Власти США хотят держать Украину «под внешним управлением» на деньги России, и именно этим желанием объясняются, в частности, действия Вашингтона против проекта «Северный поток-2». Об этом в интервью ТАСС заявил президент России Владимир Путин.
«Они (США) Украину обхаживают и взяли ее под внешнее управление, но хотят, чтобы Украина существовала, в том числе и за наши деньги. Сами не хотят им деньги давать», — сказал глава государства.
Речь, по его словам, идет также о средствах, которые российская сторона платит за транзит газа в Европу по территории Украины. Именно под предлогом сохранения этого транзитного маршрута, обеспечивающего содержание антироссийской Украины, американцы ввели санкции против нового российского альтернативного газопровода. Причем, как заметил Путин, не отказались от ограничительных мер даже после того, как «Газпром» заключил с Киевом новый транзитный договор — т.е. когда основания для санкций как бы были исчерпаны.
Но дело даже не в санкциях…
Мало того, что мы заключили этот, говоря откровенно, кабальный пятилетний контракт, обеспечив, тем самым, Украину миллиардными доходами. Так еще приплатили им почти три миллиарда долларов по довольно странному вердикту Стокгольмского арбитража, признавшего победу «Нафтогаза» в споре с «Газпромом» на том основании, что «незалежная» испытывает экономические трудности и ей лишние деньги не помещают.
При этом мы фактически простили Украине долг по гособлигациям на три миллиарда долларов, срок погашения по которым истек еще в декабре 2015 года. За это время сумма долга, с учетом процентов, выросла до 4,5 млрд. Но — такое впечатление — Россия не очень заинтересована вернуть её в свой бюджет
Мы продолжаем вести активную торговлю с этой страной, на официальном уровне называющей нас «агрессором».
Собственно, все годы после майданного госпереворота Россия оставалась главным торговым партнером Украины. И только в 2019-м на первое место вышел Китай. Тем не менее, 11,8% товаров Украина по-прежнему завозит из нашей страны. И Россия все еще остается крупнейшим — после Китая (6,96%) и Польши (6,77%) — рынком сбыта для украинских товаров (6,57%).
То есть, США, можно сказать, добились своего. Они лепят из Украины АнтиРоссию, а мы в значительной степени продолжаем этот проект финансировать.
Зачем, совершенно непонятно…
— Что касается конкретной ситуации с новым газовым контрактом и выплатой этих денег, то там как раз все ясно, — считает политолог, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Олег Неменский. — После подсчета прибыли и убытков при реализации того или иного сценария, было принято решение, что такой вариант меньше всего ударит по России. То есть, тут мы руководствовались не соображениями, как помочь Украине, а представлениями, как бы поменьше проиграть в этой ситуации в плане доходов.
Но, действительно, ни у кого не вызывает сомнения (в том числе, и на Украине), что решение арбитража по указанному вопросу было предвзятым. И мотивировано именно политическими соображениями, а никак не правовыми и экономическими.
Так что — да! — Запад пытается с помощью России как-то помочь Украине финансово, используя свой контроль над некоторыми сегментами международного права — международными судами. И, отчасти, это получается.
Есть определенная система современных международных отношений, с которыми Россия должна считаться. И в ней — что поделать - приоритет имеет совокупный Запад.
Но тут речь еще идет о том, что, в принципе, до «оранжевой» революции, а в значительной степени и после нее — т.е. еще десять лет, выстраивалась система, когда Россия в значительной степени спонсировала украинскую экономику. Как в 2014 году подсчитывали, не менее 200 млрд. долларов составила общая сумма спонсирования в «девяностые» — «нулевые» годы. И, в общем-то, никакой экономической и политической выгоды Россия от этого не получала. Скорее, это делалось в рамках международных непрописанных обязательство по спокойному «разводу» государств постсоветского пространства. Ну, и у России был к этому некоторый интерес — поддерживать стабильность у своих границ.
При этом игнорировалось, что на Украине создается очень мощный национально-политический проект, который, так или иначе, отношения между Москвой и Киевом в будущем взорвет, поскольку идет подготовка к этому и результат неизбежен.
«СП»: — Что, собственно, и произошло в 2013 под лозунги Евромайдана…
— Да, и поэтому отказ России от фактического спонсирования украинской экономики в 2014 году был, мягко говоря, назревшим-перезревшим решением.
На тот момент и в Киеве, и в некоторых экспертных кругах на Западе надеялись на то, что удастся, действительно, ввести Украину в западное экономическое сообщество так, чтобы и экономику ее не дестабилизировать, и полностью оторвать от России. Но ожидания не оправдались.
Украина из привлекательного рынка превратилась в экономику-катастрофу, которая требует постоянно вложений все новых средств. При этом стабилизировать экономическую ситуацию в стране не удается, так как большей частью эти средства разворовываются. И приходится вкладывать все больше и больше.
«СП»: — Неужели, наконец, они это поняли?
— По всей видимости. В связи с чем, сменилось вообще отношение к Украине на Западе. А на фоне этого, опять же, западные политики и эксперты пришли к выводу, что вся прежняя стратегия в отношении России была ошибочной.
Потому, как предполагалось, что если оторвать Украину от России, Россия больше никогда не будет империей — так это формулировалось. Но имелось в виду, что ее станут воспринимать как не очень значительную страну, которая не претендует на статус великой державы.
Но оказалось все несколько иначе. Украину от России оторвали, а Россия, наоборот, вернула себя статус великой державы.
В связи с этим на Западе господствуют две констатации.
Первая — что Украина оказалась очень невыгодным иждивенцем для западного сообщества. Это — черная дыра для больших денег, которые никогда не возвращаются. А еще Украина, в принципе, опасна своей нестабильностью и отсутствием нормального законного порядка на своей территории. Например, она является важным звеном в противозаконном движении капиталов, в распространении оружия, в перепродаже наркотиков…
Для международного сообщества Украина все больше становится проблемой в самых разных областях жизни. При этом весь смысл предпринятого в 2014 году мероприятия оказался, так скажем, неоправданным. Россия не стала более послушной и не изменила своего курса, на что Запад и рассчитывал.
Соответственно, можно сказать, что Украина, это провальное направление западной политики. И сейчас Запад в полной растерянности, что делать с ней…
«СП»: — Что, вы думаете, там предпримут?
— Какой-то определенной стратегии на этот счет нет. Но есть явное желание хоть как-то уменьшить свои затраты.
И, конечно, если есть возможность как-то использовать интересы России для того, чтобы переключить на нее часть затрат по поддержанию Украины, там стараются этими возможностями воспользоваться.
Но вряд ли эффект может быть значительным.
Поскольку когда в целом не удается реформировать социально-экономическую, политическую систему, и совершенно очевидно, что эта система идет к неизбежному и тяжелому кризису, это все равно, что мертвому — припарка. Ну, на год они дольше продержатся, а результат будет тот же самый.
В принципе, все основные ошибки, которые Запад мог совершить на этом направлении, он уже совершил.
«СП»: — Тем не менее, в нынешнем извращенном виде Украина существует уже шесть лет. А мы, понимая, что она выживает и за наш счет, продолжаем вкладывать в это враждебное образование деньги.
— То, что экономические отношения с Россией приносят Украине какую-то финансовую выгоду, это, несомненно. Но то, что все эти отношения не порваны, не значит, что мы занимаемся поддержкой Украины.
Эти отношения постепенно все равно уменьшаются. По крайней мере, сейчас Россия точно не оказывает сознательную материальную помощь Украине.
Так что какой-то опасности, что Россия опять возьмет на себя обеспечение экономики Украины на плаву, с сохранением той антироссийской политической системы, которая сейчас есть, на мой взгляд, не существует.
С другой стороны, говорить, что экономика Украины вот-вот издаст последний вздох, тоже не приходится.
Даже если сейчас откроют рынок земли, начнут большую приватизацию или, например, объявят дефолт, все равно Украина — эта крупная геополитическая реальность. Она будет, так или иначе, существовать. И вряд ли там сменится режим на какой-то прямо противоположный по своей идейной направленности.
Другое дело, что есть некоторая вероятность, что она в будущем распадется на несколько государств. Но наивно думать, что, как только, например, произойдёт резкое падение гривны, начнутся какие-то очередные социально-экономические бунты, то сразу государство перестанет существовать.
Еще при распаде СССР Украина была одним из самых успешных государств мира. По объективным показателям оно было в кризисе, как и весь Советский Союз, тем не менее, изначально — сильное и очень богатое. И проедать это богатство еще можно долго.
Новости экономики: «Заводы — это вчерашний день»: Украина раскрыла плюсы от обвала промпроизводства
Новости Украины: Зеленский пояснил, почему ему хочется вешать людей