Политика

Гейдар Джемаль: Муфтия Северной Осетии отправили в отставку из-за Хаттаба

Али-Хаджи Евтеев признался, что мечтал умереть за Аллаха

  
1037

Муфтий Северной Осетии Али-Хаджи Евтеев ушел в отставку из-за скандала, вызванного его откровенным интервью агентству Regnum. Евтеев написал заявление об отставке вечером 24 мая. Утром 25-го отставка была принята Духовным управлением мусульман Северной Осетии.

В интервью Regnum, опубликованном 2 мая, Евтеев, в частности, рассказал о своих радикальных взглядах в первые годы после принятия ислама, а также признался в том, что в молодости его наставниками были Анзор Астемиров и Муса Мукожев, позже ставшие лидерами бандитского подполья на Кавказе. Также Евтеев признался, что ездил «на учебку» к Хаттабу. «Мы готовились: если будет вторая чеченская кампания, все пойдем воевать. Не скрывали своей вражды к государству…», — рассказал муфтий.

Сильное общественное возмущение вызвало также то, что муфтий позволил себе достаточно резкую критику в адрес православной церкви, обвинив ее в пассивности. «Христиане не учат своей религии, я их в этом обвиняю. Не учат, видимо, боясь стать ненужными. Прослойка священнослужителей для меня — сообщество, которое преградило людям дорогу к Богу. Простому верующему проще не разбираться, а заплатить деньги», — заявил Евтеев.

Позже муфтий Северной Осетии принес извинения православным священнослужителям, а также уточнил, что не был лично знаком с Хаттабом. Однако официальное мусульманское духовенство выступило с осуждением заявлений Евтеева, обвинив его в пропаганде экстремизма.

Что стоит за поступком экс-муфтия, рассуждает председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.

«СП»: — Гейдар Джахидович, муфтий Евтеев был авторитетным деятелем в мусульманском мире?

— Али-Хаджи Евтеев — это классический пример нового мусульманина из числа этнических русских. Я бы не сказал, что Евтеев был очень известен, но он, несомненно, выражает тенденцию. Русские ребята, а также ребята смешанного происхождения, но русского культурного пространства, ищут платформу, на которой они смогли бы выразить свое несогласие с порядком вещей. Речь идет не только об оппозиции государству, Путину или Медведеву. Речь о фундаментальном отрицании порядка вещей — глобальной либеральной диктатуры, которая сегодня существует, ведет войны против народов на Ближнем Востоке, которая довела мир до финансового кризиса, которая построила управление массами на промывке мозгов и лжи.

Наиболее тонко чувствующая эти вещи молодежь не удовлетворяется простыми рецептами — скажем, национал-большевизмом, или вступлением в «Левый фронт». Они идут дальше, потому что у людей есть ощущение, что проблемы мира носят не мелко-рациональный, а глобально-теологический характер. Что это проблема большой этики, а не монетаристские проблемы, или административно-управленческие. В этом смысле, Али-Хаджи Евтеев выражает тенденцию, и является показательной и важной фигурой.

С другой стороны, он свободен от груза привычных форм. Евтеев приходит в ислам с чистого листа, и может позволить себе искать суть чистого ислама.

«СП»: — Какую суть он искал?

— Ислам является, конечно, политической идеологией, а не религией в обычном смысле. Эта идеология основана на определенном понимании универсального законодательного поля. Для мусульманина идея либеральной игры с законодательными нормами абсурдна. Потому что если норма принимается непонятными юристами келейно, в интересах круга лиц, это является обжуливанием. Фундаментальная платформа мусульман — вера в богооткровенный источник законов, требований шариата, которые не зависят от человеческого произвола.

Единственный вопрос, который можно предъявить Евтееву — это то, что он стал муфтием. Логика его пути, его высказываний плохо увязывается со статусом официального чиновника, как принято говорить, «духовки». Оппозиционность, радикализм — это судьба и выбор. Но при чем здесь атрибутика чиновника «духовки» и его статус? Если он играл роль некого Штирлица, зачем высказываться таким образом, чтобы скомпрометировать свою миссию на официальном посту, если таковая была?

«СП»: — Может, это был рассчитанный эпатаж?

— Политический вес такого эпатажа ничтожен, он скоро забудется. Эффект пользы от контингента, на который он ориентируется, фактически равен нулю. Я считаю, это взбрыкивание индивидуалистического характера. Это показывает, что Евтеев, как оператор политического пространства, еще очень незрелый. Но, повторюсь, он выражает тенденции, которые идут сегодня в исламе.

«СП»: — Евтеев много говорит о джихаде, о том, что признает все 14 ступеней джихада, включая вооруженный…

— Там намного больше пунктов, джихад насчитывает 72 позиции. Если следовать традиционной интерпретации — надо начинать с того, что ты убираешь камень, валяющийся на дороге. Ты кладешь его в сторону, чтобы он не мешал людям. Это самая первая, начальная акция джихада. Вообще, джихад — это любое усилие, которое ведет от хаоса к порядку.

«СП»: — Но здесь идет речь о насилии. Евтеев говорит, что был одним из ваххабитов, мечтал отдать жизнь за Аллаха. «Это наш менталитет — стрельба, камуфляжи, бороды, это все завлекало очень. Когда ты вживую разговариваешь с человеком, а он кого-то убил (мечтательным голосом)…» А в начале интервью он говорит, что «руками мусульман сделано много нехорошего в России». Насилие и ислам связаны?

— Мусульмане должны бороться за ислам, и против его основных врагов. Это, в первую очередь, США и Израиль. Россия, с точки зрения ислама, является полем битвы мусульман всего человечества против главных сил в мире, которые контролируют политическое пространство. На этом пути деятельность мусульман может быть расценена некоторыми государствами как патриотическая, а другими — как антироссийская. Если, конечно, отождествлять Кремль со страной и ее интересами.

Что касается Евтеева, он, с одной стороны, тяготится своим прошлым, с другой — не отмежевывается от него. Это его индивидуальный казус. Думаю, ему нужно было его озвучить, поделиться своим прошлым как неким бременем.

Я все же придерживаюсь мнения, что Али-Хаджи Евтеев — несбалансированная личность, которая не может удержаться от того, чтобы не говорить слишком много. Скорее всего, он утратил ориентиры и убежденность в смысле своей миссии. Он пытается скандалом, озвучиванием проблем, создать условия для выхода куда-то. Вот в итоге его заставили извиниться перед православной Церковью, и выгнали с его поста. Возможно, он подсознательно этого и хотел.

Что муфтий Али-Хаджи Евтеев сказал в интервью

" … Руками мусульман сделано много нехорошего в России. Они мои братья, я их не списываю со счетов, но, к сожалению, когда-то, может быть, я и сам был недалек от всего этого (от ваххабизма, — «СП»)… Да, я был очень радикальным. Я не люблю это слово — ваххабизм, я от него устал. Я учился в Саудовской Аравии и, естественно, был ваххабитом для многих.

<…>

Джихад является частью нашей религии. Он, в свою очередь делится на 14 степеней, одна из которых — вооруженный джихад. Но и ее мы признаем: да, мусульманин имеет право защищать свой дом, свое имущество, свою честь и свою религию. Это его право, более того, мы убеждены, что это самый верный способ заработать себе вечное блаженство. Я открыто говорю: как только я скажу, что джихада нет в исламе, я признаюсь, что уже не мусульманин, что я из числа верооступников.

<…>

Недавно прочитал статью одного журналиста, который рассуждает, откуда берутся смертницы. Он никогда ни одной из них не видел, не мусульманин, и вот начинает: есть несколько вариантов вербовки, один из них — публично насилуют, записывают на камеру, говорят, что все это покажут, если ты себя не взорвешь. На самом деле все намного серьезнее. Я и в Сочи на встрече с Медведевым это говорил, и когда с Сурковым встречались — пора перестать подбрасывать шприцы и так далее. Кого мы обманываем? Эти люди… В конце концов, я был одним из них. Мечтал отдать свою жизнь ради Аллаха, считал, что это — самый короткий путь в рай.

<…>

Это наш менталитет (в 1996 году. — «СП») — стрельба, камуфляжи, бороды, это все завлекало очень. Когда ты вживую разговариваешь с человеком, а он кого-то убил (мечтательным голосом)… Недавно так смешно стало, вспомнил себя в молодости: двое спорили про кого-то третьего — все с Южной Осетии ребята — «что о нем говорить, он что, кого-то убил…» (смеется).

<…>

Сначала я учился в известном ваххабитском медресе в Учкекене в Карачаево-Черкесии. Все мои знакомые, все, кто там были, погибли или разъехались из страны. Мы ездили «на учебку» к Хаттабу… Потом я поехал в Египет, где четыре года учился в университете Аль-Азхар. Затем подал документы в Саудовскую Аравию, там тоже учился четыре года на факультете «основы религии и проповеди».

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Николай Харитонов
Николай Харитонов

Василий Макарович Шукшин говорил: если вы хотите, чтобы произведения письменные, кино были интересны, всегда свои перья макайте в чернила правды.

Ваше название соответствует тому, о чем говорит. Я желаю вам хороших выступлений, статей, очерков, благодарных читателей. Но, самое главное, своими трудами способствовать ускоренному социально-экономическому развитию нашей страны.

Тем более что мы видим, что вокруг происходит: по сути, повторение 1918 года, когда 14 стран Антанты объединилась против нас. Любому письменному изданию, при всех критических, может быть, отношениях к власти, к депутатам, надо сохранять баланс и все должно быть направлено на консолидацию населения на добрые дела. А народ можно консолидировать при одном условии — если писать правду и говорить правду. Тогда народ всегда будет консолидировано жить и работать!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня