Владимир Путин выступил с еще одним обращением к россиянам. Он поблагодарил медиков и сотрудников других необходимых служб, продолжающих работать, а для остальных россиян продлил каникулы до 30 апреля и предоставил губернаторам право самостоятельно решать, какой режим вводить в конкретном регионе.
О новых мерах поддержки населения не было сказано ни слова. Равно как и не был объявлен ожидаемый многими режим чрезвычайной ситуации по всей стране. О том, что принципиально важное прозвучало в речи президента, «Свободная пресса» узнала мнение Максима Шевченко.
«СП»: — Как Вам второе обращение Путина к народу? В нем не прозвучало заявлений о новых мерах поддержки населения, только предложение оставаться дома до конца апреля. То есть, озвученных ранее мер поддержки достаточно?
— Ничего и тогда никому не было предложено. Разве только так называемому малому и среднему бизнесу и каким-то абстрактным сотрудникам. Но вот пример. Во Владимирской области есть большая обувная фабрика, и там просто людей на два месяца отправили по домам без зарплаты. И такая информация поступает из ряда областей — и из Москвы, и из Московской области тоже. Капиталисты просто выкидывают людей на улицу, обращаясь с ними как с рабами. Путин, похоже, на это не реагирует, воображая из себя отца народа.
Правильно было бы сейчас, если уж пошла такая тема, срочно пересмотреть бюджет Российской Федерации. Отменить в этом бюджете траты на разного рода культурные мероприятия. Кому сейчас нужно, например, кино, которое снимает Минкультуры про танки, которые летают, прыгают и убивают тысячи немцев, про князей, про декабристов, и на которое выделяются миллиарды. Все эти деньги надо забрать и раздать людям. Денег в бюджете много. Кроме того, сейчас резко уменьшилась нагрузка на автодороги. Давайте, оттуда перебросим часть денег. Можно найти еще немало ресурсов, которые можно просто перебросить.
«СП»: — Как Вы относитесь к решению продлить выходные до конца апреля?
— Власть говорит: сидите дома до 30 апреля. Но делается это делается в максимально античеловечной форме. С собаками гулять можно, а с детьми — нельзя. А какое здоровье может быть, когда иммунитет зависит от витамина D, который вырабатывается под действием солнца. Если ребенок не гуляет, сидит в четырех стенах, он точно заболеет.
Тут в чем проблема. Ведь они, власти, видят мир через свои розовые, или голубые очки или имперские черно-желто-белые очки. Они все живут за городом. Когда Путин и другие говорят «сидите дома», они видят свои многогектарные участки с замками, где «дома» — это значит, можно гулять по территории участка, не нарушая границ, можно дышать. А теперь перенесемся оттуда. Я живу в центре Москвы, в трехкомнатной квартире, и то здесь тяжело. Я не понимаю, почему я не могут с ребенком гулять во дворе, взяв его за руку, на полчаса вывести во двор. Мне просто это непонятно: почему с собакой можно, а с детьми нельзя.
А теперь представим себе окраину Москвы. Многоэтажные страшные коробки, которые по реновации понастроил Собянин. Представим себе однокомнатные и двухкомнатные квартиры. К примеру, один мой товарищ, кавказец, живет со своей семьей в Москве. У него четверо детишек, одна дочка тяжело болеет — после войны многие чеченские дети болеют, потому что там отравленная земля
Таких людей очень много. Многодетные семьи живут в одно- двухкомнатных квартирах. Тем более, люди сейчас будут без денег. Люди будут выходить в подъезды, курить, выпивать там, разговаривать — ведь во двор нельзя, а по подъездам полиция ходить не будет. Я думаю, что это делается специально, чтобы зачем-то спровоцировать протесты. Зачем это властям — мне не совсем понятно.
Есть ведь еще нюанс: начальники всех мастей, их детишки, их любовницы, а то и любовники — они все имеют специальные пропуска. У меня есть такая версия, что Путин сознательно хочет, чтобы до нас дошла классовая ненависть.
«СП»: — Зачем надо раздувать классовую ненависть?
— Мои друзья, патриоты, которые верят в добро в окружении Путина, Патрушева
Мне говорят: «Ты не понимаешь, Путин восстанавливает советское». Но каким образом, восстанавливает? В этих дворцах что ли? Мне отвечают, что теоретически «советское» — это же традиционные ценности плюс социальная справедливость. Но в чем здесь социальная справедливость?
Вот, у Сталина была социальная справедливость. Иногда говорят о его домах, но, допустим, я был в одном из них, в Абхазии. Это коморочка, в которой я бы не уместился. Человек шинелью укрывался и после себя только книги оставил. А у этих — огромные, невероятные богатства. У Сечина была яхта «Княгиня Ольга», названная в честь жены, с которой он потом расстался. И так каждый из них: никто ни в чем себе не отказывает. Это не советский проект, это абсолютно капиталистический проект. Праздничная имперская элита, которая милостиво снисходит до находящихся внизу червей, каковыми они считают людей, как бы даруя им по 19 тысяч рублей или по МРОТу, или право выйти с ребенком на улицу. А мы должны, глядя на все это, заливаться слезами и говорить: «Боже, как это прекрасно, как хорошо». Это настоящее вырождение великого Советского Союза. И вот в это нас тянут.
«СП»: — В чем смысл этих действий? Зачем это делается?
— Может Путин хочет, чтобы мы почувствовали классовую ненависть, присмотрелись к Собянину, к Мишустину с их QR-кодами, к либералам. И чтобы на этих либералов страна обрушила свою классовую ненависть.
Я заболел, простыл старым добрым ОРВИ, поднялась температура, пришел врач. Оказалось, во-первых, можно сразу понять, есть ли у вас этот вирус. Врач сразу замерил мне и моей жене уровень кислорода. Сказал, что у вас нормальный уровень кислорода, этого вируса точное нет: как только эта болезнь появляется, кислород сразу падает.
Когда у меня еще только поднялась температура, я звонил в скорую, мне врач сказал: в Москве 1800 заболевших (на тот момент), в многомиллионном городе их надо еще поискать, чтобы заразиться.
Но мы-то знаем, где можно заразиться. Это Рублевка, это шикарные рестораны, это так называемая «элитка». Вот они — источник заразы. Потому что люди, которые там, в разгар эпидемии куролесили по Европе.
Тина Канделаки уже подвывает и Ксения Собчак тоже: не надо сеять классовую ненависть, зачем ненавидеть людей за то, что они успешны и богаты. Но почему они богатые? Они украли у этой страны, у Советского Союза, у России здравоохранение. Просто украли и положили себе в карман. Еще в январе Собянин, выступая в гордуме, говорил на голубом глазу, что в Москве многовато больниц и роддомов. Говорил, мол, смотрите, в некоторых районах они загружены по 6%. Говорил, давайте их упраздним, и тогда врачи будут получать не 140 тысяч, а 170 тысяч. Они живут в другой стране. Я не знаю врача, который получает 140 тысяч, если это не главврач специального направления.
То есть, мы имеем дело с вскрытием очень важной системной лжи правящей элиты. А мои друзья, государственные патриоты, которых я люблю и уважаю, потому что они честные люди, которые любят Россию и хотят чтобы все было хорошо, они наивно верят в добрые намерения всей той неоимперской аристократии, которой, на мой взгляд, движет только гордыня и наспех прослушанные проповеди митрополита Тихона (Шевкунова) о Византии.
Я думаю, все эти «аристократы» черпали сведения о культуре из фильма про Византию, который Шевкунов в свое время выпустил на «России», и, наверно, наспех прочитали что-то еще. Они считают Ленина революционером по кличке «Старик», который все заварил. У них вообще отсутствует историческое и политическое сознание. Просто, когда они несут какую-то дичь, вся окружающая их челядь кивает и говорит: «Ах, как точно вы сказали, как ясно вы сформулировали». Вот отсюда выстраивается их отношение к народу: сидите, кролики, в своих огромных домах, коли вам так сказали.
Еще одна версия: они просто показывают свою власть. Они выхватили сказанное Карлом Шмиттом понятие суверена — это тот, кто может поступить по-своему. Если его упрощать, то в семье, если ты тиранишь жену, детей — значит, ты суверен. И в государстве такой же суверен: поступает по-своему, всегда прав. Это такой мондиализм, который на самом деле очень похож на фашизм.
«СП»: — Что Россия, россияне могут противопоставить этому?
— Альтернативой этому является только левая, советская концепция русской истории и политического будущего. Я считаю, что ситуация складывается весьма тревожная. Потому что мы видим беспомощность власти. Метание Путина все больше напоминает метания Николая II. Действия его окружения, которое надувает щеки и все происходящее — похоже на 1917-й год, на февраль.
Казалось бы, огромная империя, но, когда в Санкт-Петербурге, на станции Дно, что-то произошло — какие губернаторы и жандармы встали на защиту людей? Все выбежали на улицу, и, кстати, попы были первыми, кто радовался отмене всего. Потому что для них это стало возможностью зарабатывать деньги, не отдавая их в имперскую казну.
Поэтому мне кажется, что сейчас — это такие игры, которые нам еще предстоит разгадывать. Я считаю, что Путин сделает огромный демократический шаг вперед, если приравняет детей к собакам, даже поставит их чуть выше: собак надо выгуливать на поводке, а ребенка можно было бы просто за руку. Я уверен, люди все равно не будут сидеть по домам. Начнутся акции протеста, может, будут спонтанные силовые решения. Потому что не в деньгах дело: начнут детишки болеть в этих домах, вот тогда народ поднимется.
«СП»: — Раньше на вопрос о том, будут ли россияне выходить на улицы, бурно протестовать, мне отвечали — нет. Потому что людям есть, что терять. У них есть недвижимость, машины
— Они не просчитывают детей, психологический момент. Вот выходит та же Собчак и рассказывает, что революция в 1917-м произошла из зависти бедных к богатым. Это, конечно, абсолютная дичь. Пусть бы она хотя бы Бердяева прочитала «Истоки и смысл русского коммунизма». И много чего другого можно прочитать — как русского, так и нерусского.
Конечно, революция произошла из совершенно другого: из сформулированных смыслов русской истории для большинства народ — для бедных, для богатых, для разных. Потому что многие, кто поддержал революцию, были богатыми, состоятельными, успешными людьми. Они сознательно выбрали сторону революции: не из страха, не потому что кто-то держал в заложниках их родных. А потому что они видели, что развитие страны, которое они наблюдали при Николае II и при Временном правительстве, просто зашло в тупик. Это, например, академик Вернадский, который был членом верхней палаты Временного правительства. Это Михаил Пришвин, который в 1917 был антибольшевиком, но как глубокий человек, который любил свою родину, он потом многое понял. Это Патриарх Тихон, которого пытаются представить замученным советской властью — а это совсем не так. Он совершенно не из-под палки написал свое письмо, где раскаялся в том призыве, которым фактически сделал церковь сторонниками Белой армии и стороной в гражданской войне.
Но наши «элиты» просто этого ничего не знаю. Они верят, что революция происходит из жадности, из зависти. Из этого происходит пьяный бунт. Массовых пьяных бунтов, думаю, не будет. Хотя не исключаю, что в каких-то районах страны и они могут быть.
А вот когда люди системно продумывают, что с ними происходит, когда приходит понимание, что дальше так жить нельзя — случаются большие потрясения. Они происходят из осознания того, что надо идти вперед, что надо выходить из этой ненависти. Выходов и решений много. Можно, например, стать монахом. Но для многих, конечно, решением становится история, социальное движение
Нынешняя власть так мир не видит: ни Путин, ни остальные, ни его любимца Собчак, которую он нянчил на руках. Они так это не описывают. И это хорошо. Пусть они наблюдают. Мы-то понимаем, что происходит.
«СП»: — А у нас достаточно осознающих людей?
— Пока нет. В марте 1917-го люди ходили как бараны по улицам. Проснулись они только где-то к сентябрю-октябрю 1917 года. Но это еще и потому, что был Ленин. Даже не все его статьи публиковались в «Правде». Он успел написать «Апрельские тезисы», которые фундаментально для многих определили смысл и задачи исторических событий. Но не было такого, чтобы все люди поголовно, все крестьяне массово это читали. На самом деле, это он просто почувствовал запрос народа.
Сегодня власть хочет выбить из людей достоинство. А я считаю, что запрос на человеческое достоинство — главный запрос нашего времени. Но власти хотят присвоить себе эти позиции.
«СП»: — Когда могут начаться события, о которых вы говорите? Каков срок?
— Я думаю, полгода.