
Натовская интервенция в ближневосточные страны продолжает аукаться всему миру. На Европу грозит обрушиться новая волна беженцев, которых сорвали с насиженных мест гражданские войны. Впрочем, европейцам с их проблемами далеко до России, границы которой открыты для гастарбайтеров из многих постсоветских стран.
Гуманитарная катастрофа министров не пугает
Вчера министры внутренних дел Франции, Германии, Италии, Мальты и Финляндии (которые поочередно председательствуют в Европейском Совете) заключили временную сделку по перераспределению мигрантов, спасенных на морском пути в Европу. В перспективе соглашение, заключенное на Мальте, будет распространено на большее число стран.
Участники «Мальтийского совещания» (как его окрестили в европейской прессе) по существу искали обходной путь вокруг существующих договоров Евросоюза, которые возлагают тяжелое бремя приема мигрантов на «прифронтовые» страны — Греции, Италии и Мальты. Именно они, по существующим законам, и должны принимать прибывающих морским путем мигрантов. Хотя справедливее было бы, чтобы подобное бремя равномерно распределялось между разными государствами, ведь затем беженцы рассредотачиваются по всей Европе.
Впрочем, трезвомыслящие эксперты рассуждают, что никакой пользы от «Мальтийского совещания» не будет. Более того, новый порядок приема мигрантов даст карт-бланш националистически настроенным лидерам в Венгрии, Польше, Франции, Германии — чтобы они снова могли пугать бюргеров и буржуа «вторжением мигрантов».
Напомним, что миграционный кризис в Европе достиг апогея в 2015 году, когда в страны Евросоюза прибыло более миллиона мигрантов — из зон военных действий (таких как Сирия, Афганистан и Ирак), а также из экономически и политически неблагополучных стран (Эфиопия, Эритрея и многие другие страны Западной Африки). Затем цифры снижались. А вот нынешний сентябрь оказался первым с начала года месяцем, когда цифры миграционного притока превысили прошлогодние.
Впрочем, последствия кризиса продолжают аукаться Европе до сих пор: например, в греческих лагерях беженцев ситуация близка к гуманитарной катастрофе — они переполнены, причем треть мигрантов здесь составляют несовершеннолетние… приехавшие без взрослых. Их десятки тысяч, и правозащитники бьют тревогу, требуя мировое сообщество вмешаться в их судьбу. Но европейские лидеры больше озабочены краткосрочным решением проблем, нежели системным.
Ситуация в России с мигрантами хуже, чем в Евросоюзе
«СП»: — Сергей Владимирович, вы уже много лет занимаетесь экономикой миграции. Так что сейчас происходит в Евросоюзе?
— Количество беженцев в Евросоюзе снижается: на 60% в 2017 и еще на 40% по сравнению с пиком 2016 года. В прошлом году было подано 333 тысячи заявлений (по сравнению с 1,8 миллионами в 2016 году). Причем на Сирию приходится лишь 30% от общего числа прошений, еще 16% - на Афганистан и 7% - на Ирак. Кстати, в истории Европы это не рекорд — в годы войны в Югославии в начале девяностых было и больше 2 миллионов заявлений, — говорит старший эксперт Института экономической политики Сергей Жаворонков.
«СП»: — А с чем связано нынешнее сокращение числа беженцев?
— Причины сокращения связаны не с Турцией (она просто не может взять и катапультировать свою часть беженцев), а с политикой стран Евросоюза. Они прекратили рассматривать заявки из стран, признанных безопасными (а, на секундочку, раньше на третьем-четвертом месте по количеству заявок были Албания и Косово).
Стали удовлетворять меньше заявок, что также дестимулировало приезд (Италия раньше удовлетворяла более половины заявлений). Обратите внимание, что количество стран по заявкам очень неравномерно: скажем, Ливия находится на одном расстоянии с Италией, Испанией и Португалией, но в последние мало кто едет — знают, что там пошлют.
Растет популярность антимигрантских партий, и даже в тех странах, где у власти формально находятся не они, это все равно давит на правительства в целом. Наконец, кто-то из беженцев сам вернулся в Сирию и Ирак после освобождения большей части территории этих стран от ИГИЛ*.
«СП»: — А как бы вы в целом оценили эффективность миграционной политики Евросоюза?
— Еврокомиссия признала крах «плана Юнкера» по принудительному расселению беженцев по квотам в странах Евросоюза, план официально отменен. Это произошло на фоне сопротивления Польши, Венгрии, Чехии и Словакии: просто непонятно было, как действовать, если они отказываются от реализации плана. Нет механизма исключения из Евросоюза, только добровольный выход. Проблемы Греции и Кипра связаны с тем, что они пускают много беженцев, а не с тем, что Эрдоган стал много их выпускать.
«СП»: — И как это все отразится на России?
— Для России все это мало актуально, у нас заявки на получение статуса беженца удовлетворяются в счетном количестве дел. Хотя для нас сверхактуальны мигранты из Средней Азии, которые только легально находятся в стране миллионами! Ничего подобного нельзя представить ни в какой Германии, чтобы они вдруг взяли да отменили визы с какой-нибудь страной и стали миллионами запускать к себе ее граждан.
Новости России: В Москве арестовали женщину, потерявшую в лесу ребенка
ИГИЛ («Исламское государство») признано террористической организацией решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.