Новая «Северная (Арктическая) доктрина» США нацелена на то, чтобы забрать у России право на Северный морской путь, а Китай лишить возможности им пользоваться. Такое мнение в авторской статье для журнала «Печат» высказал сербский политолог Зоран Милошевич.
Он напомнил, как в мае текущего года на заседании стран, граничащих с Арктикой, американская сторона заявила делегатам из Канады, что им стоит забыть о праве на Северо-Западный арктический коридор. Китаю, мягко говоря, было предложено закрыть свои станции в Исландии и Норвегии и перестать вкладываться в инфраструктуру российского Северного морского пути (СМП). А, соответственно, Москве — вывести свои войска из региона и прекратить обустройство своего арктического Севера.
Таким образом, по мнению Милошевича, в Вашингтоне стали продвигать идею того, чтобы Северный морской путь стал общим, а не российским.
Это, в представлении американцев, якобы будет способствовать «обеспечению свободы судоходства в спорных районах и на морских путях».
На самом же деле, СМП, как считает сербский эксперт, важен для США, чтобы можно было шантажировать Россию и тормозить ее экономическое развитие — ведь для нее это не только международный логистический коридор, но и внутренняя транспортная артерия. Освоение которой позволит связать обширные воды восточной и северной части страны. Кроме того, Северный морской путь сделает возможным формирование единой колоссальной экономической системы, которая объединит территории Крайнего Севера и Дальнего Востока. А эти регионы обладают таким потенциалом, что могут стать локомотивом развития всего государства.
В Вашингтоне уже не раз заявляли о необходимости противостоять растущему российскому влиянию в Арктике. Так, госсекретарь Майк Помпео выражал обеспокоенность «российскими притязаниями» на международные воды Северного морского пути и планами соединить его с китайским морским «Шелковым путем».
О том, что Москва рассматривает возможность состыковать СМП с китайским морским «Шелковым путем», в апреле говорил президент России Владимир Путин, выступая на первом заседании круглого стола форума «Один пояс — один путь» в Пекине. Он подчеркнул, что реализация такого проекта будет способствовать созданию глобального и конкурентного маршрута, который соединит Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой.
На самом деле, Северный морской путь, как кратчайшая судоходная артерия Арктики между Северной Европой и Дальним Востоком, может стать хорошей альтернативой Суэцкому каналу, считают эксперты. Так, если длина пути, проходимого из Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал, составляет около 12500 морских миль, то через СМП — только 5770 морских миль.
Поэтому можно понять, почему американцы так нервничают, когда речь заходит о русских в Арктике.
В начале 2019 года, пишет Милошевич, министр ВМС США Ричард Спенсер заявил, что «текущая задача американского флота сводится к наращиванию сил в арктических водах, открытию новых стратегических портов (в районе Берингова моря) и расширению военных объектов на Аляске». А недавно в борьбу за Арктику включился и Дональд Трамп, проявив интерес к покупке у Дании автономного региона Гренландия.
По мнению заведующего кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Плеханова, военного политолога Андрея Кошкина, американцы «спохватились, когда Арктика оказалась серьезно освоенной Российской Федерацией». И теперь в их задачу входит «устранение» главного конкурента.
«Мы решаем внутри страны свои вопросы для улучшения положения в арктических широтах, а США нервничают и хотят вмешаться и разрушить этот весьма динамичный процесс. Вот почему они постоянно пугают, нагнетают волну в информационном пространстве, в дипломатической плоскости. Но приступить к реальным действиям, кроме проведения учений в Норвегии, пока не могут. Хотя вредить продолжают и собираются с силами, чтобы нанести какой-нибудь ущерб России и конкретно Северному морскому пути. За „кладовую“ планеты Земля объявлена гонка, и в этой гонке США хотели бы устранить лидера — Россию», — заявил в комментарии радио Sputnik военный политолог.
Все претензии американцев на Северный морской путь не имеют под собой никаких оснований — ни исторических, ни географических, ни правовых, уверен главный редактор журнала «Арктические ведомости» Александр Игнатьев:
— Есть Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года, в которой четко определено, что такое территориальное море, что такое исключительная экономическая зона
И там есть 234-я статья, которая гарантирует России право на Северные моря, поскольку они находятся во внутренних водах страны.
В соответствии с ней государства, воды которых течение более полугода находятся подо льдом, несут особую ответственность за состояние этих вод. И могут издавать недискриминационные правила для прохождения через эти воды.
Как вы понимаете, в Северном Ледовитом океане льдом они покрыты месяцев десять в году, включая и Северный морской путь. Соответственно, данная статья дает право и России, и Канаде вводить свои собственные правила прохода по этим, так сказать, «трассам», исходя из необходимости обеспечения чистоты окружающей среды, требований экологии
То есть, Конвенция ООН, это основной документ, который дает Российской Федерации право контролировать и вводить свои нормы прохода по этим водным артериям.
Кроме того, год назад был принят, так называемый, Международный полярный кодекс, который распространяется, как на Арктику, так и на Антарктику. Он выдвигает технические требования для судов, эксплуатирующихся в полярных водах с тем, чтобы минимизировать вредное влияние на людей и окружающую среду. И это тоже довольно-таки серьезные ограничительные меры, за соблюдением которых Россия имеет право наблюдать, поскольку Северный морской путь проходит вдоль ее территории.
«СП»: — Тогда на чем основываются претензии американцев?
— Американцы, как известно, имеют свое представление о мире. Они же считают себя носителями «демократической истины».
И они не являются членами Морской конвенции. Отсюда их противоречия с той же Канадой. Ведь если наш СМП называют Северо-Восточным проходом, то канадский именуется Северо-Западным.
Штаты считают, что это свободная для мореплавания зона, канадцы — что в соответствии с Конвенцией ООН там существует особый режим. И Канада должна осуществлять контроль над этими территориями.
Но, понятно, дело не только в этом. Есть еще политические причины, по которым США уделяют Арктике особое внимание. Значение Севера постоянно возрастает. И в стратегическом плане, и в военном, и в геополитическом. И как источника сырья — нефти, газа, редкоземельных металлов и проч.
С точки зрения театра военных действий, например, здесь проходит самая короткая траектория для ракет. Поэтому, естественно, сейчас все государства обратили свое внимание на Север. А США — особенно.
«СП»: — Но для освоения Арктики нужны не авианосцы, а ледоколы…
— С ледоколами у них, действительно, не очень. Один или два — всего.
Поэтому, конечно, они там ничего бы не смогли сделать. Ну, если только прошли бы, когда Северный морской путь открывается — а лед там сходит на один, два месяца в году.
Другое дело, что будет там, в связи потеплением? Откроется он целиком, не откроется…
Некоторые ученые, например, говорят, что через сорок лет вообще весь Северный Ледовитый океан будет свободен ото льда несколько месяцев в году. Но так это, или нет, еще большой вопрос. Потому что и сами ученые, в принципе, еще не определились, с чем связано нынешнее потепление климата, которое мы переживаем. Сменит ли его похолодание?
В общем, идут споры…
Мы же исходим из того, что имеем на сегодняшний день. Пока Северный морской путь весь открывается максимум на два месяца. И для того, чтобы эксплуатировать его в течение года, нужны особо мощные ледоколы, которые у нас есть, и которые строятся.
А в США, например, таких нет.
«СП»: — Глава «Росатома» Алексей Лихачев заявил на днях, что до конца года правительство должно утвердить план развития инфраструктуры Северного морского пути. Что имеется в виду?
— Должен сказать, что береговая инфраструктура (правильнее будет сказать, ее отсутствие), это пока самое слабое место СМП. Из-за чего западный транзит не идет через Северный морской путь в тех масштабах, которых бы нам хотелось. Отсутствует, скажем, возможность дозаправки, недостаточно спасательных станций, навигационных и метеорологических служб.
Все это требует огромных вложений, и пока еще всего этого не хватает.
Знаете, например, если суда идут через Суэцкий канал, то они могут где угодно дозаправиться. А чтобы пройти через СМП — из одного конца в другой, — эти суда должны вести на себе огромный запас топлива. Из-за этого они не могут уже брать в достаточном количестве коммерческие грузы.
С другой стороны, у нас там создаются собственные порты, районы нефтедобычи, газодобычи, добычи минеральных ресурсов, редких металлов. На данный момент за счет внутрироссийских, в основном, перевозок объемы по транспортировке по Северному морскому пути, которые были в Советском Союзе, уже превышены.
Кстати, 21 октября в Москве будет проходить конференция, посвящённая Северному морскому пути, и там можно будет узнать много интересного.
Новости политики: В Европарламенте боятся, что Грета Тунберг — агент Кремля