Помощник американского президента по национальной безопасности Роберт О’Брайен в эфире CBS заявил назвал условия, при которых Вашингтон прекратит поставки вооружений Киеву. По его словам, США рассчитывают на подписание мирного договора России и Украины, что создаст предпосылки для этого
«Я не буду углубляться в теоретические рассуждения о том, что может произойти. Надеюсь, Россия и Украина поладят, и будет что-то вроде мирного договора. Так что я не буду утверждать, что мы всегда будем делать это (поставлять оружие Украине)», — заявил О’Брайен.
Он также подчеркнул, что администрация Дональда Трампа — первая, кто начала поставки летального оружия в Киев. Комментируя ситуацию со спровоцировавшим начало процедуры импичмента американского президента телефонный разговор лидеров США и Украины, О’Брайен отметил, что Трамп в общении с зарубежными лидерами в первую очередь защищает интересы своей страны.
Напомним, ставший поводом для начала процедуры импичмента в отношении Трампа разговор с Владимиром Зеленским состоялся в июле этого года. В ходе него американский президент предлагал своему украинскому коллеге возобновить расследование против сына наиболее вероятного конкурента Трампа на выборах 2020 года — бывшего вице-президента США Джо Байдена, обещая в обмен на это финансовую и военную помощь.
Политические противники главы Белого дома утверждают, что таким образом Трамп давил на Зеленского, преследуя личные политические цели, чем совершил преступление. Кроме того, они в давлении на представителей администрации президента Украины они обвиняют юриста Трампа — Рудольфа Джулиани, который действительно несколько раз встречался в Киеве с высокопоставленными украинцами.
В конце августа стало известно, что Трамп поручил пересмотреть военную помощь Украине, якобы для того, чтобы удостовериться в том, что выделяемые средства «используются наилучшим образом» с точки зрения интересов Вашингтона. Однако Конгресс заставил президента разморозить поставки.
— Мы привыкли к тому, что Трамп не заморачивается деталями, но, как выясняется, и его советники владеют лишь приблизительной картинкой, — отмечает эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов.
— Складывается впечатление, что О’Брайен знает о конфликте в Донбассе понаслышке, а Минские соглашения для него пустой звук. От этой некомпетентности и перлы вроде «мирного договора». Логику американских деятелей понять можно: там идет война, значит, ее нужно завершить каким-то мирным договором. Но принять это невозможно, учитывая подробности, которые нам, в отличие от О’Брайена, хорошо известны.
«СП»: — Что лично для Трампа продажа оружия Украине? Бизнес или политика? А для Украины?
— Для Трампа это головная боль, которая досталась ему от демократов. Ни о каком бизнесе тут не может быть и речи — Украина берет оружие в кредит, который не факт, что отдаст.
Украина же, как известно, не обладает собственной субъектностью и вынуждена исполнять все желания своих заокеанских хозяев. Проблема в том, что хозяева запутались, потеряли интерес и сами уже не знают, чего хотят.
Учитывая сколько оружия досталось Украине от Советского Союза, она вполне могла бы обойтись без американской «помощи». Но США так не привыкли, их сателлиты обязаны брать на вооружение американские образцы. Конечно, это цирк, но цирк кровавый.
По словам политолога Александра Дудчака, заявление от О’Брайена — это шедевр американской трактовки событий.
—Украина и Россия не находятся в состоянии войны, поэтому и о мирном договоре речи быть не может. Подобная риторика может нравиться украинским политикам, которые называют Россию агрессором, но вести переговоры о мире нужно с теми, с кем Киев ведет гражданскую войну — с Донецком и Луганском.
«СП»: — Допустим, Москва и Киев «договорились» о мире. Означает ли это автоматический отказ Вашингтона продавать оружие?
— Штатам, конечно же, выгодно продавать оружие. А ради выгоды они готовы пойти на любое искажение действительности, подмену понятий, нарушение международного права. Пример — грабеж нефтяных ресурсов Сирии, где американцы уже совершенно не стесняются заниматься откровенной международной уголовщиной. В принципе, Штаты успешно навязывают различным государствам коммерческие поставки своих вооружений и в мирное время. Суверенитет Украины был уничтожен в 2014 году под управлением тех же американцев, теперь они имеют возможность навязывать Украине всё, что сможет потянуть украинский бюджет.
«СП»: — Ранее Трамп приостанавливал продажу оружия якобы для того, чтобы подстегнуть Киев начать расследование против Байдена. Ранее он уже сворачивал программу помощи Киеву, но под давлением Конгресса она была возобновлена. Что эта помощь для Трампа? Насколько она важна для него, и при каких реальных условиях он бы настоял на ее окончательном свертывании?
— Часть поставок была в виде «помощи», часть — обычные коммерческие поставки. Эта «помощь» скорее оказывается американским предприятиям ВПК, чем Украине. Схема была создана предыдущей администрацией США. Это своего рода коррупция, в которой Украина лишь повод для получения прибыли американскими поставщиками вооружений, связанными с той администрацией за счет налогоплательщиков. Но, при желании можно представить и как расходы средств из американского бюджета на нужды какой-то далекой страны, которые могли бы быть потрачены более эффективно для самих американцев, что вполне справедливо.
«СП»: — А готов ли Киев пойти на любые условия Трампа ради этого оружия или для него тут тоже есть красные флажки?
— Эта «помощь» — скорее факт политической поддержки Украины со стороны США. В любом случае, она не окажет решающего значения в обороноспособность ВСУ. Киев доказывал свою лояльность Вашингтону, выполняя выставленные условия. Получение оружия из США — символический, ненужный приз.
«СП»: — По некоторым данным, «Джавелины» Украине поставляются при условии, что они не будут применяться в Донбассе. Выполняется ли это условие? Или эти «Джавелины» все равно ничего не решают?
— Как в анекдоте: — Товарищ сержант, можно посмотреть телевизор? — Можно, только не включайте.
Американцы переживают, что «Джавелины» будут перепроданы на Донбассе или захвачены в качестве трофеев. А, может, боятся, что они окажутся не таким уж эффективным на практике. Такое ограничение при поставках как раз и подтверждает, что американцы рады продать один из самых дорогих в мире ПТРК, а Украине он, кроме как для войны на Донбассе и не нужен, тем не менее, Киев борется за его поставки, как за символ политической поддержки Вашингтона.
— Многие оценивают заявление Роберта О’Брайена, как знак давления США на Украину — ведь советник Дональда Трампа выражает надежду на заключение между Киевом и Москвой «мирного договора или соглашения», — поясняет ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
—Тем не менее, сам по себе данный комментарий является скорее благоприятным знаком для официального Киева — хотя бы потому, что О’Брайен не увязывает оказание такой помощи с какими-то иными факторами. Для сравнения, вспомним, как вице-президент США Майкл Пенс увязывал решение о предоставлении Киеву военно-технической помощи, в том числе, с антикоррупционными мероприятиями украинских властей. Упоминание же О’Брайеном необходимости урегулирования украино-российских отношений, с большой вероятностью, — не намек на некие условия для Киева, а скорее просто дежурная фраза.
Нельзя забывать, однако, что чем больше Трамп и Байден будут «бить» друг друга, напоминая о делах, связанных с Украиной, тем больше сама украинская тема в американском медиа-пространстве будет ассоциироваться с коррупцией.
Новости Украины: Киев откажется от закупок электроэнергии у России