Самым непопулярным российским политиком остается бывший председатель правительства и президент Дмитрий Медведев. По данным ВЦИОМ на 19 апреля, индекс доверия Медведева составил минус 39. Стоит отметить, что график рейтинга Медведева повторяет рейтинг Владимира Путина с начала марта. Таким образом, можно сделать вывод, что россияне по-прежнему ассоциируют экс-премьера с государством. Мобилизация граждан вокруг государственных символов из-за опасности коронавируса помогло рейтингу Медведева выйти из крутого пике.
Доверие граждан к Дмитрию Медведеву начало активно снижаться сразу после его отставки с поста председателя правительства, которая последовала за историческим посланием президента Федеральному собранию, где было объявлено о конституционной реформе. Позднее стало понятно, что она задумывалась ради обнуления президентских сроков Владимира Путина.
Так, индекс доверия Медведева пополз вниз с привычных значений в коридоре от минус 15 до минус 20 и в середине марта составлял уже минус 47. Рейтинг экс-премьера ухудшался на фоне развития эпидемии COVID-19 в России. Однако 25 марта президент Владимир Путин выступил со своим первым обращением к нации, он предупредил об опасности, санкционировал режим самоизоляции и кое-какие меры поддержки, а также объявил следующую неделю нерабочей.
После первого обращения рейтинг Владимира Путина начал расти. Индекс доверия поднялся с 39 до 48 в промежуток между двумя посланиями. Это может говорить о мобилизации общества вокруг государства перед лицом опасности. Отметим, что Дмитрий Медведев наряду с Путиным также оказался в числе бенефициаров этой мобилизации и даже выпустил собственное обращение к народу через пять дней после президентского — это был его первый публичный шаг после отставки. В результате его рекордно низкий уровень доверия — минус 47 — за две недели отыграл 10 пунктов.
Вскоре после второго обращения к нации, которое состоялось 2 апреля, вновь началось снижение. В ходе второго обращения к нации, нерабочая неделя была продлена до конца апреля, а объявленные меры поддержки, по оценкам экспертов, оказались более, чем недостаточные. Одним из главных минусов поддержки населения и экономики стал категорический отказ от раздачи так называемых «вертолетных» денег — прямых выплат населению.
Вместе с президентским рейтингом начал проседать и индекс доверия экс-премьера. Хотя от лица председателя «Единой России» Медведев активно внедрился в повестку борьбы с эпидемией. Под руководством опытного председателя на базе партии появился собственный ситуационный штаб. Считается даже, что часть средств на предвыборную кампанию этой осенью были потрачены на защитные маски для врачей. Невиданная щедрость.
О доверии россиян к экс-премьеру Дмитрию Медведеву и первому лицу мы поговорили с доктором политических наук Владимиром Слатиновым.
«СП»: — Можно ли говорить, что индекс доверия президента от ВЦИОМ коррелирует с содержанием двух его обращений к нации?
— Здесь нужно сделать оговорку на политическую ориентацию ВЦИОМ. Ситуация в том, что первого послания ждали, хотя оно и оказалось немного странноватым. Впрочем, второе еще более странно.
Дело в том, что после первого послания рейтинг Путина подрос. Есть такой феномен консолидации вокруг флага. Когда возникает некая общественная проблема, общество в силу того, что надо консолидироваться вокруг наиболее мощной ресурсной силы, консолидируется вокруг власти. Россияне долго ожидали выхода президента в публичное пространство, его слова. И когда это слово прозвучало, кратковременный эффект консолидации произошел. Хотя содержательно, конечно, к нему очень много было вопросов. Здесь был важен сам факт выхода послания. На краткосрочный период это добавило сторонников власти.
«СП»: — После второго обращения произошло снижение рейтинга доверия, почему?
— Сейчас происходит то, что, в общем, очевидно. Люди начинают разочаровываться в характере применяемых мер в госполитике вообще. Разочаровываются они по двум основным причинам: разумеется, люди ждут масштабной прямой поддержки, им из года в год говорили, что резервы для этого и копятся. Происходит гигантская фрустрация, я думаю, последствия будут похлеще пенсионной реформы — по масштабам раздражения и общественной фрустрации. Ожидалось, когда придет черный день, кубышка распечатается, но тут люди видят патологическую жадность. Кроме того, до людей доходит информация, что в большинстве стран прямая помощь является очень распространенным методом государственной политики. При наличии резервов и предыдущей риторики властей отказ от прямых выплат вызывает дополнительное недоумение. Поэтому эффект консолидации имел такой кратковременный эффект, а сейчас мы видим нарастание раздражения.
«СП»: — Как власти пытаются сгладить растущее раздражение?
— Обратите внимание, например, Владимир Соловьев, другие штатные пропагандисты, да и Песков на это намекал, говорят, что власти не занимаются популизмом. Этот лозунг — «мы не занимаемся популизмом» — прикрывает жадность, нежелание выполнить свои же обещания поддержать из резервов на черный день — люди это чувствуют.
«СП»: — Почему колебания рейтинга Медведева повторяют колебания рейтинга Путина?
— Дмитрий Анатольевич все равно символизирует власть для людей. Не столько как человек, принимающий решения, а как человек, следующий в фарватере, задаваемом его начальником в Совете безопасности. Дмитрий Медведев исчез как аллерген, когда он воспринимался как фигура, которая имеет отношение к формулированию экономической политики. Сегодня он воспринимается как младший товарищ Путина. Именно поэтому такая интересная корреляция.
Последние новости о деятельности Дмитрия Медведева:
Медведев назвал картельным сговором ситуацию на нефтяном рынке
Медведев предлагает дать Путину право избираться ради стабильности
Путин превратится в «хромую утку», а президентом будет Медведев