Плавучий космодром «Морской старт» (Sea Launch) подготовили к перебазированию из США в Россию. Для предстоящей транспортировки с платформы уже снято все иностранное оборудование, сообщили РИА «Новости» источники в ракетно-космической отрасли и правительстве.
Речь идет об информационно-связном оборудовании компании Boeing и пусковом украинском оборудовании для ракеты «Зенит» от «Южмаша». Оно складировано в порту приписки «Морского старта» — Лонг-Бич (штат Калифорния, США).
Платформа готова к переходу в Россию, однако, как отметил источник агентства, требуется разрешение на перебазирование от Госдепартамента США, и на этот счет сейчас «ведутся переговоры».
В «Роскосмосе» информацию не комментируют, ссылаясь на то, что владельцем космодрома является частная компания S7 Group. Однако и ее руководство никаких официальных заявлений пока не делало.
Впрочем, о возможности транспортировки пускового комплекса из Калифорнии в Приморье глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявлял еще мае текущего года на лекции в МГУ.
Он рассказал тогда, что его ведомство планирует совместно с компанией S7 перевести на Дальний Восток инфраструктуру проекта «Морской старт» и адаптировать ее под ракеты типа «Союз-5». По его словам, платформа будет грузиться ракетой типа «Союз-5» — «условно в городе Большой камень под Владивостоком», затем выходить в море на экватор, а оттуда запускать ракету в космос.
Это позволит увеличить грузоподъемность носителей данного типа с 17 до 22−23 тонн. К тому же, выводить спутники на орбиту с экваториальных широт намного дешевле.
Другое дело, что «Морской старт» изначально был «заточен» как раз на это. И точка старта поэтому располагалась на экваторе близ острова Рождества в Тихом океане. Однако проект вряд ли можно назвать особенно успешным.
За двадцать лет с плавучего космодрома было осуществлено всего 36 запусков — 32 из них успешных, три аварийных и один частично успешный. Последний состоялся 27 мая 2014 года: на орбиту был выведен европейский спутник связи Eutelsat 3 В. А в августе того же года было объявлено о приостановке пусковой деятельности в рамках программы из-за отсутствия заказов, после чего платформа и командное судно были законсервированы.
К этому времени из проекта фактически вышли все учредители — американская компания Boeing, норвежская Kvaerner, украинскими КБ «Южное», — и ведущее место в нем заняла российская РКК «Энергия» с 95-процентным пакетом акций. В сентябре 2016-го она объявила о продаже «Морского старта» российскому холдингу S7, который в марте прошлого года и стал законным правообладателем имущества (корабля и морской платформы с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, а также наземного оборудования в базовом порту Лонг-Бич) и товарного знака Sea Launch.
Теперь главный вопрос, дадут ли проекту в России новую жизнь?
— «Морской старт», действительно, создавался в кооперации с американцами, норвежцами и украинцами, — комментирует ситуацию эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. — Предполагалось, что совместная эксплуатация пусковой платформы будет выгодна всем.
То есть, спутники должны запускаться из так называемых южных широт — лучше всего с экватора. Чтобы определить эти широты как раз и был создан этот плавучий комплекс, который легко можно отбуксировать на любую точку. Он полностью был автоматизирован. И технологически представлял собой замкнутую пусковую установку, на которую вы привозите ракету, монтируете, и она оттуда стартует.
Кстати, именно с помощью «Морского старта» американцы смогли вывести на орбиту часть спутников системы Иридиум (Iridium), которые обеспечивают им глобальный интернет. И глобальную сотовую связь по всему миру.
Но потом компания Boeing как-то потеряла к нему интерес. К тому же, произошли известные события на Украине. И морской космодром фактически оказался не у дел, да еще на приколе в чужой стране.
«СП»: — Потому не очень понятно, почему Госдепартамент должен одобрить перебазирование имущества, которое принадлежит частной российской компании?
— Я думаю, сложности там связаны с некими внутренними подводными камнями, которые мешают установлению нормальных отношений между нашими странами. Это касается не только притеснения наших дипломатов, политиков, энергетических госкомпаний и компаний ВПК, но и частного бизнеса, который здесь представлен S7 Group.
Вообще, это компания, которая занимается вопросами частного бизнеса. Она абсолютно не связана никакими задачами с Минобороны. Ее сфера деятельности в этом проекты — коммерческие спутники.
Там все прозрачно, и все документы имеются. Однако процесс вывода платформы из американского порта проходит вот с такими сложностями.
Но если все-таки получится ее отбуксировать в морские границы России (скорей всего, действительно, во Владивосток), то это определенно важный шаг в развитии так называемой частной космонавтики. С помощью «Морского старта» можно будет выводить на орбиту небольшие спутники различных фирм на коммерческой основе. Прежде всего, конечно, в этом могут быть заинтересованы телекоммуникационные компании, компании, занимающиеся предоставлением услуг сотовой связи и интернета.
В принципе, направление достаточно перспективное
«СП»: — Но если «Зениты», а это единственная ракета, адаптированная под пуски с комплекса, не выпускаются больше, на каких носителях эти спутники предполагается выводить на орбиту?
— S7 ранее анонсировала, что они будут создавать ракетоносители совместно с «Роскосмосом». И это будут такие ракеты, которые по своим параметрам ни в чем не будут уступать российско-украинским «Зенитам». Речь может идти о ракете «Союз-5» («Иртыш») или одной из ее возможных модификаций.
«СП»: — Только разработки займут еще какое-то время… В лучшем случае, года два-три…
— Знаете, здесь очень тонкий момент — надо вначале получить этот «Морской старт» окончательно в собственность. Чтобы он был доступен для запуска ракет.
В принципе, проектирование уже идет. И такого рода ракету создадут из стандартных комплектующих, известных двигателей. Специалисты КБ «Роскосмоса» примут в этом участие. Останется только воплотить в металле. Но чтобы получить в металле, нужно, чтобы сам комплекс пусковой уже был в постоянной доступности компании S7.
Вот когда платформа благополучно доберется до Большого камня, только тогда можно будет говорить, что у этого проекта безоблачное будущее.
А пока на небосклоне наблюдаются тучи с американской стороны, непонятно только — это просто тучи, или какие-то грозовые. Мы просто не знаем, что могут предпринять США в самый неожиданный момент. Если они с нашими дипломатами поступают достаточно вольно, то как они поступят с оборудованием, которое напрямую влияет на американские национальные интересы? Я напомню, что космос у них является одной из приоритетных сфер для удержания мирового господства.
«СП»: — Могут запретить нам его использовать, или просто не отдадут?
— Очень сложно предположить, чем все это закончится. Но если у них вдруг возникнет желание распространить свои санкции и на этот объект, то это чисто политические мотивы. Не экономические, никакие другие. Это чистая политика.
Тем более что все прошлые договорённости уже утратили силу. Новый собственник вправе заключать любые договора, под любые носители, которые соответствуют параметрам этого стартового комплекса. И там не может быть строго оговорено, что разрешено использовать только ракеты «Зенит».
Это накладывает ограничения на любые проекты. А ведь космосом интересуются не только американцы. Есть многие страны, которые тоже хотели бы развивать собственные космические программы. И иметь свои группировки спутников на орбите, которые работают в гражданских целях. Это и телекоммуникационные, как я уже сказал, спутники, а также спутники, обеспечивающие навигацию и связь.
Конечно, адаптация комплекса под новые ракетоносители — задача технически сложная. Но она решаемая. И наши — российские — специалисты ее могут осуществить.
Политолог Александр Асафов тоже опасается неприятных сюрпризов от американского Госдепартамента:
— Безусловно, вопрос перебазирования из США морского космодрома, которым сейчас владеет российская компания, в основном, лежит в правовой плоскости. Ну, и в плоскости финансов еще.
Однако нужно совершенно отчетливо понимать, что палки в колеса американцы нам будут вставлять. Даже если для них самих в этом нет никаких дополнительных преференций. Исключительно из политических соображений, из того климата, который сейчас в международных отношениях сложился. Или, по крайней мере, будут создавать условия, которые существенно затруднят процесс.
А поскольку здесь присутствует потенциальный медийный контекст (а медийный в наше время означает — политический), они постараются использовать его на полную катушку.
Новости с орбиты: Российский корабль «Арго» вознамерился разорить Илона Маска
Космическая одиссея: Путин наградил Орденом Мужества американского астронавта