На прошедшем 10 декабря заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) режиссер Александр Сокуров призвал Владимира Путина «придумать Россию заново».
В ответ на это президент возразил, что «придумать» какую-либо страну нельзя. «Есть такой человек в нашей не такой уж давней истории — господин Ульянов, он же Старик, он же Ленин, у него там еще какие-то клички были. Вот он — придумал… И теперь мы не можем понять, что делать с Бутовским полигоном и как выстроить там работу, чтобы люди не забыли, кто там лежит в земле. Вот он напридумывал!» — цитирует слова главы государства, в частности, телеканал РЕНТ-ТВ.
Также Владимир Путин выразил мнение, что именно Владимир Ленин придумал и госструктуру, которая заложила «мину под российскую государственность», складывающуюся тысячу лет. При этом политик заметил, что сейчас не место и не время подробнее излагать точку зрения на этот счет, однако в будущем он это, возможно, сделает.
Примечательно, что глава государства резко критикует деятельность основателя СССР в частности и большевиков вообще уже не в первый раз.
Так, в июне 2012 года он заявил, что Россия проиграла Первую мировую войну 1914−1918 годов из-за национального предательства первых советских руководителей. В марте 2013 года он назвал войну с Финляндией 1939 года попыткой СССР исправить исторические ошибки, допущенные в 1917 году. В 2016 году, на заседании президентского Совета по науке и образованию президент сравнил идеи Владимира Ленина со взрывом атомной бомбы под зданием, которое называется Россия.
Возникает вопрос: почему и для чего человек, вышедший из недр, пожалуй, наиболее могущественной советской структуры, когда-либо рожденной именно большевиками, столь негативно отзывается об отцах-основателях социалистического строя? С какой такой далеко идущей целью бывший чекист фактически пополняет ряды сокрушающихся о «России, которую мы потеряли»?
Как пояснил «СП» экс-директор Центра исследования политической культуры России (ЦИПКР КПРФ) Сергей Васильцов, критика большевизма нынешними властями — довольно старая и типичная тема, при том, что своих проблем у нынешней России более чем достаточно.
— Та же власть поделена, словно Тяни-Толкай. Одна голова — в одну сторону, другая голова — в другую. Путин провозглашает принципы патриотизма, отстаивая их во внешней политике, Медведев же продолжает либеральный курс. В результате страна расползается в разные стороны. Это ясно видит каждый, кто живет в России.
Один из путей, так сказать, объяснения такого парадокса — старая избитая технология как раз перевода стрелок на кого-то другого. На большевиков, на Сталина, на Ленина, на кого-то еще. В таких случаях следовало бы возразить — уважаемые господа, а посмотрите-ка, пожалуйста, лучше на себя.
Мину-то на самом деле заложили не большевики, а либералы Временного правительства. Именно они, кстати, а не большевики, свергали царя и уничтожали Российскую империю, незадолго до этого клявшись в верности государю императору. Ленин приехал на паровозе, когда царь уже был под арестом.
«СП»: — Почему именно нынешние власти поднимают эту тему, ведь речь-то идет о событиях более чем столетней давности…
— Потому что именно нынешние власти — представители тех либеральных кругов, которые уничтожили Советский Союз. Именно либералы последовательно развалили сначала царскую империю, потом империю красную. А теперь разводят руками и удивляются — а кто же это сделал? Но достаточно открыть более-менее честный школьный учебник по истории, как сразу станет ясно, кто какие мины подо что закладывал, и кто и когда их взрывал. И тут можно только пожать плечами и с грустной улыбкой поинтересоваться: а что, [президенту] уже больше не о чем поговорить?
Ну, пусть уж он тогда поговорит о Борисе Ельцине, о наших либералах 80-х годов прошлого века. Они с чего свою деятельность начинали? Молодые поколения вряд ли уже помнят, но ведь первый лозунг наших либералов был «Больше социализма». Ну а что сделали? Уничтожили страну! Потери населения составили 14 миллионов человек, половина от официальных потерь в Великой Отечественной войне! Но наше нынешнее руководство почему-то делает вид, что об этом оно то ли не знает, то ли забыло.
«СП»: — Говоря о том, что Ленин придумал госструктуру, которая заложила «мину под российскую государственность», складывающуюся тысячу лет, Путин заметил, что сейчас не место и не время подробнее излагать точку зрения на этот счет, однако в будущем он, возможно, это сделает. Но ведь российская государственность, складывающаяся тысячелетиями, зиждилась на княжеской, а затем на царской власти.
После этого как-то сами собой вспоминается высказывание Владимира Жириновского о том, что ЛДПР с удовольствием носила бы название монархической, и его предложение раз в год начинать заседания Госдумы с исполнения «Боже, царя храни», а также предложение главы Чеченской республики Рамзана Кадырова о том, что «пока нынешний президент во здравии, мы не должны думать о другом главе государства», что фактически означает пожизненное президентство. Интересная получается картина, если вспомнить, что через 4 года выборы президента, а с транзитом власти пока проблема. Не впору ли порассуждать о подготовке почвы для перехода на некое подобие монархического строя?
— Это очень сложный вопрос. В советское время монархия была неким жупелом. Считалось, что нет ничего страшнее царя и монархии. Но сейчас в этом все настолько запутались, что все рассуждения на эту тему напоминают высыпание денег из кошелька на стол — монеты стучат, звенят, на пол падают, но это все сплошь мелочь. То есть у нас просто вываливаются в информационное поле какие-то эмоциональные погремушки.
По-моему, сейчас никакая монархия невозможна по определению. Что касается пожизненного президентства, то мы с вами взрослые люди и понимаем — а что человек может сделать в возрасте 60−70 лет? Как он планирует свою жизнь? Думаю, кроме самого президента никто не знает, в каком состоянии он находится, и какие нагрузки может выдерживать.
Так что я бы не стал долго рассуждать на темы «Путин — монархия», «Путин — не монархия», а обратил внимание на другую вещь — наша страна стоит перед выбором дальнейшего пути своего развития. И прежде всего — в сфере государственности. Которая сейчас остро нуждается в серьезном отлаживании.
«СП»: — Что вы имеете в виду?
— Распределение властей, когда либералы занимаются внутренней политикой, а назвавшиеся патриотами — внешней, может быть, первоначально и давало какой-то эффект, но сейчас это крайне опасно и может завести нашу страну очень далеко в дебри или еще куда похуже. России сейчас нужны определенные меры по унификации власти, чтобы удалить элементы такого двоевластия. Надо выбирать пути выхода из того болота, в которое нас, как когда-то Российскую империю, столкнули в 90-х годах, это явления одного порядка.
Страна нуждается в грамотном совершенствовании государственности. А проблема грамотности в политике сегодня велика. У нас во всем мире сейчас — цивилизация дилетантов. Если мы начнем копаться и смотреть, кто принимает решения и какое у них образование, а также опыт реальной деятельности, мы за голову схватимся!
«СП»: — А если не отлаживать современную российскую государственность, куда мы с ней придем? Итог будет печален?
— В лучшем случае мы элегантно придем туда, откуда ушли, к 1991 году. Потому что нас окружают очень мощные силы, относящиеся к нам, как уже все поняли, без какой-либо любви. Максимум как к дойной корове. То есть мы вернемся, по сути дела, под протекторат Запада.
Запад, кстати, несколько сотен лет, начиная с Ивана Грозного, боролся за экономическое подчинение России. Однако сейчас, инициировав все эти антироссийские санкции, по большому счету, взял, да и ушел с российского рынка, самолично отдав контроль за внутренним рынком самой России. Да, не целиком, но в решающей степени.
Если не отлаживать государственность, Запад предпримет попытку все вернуть, тем более что у нас немало найдется сил, которые ему с радостью помогут исправить ошибку. Вот тогда нас так закабалят, что «лихие девяностые» просто санаторием покажутся. Именно это нам со всеми вытекающими последствиями сейчас и угрожает.
«СП»: — Какие же из этого интересно, могут вытечь последствия, раз 90-е вы сравнили с санаторным режимом?
— Возможен даже распад страны, и гражданские войны. Потому что решать это будем, увы, уже не мы, а те, кто реально будет управлять ситуацией. Понадобится организовать у нас острейший кризис с пролитием кровушки, как в 1991 или в 1993 годах, нам его быстренько и сочинят. И придется нам во всем этом купаться тогда. Кому-то это, вероятно, будет выгодно, но большинству населения, думаю, это покажется абсолютным кошмаром.
Новости политики: Песков прокомментировал слова Меркель о путине-победителе
Проблемы политики: Кто в Кремле откроет неприятелю ворота «осажденной крепости»?