Президент Украины Владимир Зеленский предлагает заменить на территориях ДНР и ЛНР подразделения Народной милиции патрулями некой, никому пока неведомой и ни с кем не согласованной «муниципальной стражи». По мысли Зеленского, в такие патрули должны войти украинские нацгвардейцы (в недавнем прошлом — солдаты и офицеры внутренних войск), представители ОБСЕ, а также — самопровозглашенных республик, не участвовавшие в боевых действиях.
С подобной идеей глава государства намерен выступить на предстоящей встрече «нормандской четверки» в Париже. Об этом он сам рассказал бывшими украинским студентами, принимавшими участие в событиях на Майдане в ночь с 29 на 30 ноября 2013 года.
При этом президент не уточнил, должен ли, по его мнению, каждый патруль «муниципальной стражи» состоять именно из трех человек: по одному от Украины, от ОБСЕ, а рядом с ними — вооруженный представитель ЛДНР? Или речь идет только о пропорциональном распределении?
Стоит отметить, что Минскими соглашениями никакой «муниципальной стражи» в Донбассе не предусмотрено. Зато документ оговаривает легализацию в законодательном поле Киева в отдельных районах Донецкой и Луганской областей собственных отрядов Народной милиции. В настоящий момент такое название носят 1-й и 2-й армейский корпуса республик, являясь, по сути, полноценными вооруженными силами. С танками, тяжелой артиллерией и РСЗО. Если продолжать мысль Зеленского — эти подразделения должны быть разоружены и выведены за пределы международно-признанных границ Украины. Куда? И что тогда останется на Донбассе от нынешней Народной милиции?
Кроме того, Минские соглашения подразумевают амнистию для всех участников боевых действий. В этой связи непонятно: с какой стати Киев предлагает не допускать ветеранов со стороны республик к исполнению надзорных и полицейских функций? Между тем, судьба закона об амнистии до сих пор не ясна. Украинская сторона не первый год противится его принятию, предпочитая амнистировать только участников гражданской войны со своей стороны.
В общем, что-то Зеленский снова темнит накануне саммита. К чему выдумывать что-то новое, если есть текст Минских соглашений, которые надо просто выполнять?
— Именно. Ничего подобного «муниципальной страже» в Минских соглашениях нет. Это, конечно, заранее неприемлемое предложение для республик, эти соглашения подписавших, — подчеркивает киевский публицист Дмитрий Скворцов. - Ведь Зеленский поясняет, что в «стражу» войдут «нацигвардейцы» (читай — каратели Донбасса). Тогда как защитники Донбасса (от этих самых карателей) туда не войдут. И зачем Донбассу это надо?
«СП»: — Для чего тогда Зеленскому нужна эта «стража»?
— Да ему она и не нужна. Ему нужны разговоры о ней. Чтобы показать нацистской части украинского общества, что президент до последнего пытается саботировать/переписать эти «антиукраинские» соглашения. Подписанные и его «попередником» — Порошенко.
«СП»: — Если предположить, что все же будет создана «муниципальная стража»
— что с Народной милицией тогда?
— Не станем додумывать за человека, который сам понимает, что выдвигает заведомо неприемлемые условия. Которые не будут иметь никакого продолжения. Зеленский — умный человек. Он понимает, что в данном случае важен процесс (бесконечного выдвижения предложений), а не его результат.
«СП»: — Кстати, закон об амнистии в Киеве и не собираются принимать? Каким он, по-вашему, должен быть? И должен ли распространяться абсолютно на всех участников вооруженного конфликта?
— Ну, закон об амнистии всем участникам государственного переворота 2013−2014 годов они уже приняли. По логике общенационального примирения должны объявить амнистию и тем, кто противостоял и противостоит перевороту. В частности — ополченцам Донбасса. Если хотят, конечно, возвращения «неконтролируемых территорий» в состав Украины.
Но на самом деле ни Донбассу, ни киевскому истеблишменту не нужен этот перманентный «головняк». Но киевскому режиму требуется «игра в реинтеграцию». «Игра» перед своими нацистами (не столь многочисленными, но вооружёнными и пассионарными). И перед «мировым сообществом». Иначе помощь из-за рубежа «страдающей от агрессии» Украине вообще прекратится.
«СП»: — Наличие в «муниципальной страже» представителей ОБСЕ указывает на то, что она замышляется как временная структура — лишь на переходный этап. Примерно подобное в свое время предлагали сербам в Восточной Славонии (Эрдутское соглашение). В итоге все сербские органы самоуправления были лишены власти. А сербы лишились представительства в любых госорганах. Нет опасения повторения такого сценария?
— Представители ЛДНР и сами не раз заявляли, что не допустят «сербских» сценариев. Следовательно, как минимум — знают при них. А предупреждён — значит, вооружен.
Да и о «честности и объективности» ОБСЕ все мы теперь в курсе.
«СП»: — Как, кстати, в целом можно представить сосуществование республиканских структур с украинскими органами власти в случае реализации «Минска»?
— Чисто гипотетически — тут даже не сосуществование, а вхождение представителей ЛДНР в законодательный орган власти. Это значит усиление и радикализация всех антинатовских и русофобских законопроектов. А на местном уровне — блокирование на территориях республик с особым статусом украинских законов — о «мове», образовании, «декоммунизации», о запрете на торговлю и транспортное сообщение с РФ.
Тогда нынешние ЛДНР станут раздражителем и объектом ненависти для всех остальных регионов Украины, не имеющих особого статуса. И фактором дальнейшего развала Украины.
— Зеленский, прежде всего, — профессиональный лицедей. И остался таковым в большой политике, — уверен историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский. — А лицедей — он озвучивает то, что написал для него драматург. Но никак не то, что сам думает. Поэтому веры словам лицедея быть не должно.
Однако самое главное — в другом. Драматург и режиссёр вложили эти слова в уста лицедея в преддверии встречи в «нормандском» формате.
Мы знаем, что Киев на протяжении нескольких недель демонстративно выполняет Минские соглашения с превеликим скрипом и исключительно из-под палки. Хозяевам Зеленского важно добиться либо пересмотра Минских договорённостей, либо отказаться от их выполнения. Но отказаться не просто так, а чтобы сослаться на уважительную причину.
Вот для этого Зеленский и озвучивает то, что заведомо неприемлемо для республик Донбасса. И, кстати, для этого же и готовятся беспорядки в Киеве в дни парижского саммита. Для демонстративного выхода из Минского процесса лучшего форс-мажора не придумаешь…
— Предложение Зеленского — это попытка навязать обсуждение сценария по Донбассу, который противоречит Минским соглашениям, — также считает политолог Александр Дудчак. — Пусть подобные идеи он обсудит с представителями Донецка и Луганска. Но, вряд ли Зеленский их обрадует идей о возможности присутствия «правосеков» * под видом «муниципальной стражи» на улицах Донбасса. Да еще — в качестве правоохранителей.
«СП»: — А как быть с Народной милицией", которая, кстати, предусмотрена «Минском»? Разоружить и вывести за пределы Украины? Куда?
— Даже в несогласованном с республиками киевском законе об «ОРДЛО» признано за Луганском и Донецком право на Народную милицию. Так что никаких причин для её разоружения нет. Даже у Украины.
«СП»: — Зеленский намерен предложить это на встрече в Париже. Что ему ответят?
— Если Зеленский решил просто «заболтать» встречу, используя отведенное ему время на бесполезные разговоры, и не желает, чтобы в выполнении Минских соглашений был хоть какой-то прогресс — тогда он на верном пути. Впрочем, на Западе это могут назвать «стремлением Украины к поиску решений» — у западных партнеров зачастую логика хромает.
«СП»: — Если представить, что Москва, Берлин и Париж инициативу с «муниципальной стражей» поддержат — это осуществимо сугубо технически?
— А какие уникальные способности могут быть у известной комбинации из «лебедя-рака-щуки»? С чем так не справляется Народная милиция, что ей в помощь необходимо придать «правосеков» и сотрудников ОБСЕ? И снова: насколько все это осуществимо — нужно спрашивать и у представителей Луганска и Донецка.
* Решением Верховного суда РФ от 17 ноября 2014 года «Правый сектор» был признан в России экстремистской организацией, его деятельность в РФ запрещена.