В четверг, 16 января, Государственная дума на пленарном заседании рассмотрит кандидатуру главы Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина на пост премьер-министра. Перед этим Мишустин провел беседу с представителями всех четырех думских фракций. Пока президентские поправки в Конституцию, позволяющие парламенту не только согласовывать, но и утверждать кандидатуру главы правительства, не приняты, назначение премьера происходит по прежнему принципу. При этом, можно не сомневаться, что нижняя палата одобрит внесенную Владимиром Путиным кандидатуру.
Что известно о Мишустине? Глава ФНС родился 3 марта 1966 года в Москве, окончил Московский станкостроительный институт в 1989 году по специальности «системы автоматизированного проектирования», а в 1992-м там же — аспирантуру.
Первое время работал в частном секторе — возглавлял тестовую лабораторию «Международного компьютерного клуба», а после — вошел в правление (занимал должность заместителя генерального директора, председателя правления).
В 1998 году поступил на государственную службу в должности помощника по информационным системам учета и контроля за поступлением налоговых платежей руководителя Государственной налоговой службы. В 1999—2004 годах — заместитель министра Российской Федерации по налогам и сборам, а с 2004 года по 2006 год возглавлял Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
В 2007—2008 годах руководил Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами. В 2010 году был назначен руководителем Федеральной налоговой службы. Доктор экономических наук. Действительный государственный советник налоговой службы 2 ранга. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденом Почета.
— Главное, что нужно знать о Михаиле Мишустине, это то, что он не имеет прямого отношения к команде либералов, — отмечает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— В этом смысле его назначение премьером страны — знак, что Владимир Путин сделал шаг, которого от него давно ждали: он не просто принял отставку правительства Медведева, но сделал ставку на принципиально иную команду.
«СП»: — Почему именно Мишустин?
— Надо отдать должное многоходовочке Путина: вместо ожидаемых фигур вроде Собянина, Кудрина и К, он поставил премьер-министром как бы технического руководителя. Однако этот «технический» председатель правительства может стать важнейшей политической фигурой, если иметь в виду, что в кабинете министров РФ в ближайшее время будут заправлять уже не «семейные», а силовики. (Многие полагают, что Мишустин все же из силовиков).
«СП»: — Мы наблюдаем начало трансфера президентской власти? Можно ли уже говорить о преемнике? Или ещё рано? В связи с предложенными изменениями в Конституцию, какие варианты в 2024 году возможны?
— Разумеется, после путинской рокировки все сегодня заговорили о начале транзита власти. Думаю, что это преждевременно. Скорее, мы наблюдаем не преддверие трансфера власти, а весьма существенный крен Путина в сторону укрепления в системе управления страной суверенного курса.
В связи с этим поворотом можно предположить, в каком направлении будет теперь изменена Конституция РФ. Думаю, что после принятие важного кадрового решения главы государства самое время внести в Основной закон страны ряд изменений, касающихся укрепления суверенитета России.
— Владимир Путин продолжил традицию новогодних президентских сюрпризов: Борис Ельцин ушел в отставку 31 декабря 1999 года, совершив первый в истории новой России транзит власти, — напоминает политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев.
— Путин анонсирование своих реформ по изменению государственной системы управления и отставку правительства отложил до середины января. Сделано было всё красиво, с крепкой режиссурой, по сценарию: сначала послание Федеральному Собранию, потом кадровые перестановки. Это продуманный и запланированный шаг, все участники этих событий заранее знали свои роли.
Удивительно, но не было никаких сливов информации о кадровых перестановках. Значит, совсем небольшое число людей из окружения Путина знало об этом. Назначение Мишустина оказалось неожиданным, никто не мог это предсказать. Что касается самого президентского послания, то оно стало преамбулой к тем реформам, которые Путин наметил на ближайшее время. Эти реформы в свою очередь неожиданностью не стали. Уже давно в обществе обсуждались возможные варианты по транзиту власти, и почти ни один из вариантов не обходился без изменения нынешней Конституции.
«СП»: — Что с Медведевым? Какое будущее его ждет?
— Уход Медведева — это однозначно запланированная история. Дмитрий Анатольевич всегда показывал себя командным игроком, который готов выполнять те роли, которые ему доверяют. В 2012 году у его окружения были надежды на то, что он сможет заявить о своих президентских амбициях и пойти на второй срок. Тогда этого не произошло. Кто-то связывал это с тем, что Медведев — слабый, а кто-то с тем, что Медведев является реалистом, поэтому не идет на неоправданный риск.
В любом случае такими людьми не разбрасываются. Уход с поста премьер-министра не означает, что для Медведева закончится большая политика. Это важный игрок нынешней элиты, за его плечами 8 лет премьерства и 4 года президентства. Его опыт позволяет в будущем занять любую высшую должность в стране.
Владимир Путин в послании похвалил работу Дмитрия Медведева, отметив, что результатом работы правительства и Банка России в непростые годы экономической нестабильности стала, например, ценовая стабилизация. Это говорит о том, что уход Медведева не связан с тем, что правительство не справлялось с работой. Если бы оно не справлялось, что Путин бы отправил его в отставку раньше. Претензии в послании были скорее адресованы к губернаторам и местным властям, а не к правительству.
«СП»: — Чего ждать от Мишустина?
— Михаил Мишустин, судя по его биографии, не представляет силовой блок. Исходя из того, что обычно экономические ведомства в правительстве Путина курируют либералы, то Мишустина можно причислить именно к ним. Тем более что его назначения в правительство РФ сначала на должность руководителя Роснедвижимости, а затем на должность руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, были связаны с работой в команде Германа Грефа и Эльвиры Набиуллиной. Этот человек привык к тишине. Сложно вспомнить какие-то скандалы, связанные с ним, хотя он давно работает на важных государственных должностях. Он даже не фигурировал в роликах-расследованиях ФБК Навального.
Мы не первый раз наблюдаем, когда Владимир Путин ставит на место премьера совершенно немедийного человека. Такими, например, были Михаил Фрадков и Виктор Зубков. То есть назначение Мишустина совсем не означает, что с его персоной будут связаны какие-то будущие планы. Больше похоже на то, что Михаил Мишустин будет возглавлять правительство какой-то определенный переходной этап, пока не закончатся конституционные реформы.
Сегодня рано обсуждать будущую конституционную реформу, так как она еще не обрела конкретных очертаний, но какие-то выводы уже можно сделать. Одна из основных новелл — это появление в Конституции Государственного совета. Этот орган на фоне понижения роли президента может обрести статус важнейшего центра государственного управления. Именно направление по Госсовету стоит рассматривать как возможность для будущего транзита власти. Также может появиться окно для Союзного государства России и Белоруссии.
Позитивно назначение Мишустина оценил бизнесмен Андрей Павлов, президент Группы ZENDEN:
— Федеральная налоговая служба, наверное, одно из самых эффективных ведомств в Российской Федерации. С учетом минимального роста ВВП и постоянного падения доходов населения, сборы в бюджет увеличиваются на 12−15% в год. Даже незначительный рост ВВП был обусловлен работой ФНС по обелению бизнеса, по выводу его из тени.
«СП»: — Вы считаете Михаила Мишустина эффективным менеджером?
— Факты говорят сами за себя. Я говорю о цифрах — налоговые сборы постоянно растут. При том, что растут значительно. Свои задачи Мишустин и его команда выполняют. Я надеюсь, его знания экономики позволят эффективно поработать на серьезный рост ВВП и российского рынка.
«СП»: — Как бы вы оценили уходящее правительство Медведева?
— Нейтрально. Критиковать задним числом не хочется. Но мы видим, что роста ВВП — почти нет, улучшения делового климата тоже. Правда, мы не знаем, как будет меняться картина сейчас.
«СП»: — Какие изменения нужны в нашей стране с точки зрения бизнеса?
— Первое — защита отечественного рынка. Можно перефразировать крылатую цитату — не будешь кормить свой бизнес, будешь кормить чужой. Во многих сферах нашей экономики именно так и происходит. Второе, необходимы равные условия ведения бизнеса. Здесь даже не всегда чиновники виноваты. Одни предприниматели порой вредят другим, от этого экономика также страдает.
Отставка Правительства России, Дмитрий Медведев, Михаил Мишустин, последние новости:
Бизнесмены оценили кандидатуру Мишустина на пост премьер-министра
Стало известно, почему правительство РФ ушло в отставку
Путин предложил кандидатуру премьер-министра
В КПРФ прокомментировали отставку Медведева
Полпред Путина в Госдуме рассказал о сроках создания нового правительства
Курс доллара резко поднялся после отставки правительства Медведева