Малоизвестная специализированная облигация, созданная Всемирным банком в 2017 году, может дать ответ на вопрос, почему США и мировые органы здравоохранения отказались назвать глобальное распространение нового коронавируса «пандемией». Эти облигации, которые сейчас часто называют «пандемическими облигациями», якобы предназначались для передачи риска потенциальных пандемий в странах с низким уровнем дохода на финансовые рынки.
Тем не менее, в свете разрастающейся вспышки коронавируса, инвесторы, которые приобрели эти продукты, могут потерять миллионы, если мировые органы здравоохранения будут использовать этот ярлык в связи с ростом числа случаев коронавируса в глобальном масштабе.
Во вторник (25.02.2020) представители федерального здравоохранения Центра по контролю и профилактике заболеваний (Center for Disease Control and Prevention, CDC) объявили что готовятся к «потенциальной пандемии» нового коронавируса, который впервые появился в Китае в конце прошлого года. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила, что во всем мире этой болезнью заразились около 80 000 человек; большинство из них — в Китае, а более 2700 человек умерли.
Однако кое-кто утверждает, что опасения CDC по поводу возможной пандемии проявились слишком поздно, и что действия должны были быть приняты намного раньше. Например, в начале февраля д-р Энтони Фаучи, директор Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США (Dr. Anthony Fauci, director of the US National Institute of Allergy and Infectious Disease), заявил газете New York Times, что новый коронавирус «очень, очень заразен, и он почти наверняка станет пандемией», в то время как бывший директор CDC д-р Томас Р. Фриден (former CDC director Dr. Thomas R. Frieden) поддержал эти опасения, заявив, что «становится все менее вероятным, что этот вирус удастся локализовать».
Несмотря на эти предупреждения, помимо многого другого, в CDC ждали, чтобы объявить о своих опасениях, что вирус может распространиться по всей территории Соединенных Штатов. Их объявление во вторник взволновало рынки, ликвидировав 1,7 триллиона долларов биржевой стоимости всего за два дня. Предупреждение CDC, по сообщениям, вызвало гнев президента Трампа, который обвинил это ведомство в распространении ненужных страхов на финансовых рынках.
Примечательно, что должностные лица ВОЗ в своих недавних комментариях проявили еще более осторожный подход, чем CDC, заявляя, что еще «слишком рано» объявлять вспышку коронавируса «пандемией», а также утверждая, что «пришло время сделать все, что вы готовиться к пандемии».
Отказ от обозначения этой вспышки пандемией является странным, поскольку она относится к эпидемидемии или активно распространяющейся болезни, которая поражает два или более регионов мира. Таким образом в настоящее время описывается географическое распространение нового чрезвычайно заразного коронавируса, который уже привел к возникновению значительных кластеров заболеваний вдали от Китая, а именно — в Италии и Иране. Страны, расположенные ближе к Китаю — такие, как Южная Корея, также недавно пережили взрыв новых случаев коронавирусного инфекцирования.
Вполне возможно, что опасения по поводу использования слова «пандемия» могут расстроить мировые рынки и привести к экономическим потрясениям, аналогичным тому, что после объявления CDC произошло во вторник на фондовом рынке США. Хотя такие опасения являются вескими и обоснованными, есть также свидетельства того, что определенный класс выпущенных Всемирным банком облигаций, которые находятся в тесной связи с официальными заявлениями о пандемии, также может объяснить то, почему должностные лица ВОЗ и CDC отказываются от использования этого термина — при том, последствия этого могут негативно повлиять на глобальное общественное здравоохранение.
Пандемические облигации: «схема, не похожая ни на какую другую»
В июне 2017 года Всемирный банк объявил о создании «специализированных облигаций», которые будут использоваться для финансирования ранее созданного «Пандемического фонда экстренного финансирования» (Pandemic Emergency Financing Facility, PEF) в случае официально признанной (т.е. признанной ВОЗ) пандемии.
По сути, они продавались при условии, что те, кто инвестировал в эти облигации, потеряют свои деньги, если произойдет какая-либо из шести смертельных пандемий, включая коронавирус. Однако если пандемия не наступит до наступления срока погашения облигаций 15 июля 2020 года, инвесторы получат обратно то, что они первоначально заплатили за облигации, в дополнение к выплате процентов и премий по тем облигациям, которые они получают между датой покупки и датой погашения облигации.
PEF, фонд этих пандемических облигаций, был создан Всемирным банком «для направления растущего финансирования в развивающиеся страны, сталкивающиеся с риском пандемии», а создание этих так называемых «пандемических облигаций» было предназначено для передачи пандемического риска в страны с низким уровнем дохода на мировые финансовые рынки. Согласно пресс-релизу Всемирного банка о выпуске этих облигаций, ВОЗ поддержала инициативу Всемирного банка.
Однако эти «пандемические облигации» имеют гораздо большее значение, чем кажется на первый взгляд. Например, PEF обладает «уникальной структурой финансирования, [которая] сочетает финансирование с выпущенных сегодня облигаций с внебиржевыми деривативами, которые передают риск пандемической вспышки контрагентам по сделкам с производными финансовыми инструментами». Всемирный банк утверждал, что эта структура была использована для того, чтобы «привлечь более широкий и разнообразный круг инвесторов».
Критики, однако, назвали эту излишне запутанную систему «мародерством, поддерживаемым Всемирным банком», которая обогащает посредников и инвесторов вместо того, чтобы предоставлять эти средства тем, для кого они предназначались (в данном случае — странам с низким уровнем дохода) для борьбы с пандемией. Эти критики задаются вопросом о том, почему бы просто не отдать эти средства какому-то органу, подобному Фонд непредвиденных расходов ВОЗ на случай чрезвычайных ситуаций, через который эти средства могли бы быть направлены непосредственно нуждающимся странам.
В частности, ВОЗ определяет, соответствует ли та или иная пандемия критериям, при которых деньги инвесторов направляются в PEF, а не в их собственные карманы, что будет иметь место, если пандемия не будет объявлена между настоящим моментом и моментом погашения облигаций в наступающем июле.
В 2017 году новостной сайт Quartz описал механизм «пандемических облигаций» следующим образом: «Инвесторы покупают облигации и взамен получают регулярные купонные выплаты. Если есть вспышка болезни, то инвесторы не вернут свои первоначальные деньги. Существует два вида долговых обязательств, срок погашения которых запланирован на июль 2020 года.
Первая облигация привлекла 225 миллионов долларов США и имеет процентную ставку около 7%. Выплата по облигации приостанавливается в случае вспышки новых вирусов гриппа или короновирусов (SARS, MERS). Вторая, более рискованная облигация привлекла 95 миллионов долларов США с процентной ставкой более 11%. Эта облигация удерживает деньги инвесторов в случае вспышки филовируса, коронавируса, лихорадки Ласса, лихорадки Рифт-Вэлли и/или геморрагической лихорадки Крым-Конго. Всемирный банк также выпустил 105 млн. долл. США в виде деривативов под своп, которые работают аналогичным образом".
В 2017 году Всемирный банк выпустил этих «пандемических облигаций» на сумму 425 млн. долларов. Было сообщено, что продажи облигаций были переподписаны на 200 процентов, «поскольку инвесторы стремятся получить в свои руки предложения высокой доходности». Держатели облигаций с премиями, полученными до сих пор, в основном, финансировались правительствами Японии и Германии, которые также являются крупнейшими государственными спонсорами ВОЗ после Соединенных Штатов и Соединенного Королевства. В отчетах утверждается, что большинство держателей облигаций — фирмы и частные лица, базирующиеся в Европе.
Некоторые аналитики утверждают, что эти пандемические облигации никогда не предназначались для помощи странам с низким уровнем дохода, пострадавшим от пандемии. Напротив, они создавались для обогащения инвесторов с Уолл-стрит. Например, американский экономический прогнозист Мартин Армстронг назвал пандемические облигации Всемирного банка «гигантской игрой в мировом финансовом казино» и «схемой, непохожей на другие». Недавно он заявил, что эти облигации могут представлять собой «структурированную бомбу-дериватив замедленного действия», которая может разрушить финансовые рынки, если ВОЗ объявит о пандемии. Далее Армстронг сказал, что в интересах ВОЗ объявить вспышку коронавируса пандемией, но отметил, что при этом они могут привести к значительным потерям со стороны держателей облигаций.
Даже экономисты истеблишмента — такие, как бывший главный экономист Всемирного банка и министр финансов США Ларри Саммерс, подвергли критике программу Всемирного банка, назвав PEF «финансовой глупостью». Бодо Эллмерс, директор программы финансирования устойчивого развития Глобального политического форума, также назвал пандемические облигации «бесполезными», в то время как Ольга Джонас, которая более 30 лет работала во Всемирном банке экономистом, сказала, что программа «предназначена для провала», потому что облигации были созданы для того, чтобы «уменьшить вероятность выплаты».
Экономический и бизнес-аналитик и ведущий подкаста «Quoth the Raven» Крис Айронс сказал MintPress News, что в отношении пандемических облигаций «важно сосредоточиться на том, кто выиграет от того, чтобы пандемию не объявили». Это — трудная задача, учитывая, что личности большинства держателей облигаций в настоящее время не являются общедоступными.
Айронс также отметил, что, по его мнению, «ВОЗ и CDC были застигнуты врасплох» и что некоторые правительства, финансирующие ВОЗ, в частности администрация Трампа, выглядят «более озабоченными фондовым рынком, чем предоставлением людям такой информации, которая может быть необходимой и жизненно важной». Он добавил, что «не удивится», если за закрытыми дверями на ВОЗ будет оказываться давление со стороны тех, кто может проиграть в финансовом отношении от официального заявления о пандемии.
Как запустить выплату
По мере распространения вспышки коронавируса среди тех, кто вкладывает средства в пандемические облигации растет беспокойство, что начнутся выплаты странам, затронутым коронавирусом, несмотря на явную задержку ВОЗ в объявлении вспышки пандемией. Хотя ВОЗ теоретически могла бы изменить критерии, которые могли бы привести к выплате и привести к значительным потерям держателями облигаций, в некоторых недавних отчетах утверждается, что держатели облигаций стремятся избавиться от облигаций до даты их погашения в июле.
Немецкое СМИ Deutsche-Welle отметило, что запуск первого класса пандемических облигаций, оцениваемый в 225 миллионов долларов, должен был бы состояться при соблюдении критерия «более 2500 смертей в «развивающейся стране». Однако ВОЗ заявила, что это не соответствует указанному критерию, поскольку она не считает Китай развивающейся страной, хотя по собственным критериям Всемирного банка Китай считается развивающейся страной.
Для второй и более рискованной категории пандемических облигаций эти облигации запускаются, когда рассматриваемое заболевание пересекает международную границу и вызывает более 20 смертей во второй стране. На момент публикации этой статьи в Иране было зарегистрировано не менее 50 смертей, что должно было привести к возникновению запуску этой второй категории пандемических облигаций на сумму 95 миллионов долларов США. Тем не менее, ВОЗ еще предстоит прокомментировать, как был выполнен этот критерий для облигаций второй категории.
Решение ВОЗ отказаться от использования слова на букву «П» может быть обусловлено несколькими факторами, хотя пандемические облигации вырастают до 425 млн. долл. США из-за того, что это не делается. Хотя избегание использования этого термина может порадовать держателей пандемических облигаций, оно, как ожидается, будет иметь серьезные негативные последствия для общественного здравоохранения в мире, особенно с учетом того факта, что скорейшее противодействие эпидемическим и пандемическим вспышкам считается обязательным.
Автор: Уитни Уэбб — Whitney Webb — журналистка независимого агентства MintPress News. Публикуется в независимых изданиях Truth in Media, Global Research, the Ron Paul Institute, 21st Century Wire, а также в RT и Sputnik. В настоящее время проживает с семьей на юге Чили. В 2019 году награждена премией Серины Шим «За бескомпромиссную честность в журналистике» (Serena Shim Award for Uncompromised Integrity in Journalism).
С. Шим (Serena Shim (Arabic: سيرينا علي سحيم, Serena Ali Suhaim,
Публикуется с разрешения издателя.
Перевод Сергея Духанова.
Новости мира: Эпидемия коронавируса: число зараженных в Южной Корее превысило 1500