В минувший четверг Литву облетела сенсационная новость — президент Гитанас Науседа помиловал двух граждан России, осужденных в республике за шпионаж в пользу РФ.
Впрочем, СМИ заранее предполагали такой исход дела, так как месяц назад в прессу просочилась информация о возможном обмене этих граждан на литовских разведчиков. А прохождение в Сейме Литвы поправок к Уголовному кодексу, принятых на этой неделе и детализирующих право президента на помилование осуждённого, который включен в соглашение об обмене разведчиками, СМИ прямо так и называли принятием «закона об обмене шпионами». Правда, ни литовские, ни российские власти не подтверждали возможный обмен.
Итак, кого же помиловал Гитанаса Неуседа?
Речь о Николае Филипченко, считающемся здесь офицером ФСБ из Калининграда, и Сергеем Моисеенко, которого называют офицером ГРУ. Филипченко задержали 29 апреля 2015 года во время поездки поездом через Литву из Калининградской области в Белоруссию. Литовская правоохрана обвинила его в использовании поддельных документов и «проникновении в органы государственной власти Литвы и литовские правоохранительные и разведывательные службы».
Суд посчитал доказанным, что Филипченко пытался завербовать офицеров Министерства обороны, чтобы те установили подслушивающие устройства в кабинете и резиденции президента Дали Грибаускайте. Российский разведчик получил 10 лет лишения свободы. Его отправили в Вильнюсскую колонию. Сначала он подал апелляцию, но потом отозвал ее, что позволило предположить вероятность секретных переговоров спецслужб двух стран о возможном обмене.
Сергей Моисеенко получил 10 лет и 6 месяцев. Его арестовали 28 февраля 2017 года. На самом деле он был военным хирургом, жил в Литве с 70-х годов. В Шауляе ведь стояла советская военно-воздушная часть, здесь был построен мощный аэродром, который готовили, в том числе к приему космического челнока «Буран». После распада СССР на этом аэродроме дислоцировались истребители НАТО, осуществляющие миссию военного патрулирования неба над Прибалтикой. Своих истребителей у Литвы нет, поэтому по принципу ротации здесь меняются самолеты ведущих стран — членов НАТО.
Моисеенко остался в Шауляе и, по данным литовской правоохраны, скрыв наличие российского гражданства, получил и литовское. Когда стало известно о паспорте РФ, его литовский документ аннулировали. Моисеенко обвинили в том, что в 2012 году он завербовал знакомого ему с детства офицера базы ВВС Литвы в Шяуляе Сергея Пушкина для получения информации о вооруженных силах республики, о миссии воздушной полиции НАТО, о местах дислокации самолетов альянса, в том числе, в Афганистане
Сергей Нарышкин, директор Службы внешней разведки России, заявил, что Россия ответит на шаги литовского президента «зеркальными действиями».
Как сообщают, Россия вернет в Литву двух граждан республики. По данным агентства BNS, Москва должна помиловать Евгения Матайтиса и Аристидаса Тамошайтиса, осужденных в 2016 году. Московский суд приговорил Тамошайтиса к 12 годам лишения свободы, а суд Калининградской области назначил наказание Матайтису, имевшему гражданство Литвы и России, в виде 13 лет лишения свободы. По данным российский спецслужб, оба выполняли задания военной разведки Литвы. Правда, официальные лица Литвы не комментировали принадлежность этих людей к своим разведывательным структурам, но раз их готовят к обмену, то все, как говорится, ясно.
Пишут также, что в соответствии с соглашением с Литвой, Россия может помиловать бывшего норвежского пограничника Фруде Берга, который также был осужден за шпионаж. «Он собирал сведения по атомным подлодкам. Берг был привлечен Норвежской разведывательной службой и за денежное вознаграждение согласился с ней сотрудничать. Он был задержан при получении информации от гражданина России, который работал на оборонном предприятии и действовал под контролем ФСБ», — рассказала журналистам гособвинитель Милана Дигаева. В итоге Берг получил 14 лет. Какое отношение норвежец имеет к литовскому «закону об обмене шпионами» — пока не совсем понятно.
Адвокат Николая Филипченко Галина Кардановская приветствовала решение Гитанаса Науседы о помиловании. «Можно только радоваться. И наши граждане вернутся в Литву», — сказала она. Но заметила, что её не известны подробности предстоящего освобождения. «Это больше не моя компетенция», — почеркнула Кардановская.
У России есть опыт обмена разведчиками со странами Балтии.
26 сентября 2015 года в Псковской области на мосту через реку Пиузу на границе с Эстонией был осуществлен обмен сотрудника полиции безопасности балтийской республики Эстона Кохвера, осужденного у нас за шпионаж на 15 лет, на бывшего сотрудника этой же полиции Алексея Дрессена, который, как утверждала эстонская правоохрана, работал на российскую разведку. Дрессен получил 16 лет. Его обвинили в том, что он передавал России информацию о разведывательной деятельности НАТО против РФ и что его сведения помогли ФСБ раскрыть сеть агентов, работавших в разных регионах России.
С октября прошлого года под арестом в Литве находится бывший лидер Социалистического фронта Литвы Альгирдас Палецкис, которого обвинили в шпионаже на Россию. Он категорически отрицает такие обвинения, заявляя, что это политическая расправа. Его обвинили в сборе и передаче России сведений о прокурорах и судьях, имеющих отношение к расследованию дела о трагических событиях 13 января 1991 года.
Следственный комитет РФ возбудил против них уголовное дело по подозрению в преступлении, предусмотренном в Уголовном Кодексе РФ в статье «Вынесение заведомо неправосудного приговора».
В ночь с 12 на 13 января 1991 года военнослужащие так называемого «Северного городка» в Вильнюсе — советского гарнизона — попытались восстановить действие Конституции СССР в Литве, объявившей независимость 11 марта 1990 года. Группа «Альфа» заняла Вильнюсскую телебашню. Сюда пришли танки гарнизона, которые, по утверждению советской стороны, стреляли холостыми вверх. У башни погибли защитники свободы, которых туда призвал профессор Витаутас Ландсбергис.
В Литве утверждают, что их убили советские военнослужащие. В России считают, что это сделали неизвестные провокаторы, стрелявшие с крыш окрестных зданий. Эту же мысль поддержал в одной из публичных дискуссий Альгирдас Палецкис, заявив: «А что было 13 января, значит, у башни? Сейчас выясняется, что свои стреляли в своих». Тогда его осудили за клевету и отрицание «советской агрессии», он получил штраф, эквивалентный 3 тысячам евро.
Сейчас его обвиняют в создании шпионской сети и передаче секретных сведений о судьях и прокурорах в Москву.
Постсоветское пространство: Москва оставит Эстонию без российского транзита
Военные новости: Лукашенко возмущен, что Россия не помогла Белоруссии истребителями