
Многие регионы России решили последовать примеру Москвы и ввести жесткие ограничительные меры. Однако необходимые, на первый взгляд, меры для снижения заболеваемости коронавирусом имеют обратную сторону — они взращивают в элитах субъектов РФ местный сепаратизм.
Премьер-министр российского правительства Михаил Мишустин призвал власти регионов внимательнее присмотреться к опыту Москвы и Московской области, где вообще всем жителям запретили покидать дома без особой надобности. Жителям столичной агломерации и близлежащих окрестностей рекомендовано независимо от возраста не покидать жилище, кроме как за продуктами, медикаментами или чтобы добраться до работы. Всем обещают выдать специальные пропуска, а нарушителей режима обещают жестко карать, нарушителям грозит штраф от 15 до 40 тысяч рублей.
При этом карантин как таковой в Москве и области не объявлен, как и в других регионах. По закону, для этого надо ввести режим ЧС, на что имеет право только президент Владимир Путин с одобрения Совета Федерации. На это уже обратил внимание сенатор Андрей Клишас. То есть если смотреть на ситуацию строго с правовой точки зрения, то мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев превысили свои полномочия, что само по себе создает опасный прецедент в давно выстраиваемой «вертикали власти».
Но еще более значимым могут быть ограничения на транспортное сообщение между регионами, которые постепенно вводят местные власти. Москва до сих пор остается открытым для въезда и выезда городом, а вот субъекты РФ оказываются фактически отрезанными от остальной страны.
Получается, что регионы решили справляться с пандемией коронавируса самостоятельно. Мол, надежнее рассчитывать только на себя, нежели ждать помощи извне. И речь не только в эпидемии. Не может же в стране остановиться вся хозяйственная жизнь, а она завязана на многие производственные цепочки между регионами. Или никаких значимых цепочек в стране уже не осталось, и регионы не нужны друг другу? И когда эпидемия будет побеждена, на что мы все искренне надеемся, может невольно встать вопрос: нужны ли местным элитам и столица, и федеральный центр, и «вертикаль власти»?
Профессор МГУ Андрей Манойло полагает, что распространение коронавируса действительно может вызвать рост сепаратистских настроений в регионах:
— Напряжение по всем направлениям в связи с эпидемией колоссальное. Регионы начинают отрываться от центра. По решению властей регионов вводятся ограничения на прилет людей из Москвы. В частности, жители Кольского полуострова прямо потребовали от властей, чтобы москвичей к ним не пускали, так как считают их распространителями коронавируса. Похожую ситуацию мы видим на Алтае. Но ведь эта ситуация в шаге от сепаратизма. И я опасаюсь, как бы государственное единство не разлетелось.
Виноват, конечно, COVID-19. Но некоторые региональные начальники решили стать более крутыми комиссарами, чем китайские чиновники. Только методы КНР в нашей стране слепо применять нельзя.
«СП»: — При этом в России нет серьезных межнациональных противоречий, а в Москве или Сибири живут преимущественно русские люди, которым по сути нечего делить.
— Сепаратизм определяют не этнические различия, а диспропорции в экономическом развитии и наличие хозяйственных связей. Когда связи рвутся, что мы сейчас наблюдаем, то региональные элиты поднимают вопрос о самостоятельности. И дело вовсе не в их национальности.
Как только начинает обрываться связь столицы с регионами, тут же встает вопрос, а нужна ли регионам эта самая столица. Москва изолировалась, вслед за ней наперегонки другие заявили, что так надо сделать.
И это очень хороший повод — прекратить сообщения под предлогом недопущения распространения коронавируса.
«СП»: — При этом эпидемия способна усилить экономическое неравенство Москвы и провинции.
— Неравенство, по всей видимости, увеличится. В Москве бизнес несет колоссальные потери, в провинции ситуация хуже.
В США сделали просто. Там напечатали 2 трлн долларов и раздали людям, то есть завалили ситуацию деньгами. В половине стран Европы отменили плату за ЖКХ. У нас подобных систем не выстроено.
Но чем выше диспропорции между центром и регионами, тем выше вероятность распада единой общности. Единое государство удерживают экономические связи, когда все друг другу нужны.
Я надеюсь, что ситуацию не доведут до распада страны, очень на это уповаю и рассчитываю. Но чувство тревоги есть, и со временем оно нарастает с введением всё новых весьма своеобразных мер. Через год-полтора с холодным рассудком проанализируют действия во время пандемии, соберут статику, и выяснится, что меры были избыточными.
Директор Института регионального развития Дмитрий Журавлев считает, что сохранение единства Российской Федерации будет напрямую зависеть от количества денег в государственном бюджете:
— Когда эпидемия закончится, регионам нужны будут громадные финансовые вливания из центра. И пока Федерация обещает дать деньги, то никакого сепаратизма не будет. Хорошо, если у вас в субъекте качается нефть. Но если плавится сталь? Остановить доменную печь, а потом запустить заново дороже и сложнее, чем просто снести ее. На восстановлении вы потеряете столько, что эпидемия покажется ерундой, с той разницей, что вирус убивает людей.
Сейчас региональные элиты думают над тем, как потом запускать промышленные предприятия, если из-за нашествия коронавируса они долго не будут работать.
«СП»: — Ситуация с пандемией увеличивает рассогласованность действий центра и местных властей.
— Только в том аспекте, что на местах ждут от Москвы четких указаний, а их нет. В принципе, это правильно, так как ситуация в каждом регионе разная и единых формул для всех не существует. Как говорится, все семьи счастливы одинаково, а несчастливы каждая по-своему. Проваливаться во время кризиса все будут схожим образом, а вот восстанавливаться в зависимости от того, у кого сколько денег.
И вот на этапе восстановления разрыв между регионами увеличится. Состоятельные останутся состоятельными, а бедные станут еще беднее. Кто сможет компенсировать потери среднему бизнесу, у того восстановление пройдет хорошо. Но у кого денег нет — пойдет в Москву за субсидиями и дополнительными вливаниями.
«СП»: — А если к тому моменту в центре денег не будет?
— Вот тогда может разыграться довольно мрачный сценарий. Тогда все будут действовать по принципу «каждый сам за себя» и «каждый выживает как может».
Новости России: Российский эксперт рассказал, как спасти экономику после коронавируса
Курс доллара, новости и прогнозы: Эксперт предсказал снижение курса доллара на неделе