Это уже отдает каким-то зашкваром: что, в администрации президента не смогли придумать ничего получше, чем запланировать, пусть и всего лишь предположительно, голосование по конституционным изменениям в день 150-летия со дня рождения вождя мировой революции Владимира Ильича Ленина?
Что это — неведомый прорыв мысли или интеллектуальная импотенция? На первый взгляд, явно второе: «Жарича (замначальника кремлевского управления по общественным проектам — прим. авт.) попросили слить в РБК дату 22 апреля, но сама дата первым лицом не одобрена, потому что нет общей концепции. Слили, чтобы начальник одобрил дату без концепции. Так они и работают: мерками пиара средней руки корпорации», — вроде бы как подтверждает это предположение телеграм-канал «Образ будущего».
Но все ли в действительности так прямолинейно?
Думается, что нет. Это лишь одна сторона медали. Но есть и другая, не совсем очевидная, но куда более значимая.
Начнем с общеизвестного. Кто в АП отвечает за внутреннюю политику? Правильно: Сергей Кириенко. И тут в голове сразу же всплывает та недавняя кампания — отзвуки которой, впрочем, не утихли и по сей день — что была развернута в Телеграме против первого замглавы АП.
Ноту задал уважаемый телеграм-канал «Незыгарь», обвинив куратора внутренней политики в неспособности производить смыслы, которую мгновенно подхватили другие авторитетные каналы и принялись рубить/трубить о профнепригодности г-на Кириенко, предсказывая ему выход в отставники, если он не справится с поставленной задачей по проведению плебисцита.
Причем, стоит отметить, эти инсайды/прогнозы далеко не всегда были чем-то эфемерным/голословным, подчас их подкрепляли чем-то более существенным, чем «слова анонимных источников». В частности, указывалось на то обстоятельство, что фамилии нашего героя не числилось в списке свежеукомплектованного состава Совета по стратегическому развитию и нацпроектам:
«Отсутствие в списке Сергея Кириенко, указывает на то, что Путина пока не устраивает КПД первого зама АП при реализации задач, связанных с подготовкой к быстрому проведению Конституционной реформы», — сразу отреагировал телеграмм-канал «ВЧК». «Предстоящая неделя может стать решающей для будущего Кириенко и его команды. Причем будущего не отдаленного, а весьма близкого.
Развилка проста: или Кириенко и Харичев резко ускоряются в подготовке голосования по поправкам в Конституцию, развертывают региональные, корпоративные и экспертные сети, начинают эффективную кампанию с понятными смыслом и содержанием — или уже осенью, к региональным выборам, внутренней политикой будут заниматься другие люди", — подвел черту телеграм-канал «Образ будущего».
Однако ж не будем забывать, что дело исключительно атакой в Телеграме не исчерпывалось: как бы предваряя оную, г-на Кириенко стали усиленно «мочить» ряд оппозиционных СМИ.
Впрочем, не только его: чуть ли не параллельно вышло расследование «Проекта» об элитной недвижимости главы «Ростеха» Сергея Чемезова, оцененной в четыре млрд рублей, и где-то в это же время — сводка Навального о трехмиллиардной недвижимости нового главы кабмина Михаила Мишустина, точнее, не его, а его родственников, а еще точнее — «Российской Федерации», как значится «имя» собственника в базе Росреестра.
Таким образом, под ударом оказался не только Сергей Владиленович — ему просто больше досталось. Однако было бы проявлением детской наивности — если не сказать непомерной глупости — не задастся вопросом: а не связаны ли эти три фамилии чем-то еще, кроме того, что их «носители» так или иначе находятся в высшем эшелоне власти?
Ответ на это дал уже вышеупомянутый «Незыгарь», разбирая «демарш Пумпянского», подконтрольная Трубная металлургическая компания (ТМК) которого в предварительной версии проспекта еврооблигаций заявила, что «любые будущие политические реформы или нестабильность могут привести к неопределенности среди инвесторов и ухудшению общей экономической ситуации, включая бегство капитала и замедление инвестиционной и деловой активности», причем отдельно уточнив, что «любые дальнейшие изменения в российском правительстве или его программе реформ или отсутствие консенсуса между президентом, премьер-министром, российским правительством, парламентом и влиятельными экономическими группами могут привести к политической нестабильности и ухудшению инвестиционного климата».
Что это — выступление российских бизнес-элит? Как бы не так! По информации телеграмм-канала, «Пумпянский четко передает мнение „Партии Совбеза“ (или „Партии Служения“) — Патрушева, Медведева, Сечина и силовой партии», по мнению которой «конституционные реформы делегитимизирует Систему, а коллективное руководство грозит серьезным управленческим кризисом».
При этом «Незыгарь» подчеркивает (со ссылкой на источник в аппарате правительства), что «заявление ТМК не проходное. Американские и европейские партнеры учитывают связь Пумпянского с Кремлем, а, следовательно, его предупреждение — фактически сигнал для западных консерваторов — необходимо отговорить Путина от опасных реформ». Также стоит обратить внимание на время, когда был «слит» доклад — в самый разгар конфликта в элите: «Партии Служения» с «Партией Демобилизации» (или «Партией Госсовета») «во главе с Ковальчуками, Чемезовым, Кириенко и Мишустиным, которые считают, что необходимо модернизировать политическую систему, отодвинуть силовую партию и создать живую систему сдержек Госсовет-Президент-Премьер-Конституционный суд. Места Совбеза в этой системе нет», — уточняет телеграмм-канал.
Вот и встретились наши три фамилии!
Отсюда логично предположить, что эти вышеупомянутые атаки — дело рук «Партии Служения». Но почему основной удар пришелся по Сергею Владиленовичу? «Прогноз «Незыгаря» о сносе Кириенко, похоже, подтверждается.
Кириенко — основная фигура трансфера, играющая на стороне «Партии Демобилизации» и модернизации Системы. Кириенко — один из идеологов, а, следовательно, он — фигура смысловая. Значит и его снос является целью кампании", — пишет тот же «Незыгарь», к слову, и задавший тон телеграмм-кампании! И слив про 22 апреля, по крайней мере это выглядит очень логичным при данной конъюнктуре, можно отнести к этой же опере.
Итак, осталось прояснить еще один момент: за что воюют? Если говорить в целом, то «партия Служения» выступает против всего досрочного — трансфера, выборов в Госдуму и так далее, обосновывая это общей неподготовленностью, непроработанностью основных моментов и прочим, что грозит Системе высокой степенью политической турбулентности — вплоть до самоликвидации.
Но, поскольку процесс запущен, то главной целью «службистов» является максимальное увеличение полномочий Совбеза с тем, чтобы Госсовет и в будущем остался тем, чем он является сейчас, — сугубо консультативным органом.
В свою очередь, позиция «Партии Демобилизации» чуть ли не диаметрально противоположная: ускорение всех процессов и сосредоточение всех (или большинства) рычагов власти в руках Госсовета. Поэтому сейчас все силы противоборствующих сторон и сосредоточились на конституционной реформе. И то, что повестка по оной до утверждения профильным комитетом Госдумы второго пакета поправок пребывала в состоянии сильной трансформации, на что, допустим, обратил внимание политолог Валерий Соловей, говорит, что борьба была нешуточной. И более того: она продолжается.
Так, зачем было сливать дату 22 апреля, тем более, что она, вполне вероятно, и не была окончательной? К тому, чтобы скорее утвердить дату голосования без концепции, как было предложено выше? Скорее всего, для того, чтобы подключить к борьбе еще один ресурс в лице левой оппозиции и КПРФ в частности. Геннадий Зюганов уже высказал свое негативное отношение к этой дате, подчеркнув, что если во втором пакете не будет учтена позиция коммунистов, то они голосовать за пакет поправок не будут. С аналогичной позицией выступил и лидер справедливоросов Сергей Миронов. То есть получается, что «службисты» аккуратненько подталкивают две парламентские партии к тому, чтобы те выступили против Конституционной реформы, которую, как пишет «Коммерсант», планируют провести как «повторные президентские выборы»: «Если ты поддерживаешь Владимира Путина, то поддерживаешь и поправки. Это может помочь мобилизовать население», — цитирует издание собеседника, знакомого с ходом подготовки конституционной реформы. И это на фоне существенного падения рейтинга доверия Путину — с 59% до 35% за два года! При такой конъюнктуре апрельское голосование грозит обернуться очень рискованным делом, а думские выборы, запланированные на сентябрь/декабрь этого года, — тем паче!
Таким образом, слив даты 22 апреля отлично вписывается в общую картину атаки «Партии Служения» по «госсоветчикам» с целью максимально саботировать голосование и дестабилизировать обстановку — в идеале до той конфигурации, когда принятие поправок будет, как минимум, перенесено на более отдаленный срок.
Но говорить о торжестве «Партии Совбеза» — вряд ли придется: провал (частичный или полный) плебисцита очень плохо отразится на политической ситуации в целом, по сути, введет Систему в стадию реальной турбулентности. И здесь перенос транзита с выборами в Госдуму на следующий год — особо сильного оздоровительного эффекта не даст. Система начнет пожирать саму себя. И даже то, что мы видим сейчас — схватку «службистов» с «госсоветчиками» — это уже начало конца.
Но это — не единственное мнение. Так, например, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов полагает, что дифференциация на «Партию Служения» и «Партию Демобилизации» весьма условна, но вполне приемлема, а телеграммная атака на Кириенко и вброс информации о дате голосования — вещи, не связанные с друг другом:
— Это умозрительная конструкция, деление на «Партию Совбеза» и «Партию Госсовета», она удобна для аналитиков. Их, наверное, этих партий, гораздо больше. Например, сейчас вырисовывается думская партия, имеется в виду спикер Госдумы, который становится активным демиургом этого процесса — к какой партии его отнести? Все это условно. Пока можно говорить лишь о том, что есть разные заинтересанты. Не надо забывать, что наша элита — клиентела американских политических и бизнес элит. Поэтому я бы предложил другое деление: на тех, кто ориентируется на республиканцев, и на тех, кто — на демократов. Г-н Кириенко — явно на демократов. Но, в принципе, можно принять для удобства такие формулировки, как «Партия Служения» и «Партия Демобилизации».
Но вот, что касается атаки в Телеграм… Здесь надо учитывать, что 15 января была запущена операция «Трансфер». Можно говорить, что конечные цели и конечные бенефициары, кроме Владимира Владимировича, этого процесса непонятны и неизвестны. Также очевидно и то, что процесс практически сразу дал сбой — это видно по отставке Медведева, которая породила дополнительную турбулентность.
Плюс ко всему реализация потеряла темп и ход. Мы видели, что первоначально задумывалась операция «шок и трепет», то есть президент сказал, быстренько приняли и все встали по стойке смирно, не понимая, что происходит. Но процесс затянулся, и поправки открыли окно возможностей, и в это окно хлынули все интересанты в попытке урвать себе кусок пожирнее. И это окно возможностей будет открыто до второго чтения.
Только после него станет понятно, в какую сторону идет движение. Пока определенного сказать ничего нельзя, но, судя по тому, что Путин на встрече с рабочей группой 13 февраля объявил, что поправки будут рассматриваться дальше, можно предположить, что конечного решения еще нет. Поэтому атаку на Кириенко можно связать с тайной борьбой различных кремлевских группировок за власть и влияние, так как отчетливо видно, что он — один из ключевых игроков. Это — частный случай общей нестабильности.
А вброс, поскольку дата пока еще не одобрена, информации о том, что голосование пройдет 22 апреля, в день 150-летия Ленина — это такой изощренный троллинг г-на Кириенко в отношении левых. Установка такая: юбилей человека, который определил ход мировой истории, мы попытаемся затроллить голосованием по поправкам в Конституцию, — прокомментировал сложившуюся ситуацию эксперт.