В середине апреля в социальных сетях появилось публичное обращение оперного певца, заслуженного артиста Северной Осетии и активиста Вадима Чельдиева к жителям республики и всей страны. Вспоминая о победах предков россиян в Великой Отечественной войне, он призывал людей не давать загонять себя в рабство под предлогом введения режима самоизоляции для борьбы с коронавирусом. Вместо этого он предложил выйти 20 апреля на многонациональный сход жителей Осетии и заявить о своей позиции.
По данным кавказских СМИ, активист был взят под стражу. Однако в понедельник, 20 апреля, сход состоялся. Сколько на стихийную акцию протеста вышло осетин — сказать сложно, официальная статистика и цифры наблюдателей традиционно расходятся. По данным властей, на площади собралось около 200 человек, очевидцы называют цифру в два раза больше и говорят, что к месту проведения акции даже не все смогли добраться.
Сначала митингующие требовали отмены режима самоизоляции, потом появились требования освободить Вадима Чельдиева, а затем и вовсе собравшиеся стали требовать отставки главы республики.
Глава Северной Осетии Вячеслав Битаров назвал организаторов митинга «несознательными гражданами», которые нарушают закон, а их действия по организации массовой акции протеста во время эпидемии коронавируса — реальной угрозой населению республики.
— Группа людей, проигнорировав режим самоизоляции, требование правоохранительных органов о его соблюдении, вышла на несанкционированный митинг. Прежде всего, они подвергли опасности свое здоровье и здоровье окружающих. Кроме того, распространяется ложная информация о том, что вируса не существует, что сегодня является преступлением, — заявил Вячеслав Битаров.
Его поддержал в своем заявлении Дмитрий Песков.
Депутат собрания представителей Владикавказа Виталий Калоев, которого осетины требовали назначить главой Республики вместо Вячеслава Битарова, тоже поддержал позицию регионального правительства.
— Те ограничения, который коснулись нас, мы должны соблюдать. Мы должны подумать в первую очередь о наших старших и о наших младших, — сказал он в собственном видеообращении. — Те события, которые произошли в республике — они нас не красят. Должно быть стыдно всем нам за сегодняшний день.
Подготовкой митинга Вадим Чельдиев занимался вместе с организацией «Граждане СССР», которые пропагандируют идею, что в 1993 году власть в России захватили фашисты. В коронавирус члены организации не верят.
Однако массово люди поддержали акцию протеста не из-за идеи «Граждан СССР», а из-за того, что осетинам просто становится не на что жить. По сути, это может быть первым из тех самых голодных бунтов, о которых не раз предупреждали наши эксперты: Захар Прилепин, Евгений Ступин, Николай Платошкин и другие.
— Митинг был организован Вадимом Чельдиевым и людьми из организации «Граждане СССР». Ядром были именно они, но, на мой взгляд, на митинг вышли массы людей, потому что в республике сложились очень неблагоприятные экономические условия, — объясняет осетинский блогер Алик Пухаев. — Огромное количество людей теряют работу, все они работали в теневом секторе, никто не будет их содержать еще месяц, сейчас у людей буквально заканчиваются деньги. Несмотря на то, что митинг организован «Гражданами СССР», COVID-диссидентами, базой для этого митинга стал экономический протест.
О том, что именно отсутствие денежных ресурсов послужило к тому, чтобы люди вышли на акцию протеста говорит и журналист Максим Шевченко. В своем телеграм-канале он называет Северную Осетию одним из самых бедных регионов, «в котором целая толпа миллиардеров (включая главу региона)», одним из самых безработных, самых экологически загрязненных регионов и самых криминализованных регионов.
По словам Алика Пухаева массовости митинга послужил большой запрос на справедливость. Люди не понимали, почему от них требуют сидеть дома, самоизолироваться, но при этом крупные предприятия, которые принадлежат крупным бизнесменам и, в том числе главе Республики, продолжают работать.
— Главная претензия людей была к тому: «Почему все вокруг продолжает работать, ваши заводы работают, ваш бизнес работает, крупные торговые сети работают, а мы должны сидеть дома и терять свои деньги». Единственный политический призыв, который вчера был заявлен на митинге — это «верните прямые выборы». Все остальные требования были неполитическими, они носили экономический характер: дайте нам работу, верните нам возможность работать, или снимите режим самоизоляции или введите режим чрезвычайного положения, чтобы возмещать наши убытки, — рассказывает Алик Пухаев о ходе митинга. — Я не согласен с протестующими насчет проведения акции протеста сейчас, когда опасная эпидемиологическая ситуация. Но с другой стороны я понимаю, почему люди вышли, и боюсь что итоги этого протеста будут использованы против жителей республики.
Добавим, на данный момент помощь в связи с потерей дохода во время действия режима самоизоляции получили 152 осетинские семьи, произошло это 21 апреля, на следующий день после митинга. Власти обещали выплатить всем жителям по 3 тыс. рублей. И на большее, как считает осетинский блогер, жителям республики рассчитывать не с чего:
— В ближайшей перспективе не изменится ничего, потому что у региональных властей нет ресурса изменить ситуацию. Изменений в регионе не будет, пока федеральный центр не объявит о какой-то масштабной помощи населению, — уверен Алик Пухаев.
Между тем, Северная Осетия-Алания стала первым регионом России, где прошли акции протеста против самоизоляции. Тем временем деньги подходят к концу у жителей многих регионов России. При этом есть регионы, в которых у людей денег не многим больше, а то и меньше, чем у осетин.
Так, по данным Федеральной службы государственной статистики по СКФО, среднемесячная зарплата работников организаций в Северной Осетии-Алании составила 24 тыс. рублей. Для сравнения: в Ингушетии — 24,2 тыс. рублей, в Кабардино-Балкарской Республике — 24,1 тыс. рублей, в Карачаево-Черкессии — 23,5 тыс. рублей. А медианная зарплата по неофициальным данным в этих республиках еще меньше.
Тем не менее, по мнению Алика Пухаева, маловероятно, что в ближайшее время схожие акции будут в других регионах:
— В Осетии информационное пространство гораздо более свободно, чем в соседних регионах. В других регионах в отношении людей, которые открыто заявляют претензии властям, я думаю, предпринимались бы более серьезные действия. У нас именно арест Вадима во многом стал причиной такого массового выхода людей, он вызвал негодование. Поэтому насчет других регионов я не уверен, что такое там может произойти. Но я опасаюсь, что после такого протеста федеральный центр даст санкцию местным властям на то, чтобы закручивать гайки и душить свободу слова, — заключает Алик Пухаев.