Нефть на глобальных рынках почти вернулась к ценовым показателям до атаки на саудовские НПЗ, в которой американцы поспешили обвинить Иран. Новый ценовой скачок может произойти на фоне очередного обострения американо-иранских отношений
Твиттер и CNN — орудия мировой политики
На прошлой неделе цены на нефть подскочили почти на 20% (в какой-то момент почти до $72 за баррель) после новостей о том, что атака на два нефтяных объекта в Саудовской Аравии лишила мировую экономику почти 5% глобальной нефтедобычи. Принц Абдулазиз бен Салман, министр энергетики Саудовской Аравии, заявил, что страна полностью восстановит прежний уровень добычи уже к концу сентября.
Вместе с тем, даже после корректировки цены закрепились на отметке в $65 за баррель (это примерно на 8% дороже, чем было до трагических событий в Саудовской Аравии). Очевидно, что на высоком уровне цены и впредь будет поддерживать напряженность на Ближнем Востоке.
Сразу после атаки на арабские НПЗ, вину за которые американцы поспешили возложить на Иран, Дональд Трамп заявил, что намерен направить в Саудовскую Аравию дополнительный контингент американских военных. Также Трамп сообщил в твиттере, что он приказал Государственному казначейству США «существенно увеличить» экономические санкции в отношении Ирана. Под ограничения на сей раз попали иранский Центральный банк и Фонд национального благосостояния.
В свою очередь, иранский министр иностранных дел Джавад Зариф, выступая в эфире CNN, решительно отверг возможность переговоров с США до тех пор, пока Вашингтон не смягчит антииранские санкции. А иранский президент Хасан Роухани недвусмысленно заявил, что, если не будут сняты санкции в отношении иранской нефтяной промышленности, Тегеран доступными ему способами прекратит международные перевозки через Ормузский пролив. Неудивительно, что серию атак на нефтяные танкеры, следовавшие под иностранными флагами по Персидскому заливу, связывали именно с Ираном.
Американцы специально разогревают рынки
«СП»: — Михаил Юрьевич, как вы полагаете, не стоят ли за последними событиями на Ближнем Востоке не только геополитические, но и экономические интересы региональных держав, желающих взвинтить цены на нефть?
— Безусловно, конфликт двух крупных региональных держав — Саудовской Аравии и Ирана -отнюдь не только идеологический, но и экономический, — говорит старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин. — Контроль над водными путями доставки нефти исключительно важен для всех нефтедобывающих стран региона, а в Персидском заливе самой сильной в военном отношении страной является Иран, и в этом плане, используя фактор реального присутствия, он вполне эффективно противостоит американцам, что в последнее время и доказал.
Нынешняя американская администрация своими воинственными заявлениями также вполне сознательно разогревает рынки. Не забудем, что ее возглавляет бизнесмен с большим опытом.
«СП»: — Если уж нефтяные рынки так остро реагируют на обещания войны, то что будет, если она и впрямь начнется?
— Мы с вами уже обсуждали, что антииранская коалиция стала сколачиваться еще до нападения на саудовские НПЗ. Однако в условиях начинающейся новой президентской кампании в США Дональду Трампу невыгодно начинать какие-либо боевые действия против Ирана, включая даже нанесение точечных авиаударов.
«СП»: — И, тем не менее, принимает решение отправить на Ближний Восток дополнительный контингент американских военнослужащих… Хотя еще недавно твердил о полном выводе войск.
— Я думаю, тут несколько разные вещи. В зоне Персидского залива Трамп старается помочь своему главному союзнику в регионе — Саудовской Аравии, поэтому и заявил об отправке дополнительных сил на Аравийский полуостров.
А вот в Сирии американская группировка не наращивается, но и не сокращается. Дело в том, что Трампу и турецкому лидеру Реджепу Эрдогану никак не удается найти компромисса по курдам, а именно «курдская карта» остается последним серьезным аргументом США на участии в послевоенном урегулировании в Сирии.
«СП»: — Сирийские курды, поддерживаемые американцами, тоже ведь контролируют крупные нефтяные месторождения, в том числе Рмелан. Каковы, на ваш взгляд, перспективы Сирийского Курдистана?
— Курды надеются получить автономный статус в послевоенной Сирии. В военном плане сегодня они рассчитывают на помощь американцев. Они продолжают вести переговоры с Дамаском, не отказываются от посредничества в этом вопросе России — единственной страны, способной смягчить позицию Турции в отношении курдов.
«СП»: — Кстати, о Турции. Так же, как Трамп шантажирует Иран, Эрдоган сейчас давит на Евросоюз: мол, Турция распахнет границы для сирийских беженцев, если европейцы не дадут Анкаре денег.
— Я согласен, что наступление сирийской армии в провинции Идлиб может привести к росту числа беженцев в Турции и, возможно, в Европе. Но также понятно, что это будет последняя волна! Сегодня в Идлибе скопились остатки радикальной сирийской оппозиции, включая не только боевиков, но и гражданских лиц, а без вскрытия этого «нарыва» стабильного мира в Сирии не будет.
Новости мира: Трамп не хочет давать денег Украине, пока этого не сделают европейцы