Премьер Мишустин подписал постановление об образовании президиума правительства РФ. В него вошли 20 человек: 10 заместителей премьера и 10 министров.
Предполагается, что новое правительство сможет в оперативном порядке решать стоящие сейчас перед страной серьезные задачи — бороться с экономическим, финансовым кризисом, предотвращать взрывное распространение коронавируса в стране.
За день до объявления о создании президиума правительство запросило разрешение на расширение своих полномочия в случае чрезвычайных ситуаций. В частности, если законопроект будет принят, правительство будет принимать решение о введении режима чрезвычайной ситуации. При этом к причинам для введения такого режима добавится новый фактор — «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих».
Именно в таких условиях был создан президиум. Не имея необходимости проводить длительные заседания с большим числом участников, этот президиум должен принимать самые оперативные решения.
Вопрос в том, справится ли правительство со всеми накатившимися сложностями, даже если так переформатирует свою работу. Напомним, при премьере Медведеве тоже существовал президиум, однако отдельно о его работе вообще никто ничего не слышал.
— Очень бы хотелось, чтобы правительство справилось. Потому что какая тут может быть альтернатива. В этой ситуации так: либо полная победа, либо катастрофа, — уверен депутат Госдумы от КПРФ, член Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вадим Соловьев.
«СП»: — Как вы оцениваете уже принятые меры?
— Озвученных мер явно недостаточно. В частности, даже предложения по поддержке бизнеса выглядят жидкими в сравнении, например, с тем, что делают власти США, где государство будет частично выкупать акции частных компаний, сокращает налоги и вводит налоговые льготы.
В России же, даже хорошие, нужные меры, пока проходят все этапы от предложения до реализации, значительно искажаются.
«СП»: — Как власть реально может поддержать бизнес?
— Сейчас нужно отойти от ничем не наполненных заявлений. Нужна конкретная помощь малому и среднему бизнесу, вокруг которого кормится около 12 млн человек. Мы должны реально понимать, что этот бизнес дает рабочие места. Его надо реально поддержать — деньгами, кредитами, освобождением от уплаты налогов — не отсрочкой, а именно освобождением. То есть дать им возможность продержаться в этой тяжелейшей ситуации: и себя сохранить, и работу тем людям, которые трудоустроены в этом малой бизнесе. Это прямо просится, стучится в дверь. Если еще один месяц будет так, как сейчас, это обернется просто массовым закрытием и банкротством малых предприятий!
Помимо экономических проблем, проблемы со здравоохранением и борьбой с коронавирусом тоже не отходят на второй план.
— На мой взгляд, пока предложенные в этой связи меры адекватны нынешней ситуации, — оценивает происходящее директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. — Очень важно, что большая часть ответственности сейчас лежит на самих гражданах. Они должны проявлять сознательность. Если граждане сами будут работать над тем, чтобы общество вышло из кризиса, то оно выйдет. Нет — значит, будут следующие меры.
«СП»: — Какие именно? И почему они необходимы?
— То, что предлагается сейчас — это попытка обойтись малой кровью. Если же текущие меры не сработают, россиян ждут закрытые города, введение чрезвычайной ситуации, патрулирование улиц
«СП»: — Власть, кажется, принимает кучу решений, но толку пока не видно.
— Пока мы пытаемся сделать так, чтобы экономика окончательно не рухнула. Получится или нет — зависит от всех нас, нужно каждому проявлять свою сознательность. Сказали сидеть дома — значит, сидеть дома, и никаких Сочи и бронирования отелей. Если нет ответственности, значит, дальше будет хуже, значит, закроют людей дома совсем.
«СП»: — Может, правительству не хватает профессионализма оценить ситуацию? Отсюда — идея президиума? Но в нем будут сидеть те же люди.
— Что касается профессионализма членов президиума и всего правительства, то в его наличии я не стал бы сомневаться. Но один профессионализм не гарантирует успеха. Важно оперативно принимать решения, не оставаться на этапе обсуждений. Хоть какое-то решение в такой ситуации будет лучше никакого. Была такая повесть «Кролики и удавы» Фазиля Искандера. Там было о том, что для кроликов самым желанным решение было не принимать никаких решений. Вот по этому принципу и у нас часто все происходит. Главное, чтобы у нас не кончилось, как в «Кроликах и удавах».
В этом с экспертом согласен и политик Вадим Соловьев.
— Мы, коммунисты, всегда очень критически относились к либералам и либеральным правительствам. Я вспоминаю, как работало правительство Примакова-Маслюкова: жестко, профессионально, практически 24 часа в сутки. И уже через два-три месяца его эффективная, четкая работа дала ощутимый позитивный результат. Это сразу почувствовал и бизнес, и люди, и социальная сфера
«СП» — Что в первую очередь требуется от правительства Мишустина?
— Главное, что нужно сделать правительству сейчас — это понять ошибочность всего предыдущего курса. При том экономическом курсе, который реализовывалось правительством Медведева, страна полностью обанкротилась. Нужны меры по перестройке экономики, по созданию реального сектора экономики. Время опоры на финансовые ресурсы и махинации с банковскими инструментами уже закончилась, — уверен Вадим Соловьев.
Как говорилось еще в начале года, новое правительство создавалось именно потому, что появились новые задачи, и решать их надо было принципиально иначе. На правительство возлагали надежды по реализации нацпроектов, по уменьшению влияния экспорта нефти.
Судить о работе нынешнего правительства еще рано, считает Дмитрий Солонников. Хотя в перспективе от премьера мы можем ждать любого решения, в том числе, изменение состава кабмина.
«СП»: — Думаете, начнутся отставки в правительстве?
— В январе этот кабинет формировался под другие вызовы. Тогда стояла задача увеличить рост экономики страны, а не об удержании экономики и минимизировании потерь. Сейчас другие вызовы, другие задачи и, возможно, нужны другие компетенции. Поэтому, возможно, мы увидим изменения в кабинете. Но не сейчас, когда прошло еще только два месяца и никто просто не успел с чем-то не справиться.
«СП»: — А сам Мишустин справится?
— Что касается самого премьера Мишустина, с которым Россия встречает тяжелые времена, то, это не такой плохой вариант: да, у него тоже нет опыта выхода из таких ситуаций, но его просто и не может быть. Вся проблема в том, что ситуация уникальна, и решения нужны совершенно новые.
«СП»: — Может, человек с опытом справился бы лучше?
— Даже в 90-е годы ситуация была иной. Тогда падала экономика нашей страны, а мировая была в норме. И тогда руководство России ставило задачу вписаться в мировую экономику, равняться на нее. Сейчас падает экономика всего мира, разваливается вся мировая архитектора, а не только наша. Стоят совершенно иные задачи. Аналогов того, что происходит сейчас, в обозримом прошлом просто не было. Поэтому можно ли сказать, у кого есть опыт работы в таких условиях? Ни у кого, — заключает Дмитрий Солонников.
Новости России: Удальцов: оппозиция должна требовать проведения референдума по Конституции