В перерыве между майскими выходными в очередной раз, 7 мая, доллар вырос к рублю, рост составил 1 рубль и 25 копеек. Колебания курса были ожидаемы, но и долгосрочные прогнозы остаются максимально разнообразными.
Заявления о том, что рублю не дадут упасть, неоднократно звучали с самых разных уровней власти. Остается только вопрос: зачем так настойчиво удерживать рубль, учитывая, что, согласно официальной позиции, в стране во всю работает импортозамещение, и нам не так много всего нужно приобретать за валюту, а низкий курс нам в каком-то смысле даже выгоден при долларовых ценах на нефть.
Главная цель сохранения курса рубля — психологическая стабильность общества и бизнеса, считает экономист, доцент РЭУ им. Плеханова Владимир Колмаков:
— Историческая память населения и бизнеса никуда не делась, и если рубль начнет безудержно девальвировать и проходить психологически важные отметки, то, очевидно, это будет сказываться на и без того пессимистичных ожиданиях бизнеса, и может подорвать меры поддержки, которые мало-мальски предпринимается в отношении некоторых отраслей и предприятий. А также подтолкнет людей скупать валюту, что тоже не очень хорошо. Поэтому в первую очередь цель поддержки курса рубля и предотвращения резкого падения — это сохранение новостной стабильности. Новостная стабильность в свою очередь сильно влияет на экономическую ситуацию, — объясняет Владимир Колмаков.
Разумеется, вечно поддерживать курс рубля искусственно не получится, даже большие запасы — не безграничны. Но и «новостная стабильность» тоже не вечна. Можно вспомнить, какие максимально важные политически события ожидают Россию, ради которых можно бросить все силы, но курс сдержать. Главное из них — принятие поправок в Конституцию, голосование по которым одновременно становится личным референдумом для Путина.
Именно после этого события отдельные экономисты уже прогнозируют доллар по 100 рублей за доллар. Между тем, силы действительно бросаются немалые: только за неделю с 22 по 30 апреля Банк России продал валюту на общую сумму более 144 млрд рублей.
— Теоретически, конечно, такой курс возможен. Если цены на нефть не найдут дальнейшей поддержки и перестанут расти, то, такие варианты могут быть, — полагает Владимир Колмаков. — Хотя мы все знаем, что рубль фундаментально недооценен, его уровни являются искусственными. По паритету покупательной способности и ряду других альтернативных оценок рубль к доллару должен быть гораздо дороже, чем даже был до коронавирусного кризиса. По сути, имела место быть политика искусственного сдерживания.
Директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин считает, что появление в СМИ предположений о том, что рубль ждет сильное падение — может быть отработкой информационной кампании:
— Минфин и Центробанк руководствуются своими соображениями в ситуации, когда нужно каким-то образом объяснить, куда тратятся деньги. И одновременно нынешняя ситуация достаточно сложная: никто не знает, что будет завтра, но нужно успокаивать население. Это с одной стороны, а с другой стороны ЦБ подвергается атакам со стороны финансовых спекулянтов.
Однако одновременно Владимир Лепехин соглашается, что значительное падение курса действительно возможно:
— Для населения и бюджета это катастрофа, потому что покупательная способность может в очередной раз упасть. Но главная проблема даже не в этом, а в том, что общая ситуация на финансовом рынке связана с ситуацией на энергетической рынке: наш рубль привязан к долларовой выручке от продажи нефти. А когда нефть не продается — это означает, что выручки нет, и государство не может печатать деньги. И это становится основным аргументом в пользу того, что президент не собирается помогать населению живыми деньгами, — уверен Владимир Лепехин.
Несмотря на сегодняшнее падение, будущее рубля может быть и позитивным, цены не нефть должны вырасти в связи с действием сделки ОПЕК++ и постепенным восстановлением производства в мире после коронавируса. Но свою роль может сыграть и активизация торговой войны между США и Китаем. Уже звучали заявления о том, что США может обвинить КНР в сокрытии информации о коронавирусе и организовать дефолт по принадлежащим КНР гособлигациям США.
— Сложно сказать, как развернется противоборство США и Китая, здесь вожено то, что несколько важных источников высказались по поводу того, что мы на пороге пересмотра подходов к ценообразованию на нефть. И поэтому с сегодняшней позиции делать долгосрочные прогнозы — не очень оправдано. Но меньше, чем сейчас, Китай потреблять не будет, потому что у Китая крупный внутренний рынок и торговые партнеры, в том числе те, которые не подчиняются санкциям США, — подчеркивает Владимир Колмаков.
А это значит, что будущее курса нефти, равно как и курса рубля, все еще остается под большим вопросом.
Рубль, последние новости по теме:
Девальвация-2020: Обвал доллара неизбежен, но рубль до него вряд ли доживет
Майский курс: Падение рубля до 85−90 за доллар пределом не станет
Банки избавляются от валюты: Что будет с рублем при дефиците доллара и евро
Курс доллара в мае: Рубль доживает спокойные деньки последний месяц