Политологи обратили внимание: первый зарубежный визит новый президент Литвы Гитанас Науседа совершил в Польшу, хотя отношения Вильнюса и Варшавы до этого были весьма прохладные. И нашел с Варшавой полное антироссийское взаимопонимание.
Видимо, предыдущий президент Литвы Даля Грибаускайте не очень-то любила Польшу из-за скрытого соперничества за первенство в регионе. Но что ж сравнивать Польшу с ее военным и экономическим потенциалами, влиянием и 38 миллионами населения с маленький Литвой, где уже меньше 3 миллионов жителей.
Надо полагать, новый президент Литвы, не связанный к тому же с компрометирующим советским прошлым, как Грибаускайте, оказался с меньшими геополитическими амбициями, и это в Варшаве оценили. «В географическом плане мы вроде бы являемся центром безопасности для стран Балтии, также и для Литвы, мы стараемся это оправдать и стремимся, чтобы союзников в нашей части Европы было как можно больше», — сказал президент Польши Анджей Дуда. По его словам, двум странам следует действовать сообща в создании транспортных и энергетических коридоров, добиваясь расширения присутствия сил НАТО. Варшава ждет установки элементов американской ПРО. В Литву только что прибыли 500 военнослужащих США с танками «Абрамс». Как говорится, по Сеньке шапка.
Отсутствие взаимной любви у Польши и Вильнюса крылось все же не только в региональном соперничестве, а большей частью в разных трактовках совместной истории. Точнее, периода захвата в 1920 году поляками виленского края с негласной санкции главы Польши Юзефа Пилсудского, кстати, уроженца Вильнюсского уезда, польской оккупации Вильнюса до момента его передачи Литве Сталиным.
18 сентября 1939 года в соответствии с тайным протоколом к пакту «Молотова-Риббентропа» Красная армия вошла в Вильнюс, на тот момент принадлежавший Польше, а 28 октября литовская армия торжественно вступила в свою древнюю столицу — ее Литовской Республике передал Сталин. То есть в эти дни Литва и Польша отмечают 80-летие … чего?
Польша — советской оккупации Виленского края в рамках пакта «Молотова-Риббентропа», забыв о своем собственном пакте Пилсудского-Гитлера, подписанном на пять лет раньше, в 1934 году. Литва — возвращения своей исконной столицы. Правда, Вильнюс все равно осуждает пакт «Молотова-Риббентропа».
А мы напомним послание народного комиссара иностранных дел СССР Вячеслава Молотова Чрезвычайному и полномочному послу Польши Вацлаву Гржибовскому от 17 сентября 1939 года, в котором говорится: «Польско-германская война выявила внутреннюю несостоятельность Польского государства. В течение десяти дней военных операций Польша потеряла все свои промышленные районы и культурные центры. Варшава как столица Польши не существует больше. Польское правительство распалось и не проявляет признаков жизни. Это значит, что Польское государство и его правительство фактически перестали существовать. Тем самым прекратили свое действие договора, заключенные между СССР и Польшей».
«Предоставленная самой себе и оставленная без руководства, Польша превратилась в удобное поле для всяких случайностей и неожиданностей, способных создать угрозу для СССР. Поэтому, будучи доселе нейтральным, советское правительство не может более нейтрально относиться к этим фактам, — говорилось далее в послании. — Советское правительство не может также безразлично относиться к тому, чтобы единокровные украинцы и белорусы, проживающие на территории Польши, брошенные на произвол судьбы, остались беззащитными. Ввиду такой обстановки советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной армии дать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии».
Да, Сталин отдал Вильнюс Литве, видимо, в преддверии войны с Гитлером планируя совершить то, что и случилось позже и является вхождением Литвы в состав СССР или, как говорят в Литве, первой «советской оккупацией». Тем не менее, Вильнюс снова стал литовским.
Поляки же до сих пор считают его как бы своим, но потерянным из-за Сталина. Литовцы, наоборот, — своей древней столицей, что явно ближе к истине, так как князь Гедимин, основавший Вильнюс, еще 25 января 1323 года назвал его своим стольным городом.
Да, вопрос о национальностях жителей Вильнюса непростой, как, впрочем, о национальности великих князей, которые, судя по канцелярским книгам Великого княжества Литовского, писанным на старобелорусском или западнорусском языке, явно имели отношение к славянам. Тот же Гедимин в Литве именуется Гядиминасом.
Войны, исторические перипетии, смена государственной принадлежности Вильнюса меняли и его национальный состав. В 1897 году, например, большинство в нем составляли евреи — 40%, почти все их потомки были убиты местными пособниками нацистов. Поляки в 1987 году составляли 30,9% населения Вильнюса, русские — 20,1%, белорусы — 4,2%, литовцы вовсе 2,1%. Но не надо забывать, что Вильна долгое время жила и под владычеством королей польских — великих князей литовских, оставаясь как бы литовской. Сказались и войны.
Только в один из дней в ходе русско-польской войны 1654−1667 годов в городе быдло вырезано, как говорят исторические источники, более 20 тысяч жителей. Ну и эпидемия чумы XVII века, крупные пожары 1610, 1737, 1748, 1749 годов сказали свое слово. К середине начавшейся в 1920 году польской оккупации древней столицы Литвы, в 1931-м, поляки уже составляли 65,9% населения Вильнюса, литовцы 0,8%, русские 3,8%.
Лишь при советской власти или как сейчас считают в Литве, второй «советской оккупации» число литовцев стало резко расти. В 1959 году их в Вильнюсе было уже 33,6% против 20% поляков и 29,4% русских, «понаехавших тут» на восстановление народного хозяйства. В 1979 году Вильнюс стал по сути литовским — 47,3% против 22,2% русских и 18% поляков. Сейчас литовцев в Вильнюсе по данным переписи 2011 года 63,2%, русских — 12%, поляков — 16,5%.
Эти числа свидетельствуют о сложной истории столицы Литвы, но ни в коем случае не ставят под сомнение ее государственную принадлежность, которую Польша пыталась изменить в самом конце войны.
В июле 1944 года подпольная Армия Крайова, подчинявшаяся польскому правительству в изгнании, пыталась взять Вильнюс под свой контроль: провела безуспешную операцию «Острая брома», названную так по одному из символов Вильнюса — воротам «Острая брама» («Острые ворота»). Вильнюс освободили от нацистов (в Литве пишут — «вытеснили») войска генерала Черняховского.
Даже ныне исторические перипетии отравляют отношения. Современные власти Литвы, по мнению партии «Избирательная акция поляков — Союз христианских семей» подвергают дискриминации польское население, запрещая вопреки Рамочной конвенции Совета Европы о защите нацменьшинств в полной мере использовать родной язык в местах компактного проживания поляков, искажают их фамилии в паспортах из-за отсутствия некоторых букв славянского алфавита в литовском языке, с большими трудностями возвращают землю бывшим землевладельцам и их потомкам.
В принципе, видимо, Гитанас Науседа решил закрыть страницы непонимания между Польшей и Литвой, тем более в ситуации обострения отношений этого региона с Россией на фоне потепления отношений Москвы с Берлином и особенно с Парижем.
Мнение Анджея Дуды о нашей стране общеизвестно и в принципе восходит к XVII веку. Освобождение Москвы и в целом Руси от польско-литовской, а по сути польской оккупации мы отмечаем 4 ноября в День народного единства. Польша всегда соперничала с Русью, ненавидела ее, готова была предать славянское единство, в том числе с Гитлером и жестоко поплатилась.
А Науседа активно обозначил свою позицию, близкую к польской, сейчас на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Заявил, что «Россия до сих пор не сделала ничего, чтобы заслужить доверие». Будто Москва «продолжает дестабилизировать соседние страны». Что Литва «никогда не признает незаконное присоединение Крыма» к российской территории.
И, видимо, адресуя выпад главам Франции и Германии, сказал: «Некоторые политические лидеры хотят создать новый геополитический союз от Атлантического океана до Владивостока с участием России. Это звучит интересно, но есть ли у нас общий интерес? Ответ, к сожалению, нет. Нам нужно помнить историю».
Ну так Россия ее тоже помнит. А Вильнюс и Варшава явно нашли общий язык.
Постсоветское пространство: Латвийский эсэсовец под колпаком СКР
Новости политики: Песков прокомментировал заявление Саакашвили о планах России воссоздать СССР