?
— В период «транзита власти» необходим тотальный контроль. В том числе и потому, что никто не представляет, каким именно будет этот транзит, — говорит директор центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов. — По моим ощущениям, выборы фактически превратились в плебисцит по доверию власти. Потеряна какая-либо концептуальность или идеология; выборы перестают быть конкуренцией программ. Конкретная фигура оппозиционного кандидата непринципиальна, а протестный электорат в ряде случаев уже не чувствует дискомфорта, голосуя даже за откровенных фриков.
Но при низкой явке и мощной «фильтрации» кандидатов появляется подозрение в общей легитимности всей новой реальности. Власть могла бы использовать выборы как инструмент восстановления пошатнувшегося доверия между обществом и государством. Но этого, к сожалению, не случилось.
Выборы: Россия и Москва голосовали со скандалами
Новости политики: Геннадий Зюганов прокомментировал результаты выборов