Центр исследований геноцида и сопротивления жителей Литвы провел исследование расходов и доходов Литовской ССР и пришел к окончательному выводу: маленькая республика кормила весь Советский Союз.
Это утверждение касается вопроса о возмещении ущерба от так называемой «советской оккупации». После восстановления независимости Литвы, объявленного Верховным Советом Литовской ССР — Восстановительным Сеймом 11 марта 1990 года, местные законодатели объявили оккупацией весь советский период, а позднее криминализовали отрицание. За отрицание такого юридического определения можно получить до двух лет тюрьмы.
Освобождение от гитлеровцев в 1944-м здесь называют началом второй «советской оккупации», и поэтому 9 мая не празднуют День Победы, а первой «советской оккупацией» называют вхождение Литовской Республики в состав СССР в 1940-м году. Теперь подсчитывают, сколько правопреемник СССР — Россия — должна выплатить республике за ущерб, как считается, нанесенный в годы «советской оккупации». Имеются в виду затраты на содержание Вооруженных сил СССР, ущерб, нанесенный окружающей среде воинскими частями, пытаются оценить в деньгах последствия сталинских репрессий.
Сейм даже принял закон, который в российских СМИ неточно формулируется как закон, требующий от России возмещения ущерба, но на самом деле обязывающий правительство Литвы начать переговоры с Москвой о возмещении ущерба от «советской оккупации».
Москва на такие переговоры не идет, не принимает подобные претензии, не считает советский период оккупацией. Поэтому и дискуссии с Вильнюсом не ведет, просто наблюдая со стороны. Но на публицистическом уровне эксперты и журналисты России в основном доказывают, что СССР потратил на развитие Литовской ССР огромные деньги — на строительство городов, заводов, портов, дорог
В интервью изданию «Литовский курьер» в 2017 году посол России Александр Удальцов, сопоставив финансовые потоки из Литвы в Россию и наоборот, заявил, что «Россия, как наиболее крупная республика в рамках бывшего Союза, вносившая основной вклад в общий бюджет, вправе поставить Литовской Республике встречный вопрос о компенсации нам средств, собранных, кстати, и за счет других союзных республик и перераспределенных в пользу Литвы, а также за счет поставок из России энергоресурсов, минерального сырья по ценам значительно ниже мировых, на сумму более $72 млрд.».
Но Вильнюс не согласен. Руководитель Центра исследований геноцида и сопротивления жителей Литвы Тересе Бируте Бураускайте еще в 2018-м заявила: «В 1995 году специальная комиссия уже оценила нанесенный оккупацией СССР ущерб в 23 млрд. евро. Принят и специальный закон, который обязывает стремиться к возмещению ущерба. Мы, согласно этому закону, будем стремиться забрать у России то, что мы им дали — ведь не СССР кормил нашу республику, а наоборот. Литва, как и Латвия с Эстонией, кормила СССР. Мы поставляли им еду, продукцию машиностроения и все остальное. Если бы не прибалтийские республики, то в СССР вообще ничего бы не было».
Литовский портал 15min. lt поясняет: местное исследование по вопросу о том, кто кого кормил, осуществлялось на основе данных союзного и республиканских бюджетов за период 1944—1990 годов. Говорится, что это — документы рассекреченного фонда Банка Литвы, относящиеся к советской финансовой отчетности и структуре финансового управления.
«Цель исследования — проиллюстрировать советский миф о том, что Литва поддерживалась Советским Союзом, и на каком основании это может быть опровергнуто», — заявила специалист Центра Вида Комичене. Эту мысль она озвучивала еще 22 марта прошлого года в Риге на конференции «Идентифицированный ущерб странам Прибалтики от советской оккупации», где прибалтийские министры юстиции решали, сколько денег требовать от России в качестве компенсации за «советскую оккупацию». Судя по спорам, так и не решили, какой куш сорвать с России.
Эксперт утверждает, что, например, в период с 1946 по 1951 год в Литве было оставлено 6 миллиардов рублей их собранных средств, а в Москву направлено 8 миллиардов. Цифр Центр приводит много, но суть их одна: Литва отдавала больше, чем оставляла себе.
К тому же, по словам Виды Комичене, в период 1958—1972 гг. г. в Литовской ССР, которую эксперт называет не иначе, как «оккупированной страной», велось интенсивное развитие инфраструктуры военных баз, постоянное укрепление военной готовности, что также наносило ущерб экономике республики.
Спор этот, видимо, бесполезный. Литва будет приводить цифры, которые выгодны ее элите и замалчивать другие, апеллировать к трагическим страницам общей истории, к сталинским репрессиям, что невозможно отрицать и признано руководством России. Но как все-таки быть с теми самыми городами, портами, заводами?
Про заводы скажут, что они устарели и вообще по сравнению с западными были плохими, их пришлось ликвидировать. А почему не модернизировать? И что можно сказать про пользу, которую они приносили в те времена? Про города скажут, что дома строились по старым энергоемким технологиям, сейчас приходится проводить дорогостоящие реновации. Про дороги заявят, что они развалились. Про порты, что они и так были до «советской оккупации».
Зато не скажут, например, про нефтеперерабатывающий комплекс Литвы, который кормит республику до сих пор и считается стратегическим объектом, хотя был построен в годы «советской оккупации». Про крупнейший в СССР йонавский завод азотных удобрений, ныне концерн Achema Group, возникший в годы «глубокого застоя» в СССР. Про Игналинскую АЭС, которая с 1983 года давала дешевое электричество и была остановлена в новогоднюю ночь на 2010 год по воле самой Литвы, точнее, по требованию европейских лоббистов — Еврокомиссии, связавшей вступление Литвы в Евросоюз с остановкой этой станции.
Я не эксперт, но полагаю, что если уж дискутировать на эту тему, то при всей спорности периода все же следует сопоставлять не только финансовые потоки, которые шли в Москву и из Москвы, а и тот вклад, который внес Советский Союз в развитие промышленности, строительной индустрии, сельского хозяйства Прибалтики, кстати, при участии тружеников со всего СССР. Если в военнослужащих и высших партийных советских чиновников Союза нынче в Прибалтике бросают камни, то тружеников трудно назвать оккупантами.
Кстати, любопытно: и тут проявляется избирательный подход. Компартия в Литве запрещена после трагических событий 13 января 1991 года в Вильнюсе, но когда в этом году в Сейме предложили признать преступной Компартию Литовской ССР с вытекающими для ее бывших членов последствиями, что, казалось бы, логично, если считать советский период оккупацией и при запрете в целом компартии, то против выступил сам профессор Витаутас Ландсбергис, идеолог правых Литвы. Еще бы, тогда пострадали бы президент Даля Грибаускайте, которая защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук в аспирантуре при Академии общественных наук при ЦК КПСС, министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс, в советские годы возглавлявший отдел ЦК комсомола Литовской ССР, и другие видные деятели современной Литвы, верные заветам местных консерваторов.
Так кто кого все-таки кормил в советский период? В открытом доступе в СМИ есть сведения, свидетельствующие, что, например, непосредственно перед распадом СССР Литва производила товаров и продуктов на 13 тысяч долларов США на душу населения, а потребляла на 23,3 тысячи долларов на душу населения. В Латвии и Эстонии эти показатели еще более разительны — 16,5 тыс. против 26,9 тыс. и 15,8 тыс. против 35,8 тыс. Эти показатели не очень совпадают с выводами Центра исследований геноцида и сопротивления жителей Литвы.
Вида Комичене призвала к исторической дискуссии на тему экономических взаимоотношения республики с центром. А вот это правильно. Но если уж спорить, то участие в дискуссии должны принимать не только прибалтийские министры юстиции, как было в Риге.
Постсоветское пространство: Россия и Литва меняются разведчиками, которых судили за шпионаж
Новости Союзного государства: В Кремле оценили выпад Лукашенко в адрес союза с Россией