В эту среду, 13 мая, врио губернатора Архангельской области и Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский и Юрий Бездудный сообщили о желании объединить свои регионы.
Главная причина для объединения — кризисная экономическая ситуация, сложившаяся в НАО из-за падения цен на нефть. При существующих ценах на нефть, по оценке врио губернатора региона Юрия Бездудного, выпадает практически половина доходов бюджета.
Ненецкий автономный округ — не единственный, который пострадал от обвала цен на нефть. Еще в марте экономисты подсчитали, что 62 регионам придется обращаться за помощью к правительству и нарастить долги, так как они полностью потратят резервы. По данным профильного портала Neftegaz, большую зависимость от прибыли нефтяных компаний также имеют Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО), Коми, Татарстан, Башкирия. Операционные доходы этих регионов упадут на 10%.
Однако в Ненецком автономном округе ситуация действительно особенная:
— Бюджет округа на 90% формируется за счет поступлений от недропользователей, он напрямую зависит от стоимости нефти. В условиях развивающегося международного экономического кризиса шансов на то, что произойдет какое-то чудо, практически нет, — объявил Юрий Бездудный.
Бюджет НАО рассчитывался исходя из цены на нефть в 57 долларов за баррель. При этом, например, при верстке бюджета России была заложена цена на нефть в $42,45 за баррель. В данный момент Brent стоит порядка $30 за баррель, но экономисты прогнозируют увеличение цены в связи с постепенным выходом экономик из коронавирусного кризиса и сокращением добычи.
Помочь справиться с кризисом Ненецкому автономному округу вместе с Архангельской областью должно создание мощного форпоста Российской Федерации в Арктике, способного решить стратегические задачи по созданию центра экономического развития арктических и северных территорий страны. Именно об этом заявили руководители регионов.
Однако в этом деле у пока не образованного субъекта РФ есть конкуренты, столицей Арктики он не будет — это звание уже официально отдано другому региону. Правительство России постановило создать территорию опережающего развития (ТОР) «Столица Арктики» в Мурманске. Постановление об этом было опубликовано на сайте Кабмина в тот же день, в котором руководители НАО и Архангельской области заявили об объединении.
В качестве примера успешного объединения регионов сейчас приводится образование Пермского края, который возник в 2004 году путем слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Жители этих регионов действительно поддержали объединение: по официальным данным за него проголосовало 83,91% участников референдума в области и 89,77% в автономном округе.
Но ситуацию, которая была на пороге образования Пермского края с нынешней сравнивать все же сложно. Руководители Архангельской области и НАО сейчас только говорят, что впереди для жителей автономного округа тяжелые времена и лишь объединение может их спасти, тогда как по нынешней статистике в Ненецком автономном округе условия все же получше, и в разы. Так, по данным Росстата, денежные доходы в расчете на душу населения в 2019 году в Ненецком автономном округе составили 81,3 тыс. рублей, в Архангельской области без НАО — 33,3 тыс. рублей. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в 2019 году в НАО равнялась 86,8 тыс. рублей, в Архангельской области — 49,1 тыс. рублей. Средние пенсии в НАО были выше на 4,2 тыс. рублей.
Тогда же, в начале двухтысячных, социально-экономическое положение жителей Коми-Пермяцкого автономного округа действительно были намного хуже, чем жителей Пермской области. В первом полугодии 2004 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в Пермской области составляла 6062,6 рублей, тогда как в Коми-Пермяцкий автономном округе 3429,9 рублей.
Возникает вопрос, а хотят ли жители НАО объединения?
— Меня смущает, что люди, не наделенные в полном объеме полномочиями; люди, не получившие мандат доверия населения Архангельской области и Ненецкого автономного округа — временно исполняющие обязанности глав регионов — эти люди решили начать процесс, который существенным образом окажет влияние на судьбу и жизнь населения, — делится мнением со «Свободной Прессой» архангельский политолог Андрей Чураков. — Я специально посмотрел Уставы и области, и автономного округа, и в обоих случаях для временно исполняющих обязанности вводятся ограничения, в том числе касающиеся изменения уставов: ни Цыбульский ни Бездудный в качестве врио не имеют права вносить поправки в уставы субъектов. И даже если смотреть с моральной точки зрения: как у людей, которые не избраны населением, вообще в голове могло созреть, что они могут решать судьбу целого региона. Мы, как избиратели, им не давали таких полномочий.
Политолог рассказал, что он в составе рабочей группы еще в 2006 году изучал вопрос объединения регионов. Тогда было проведено масштабное социологическое исследование с глубинным интервью, экспертным опросом и фокус-группами, и по его итогам получилось, что 86% населения автономного округа категорически против того, чтобы он потерял самостоятельность. С того времени число несогласных только выросло.
— У жителей округа просто другая ментальность, — объясняет политолог.
Население НАО долгие годы живет в оторванности, и все, что их связывает с «большой землей» — это хлипкий зимник.
— Люди там живут охотой, рыбалкой. Например, многие, устраиваясь на работу, сразу ставят условия, что отпуск должен быть в период активной охоты или рыбалки, и работодатели идут навстречу, потому что понимают, что для человека это образ жизни. И сегодня, когда жителям НАО говорят, что они потеряют самостоятельность, люди считают, что тогда они не смогут сами определять те правила, по которым они жили десятилетиями, — считает политолог.
В такой ситуации, а также учитывая существующую проблему с Шиесом, объединенный регион может стать горячей болевой точкой, если объединение пройдет против воли людей.
Но и экономическая польза от объединения не такая однозначная, как об этом заявляют временные главы субъектов.
— Если говорить о бюджете, об экономии, о тех затратах, которые понадобятся для объединения — то их никто не считал. По бюджету, который готовил Цыбульский, пока был губернатором НАО, автономный округ вкладывает в социальные статьи больше, чем Архангельская область. В здравоохранение — в четыре раза больше из расчета на человека, в культуру — на порядок больше. Даже если мы объединим автономный округ и область, то школы и больницы мы не закроем, дороги убирать не перестанем, и все необходимые на это деньги тут и останутся, — обращает внимание политолог.
И даже сокращение чиновничьего аппарата и расходов на него, что тоже называется одной из причин для объединения, по факту оказывается не таким значительным:
— На всех чиновниках в НАО тратится 1,3 млрд рублей — это на все, включая зарплату, коммунальные, транспортные расходы, налоги и все прочее. Даже если сократят половину чиновников, мы сэкономим около 600 млн. А что эти 600 млн рублей, когда у Архангельской области долг на несколько десятков млрд рублей и она ежегодно тратит на обслуживание долга более 3,2 млрд рублей, — объясняет Андрей Чураков.
А между тем из других субъектов Российской Федерации объединение Архангельской области и Ненецкого автономного округа выглядит как что-то нужное. Политолог Евгений Минченко обращает внимание, что оно позволит убрать лишние бюрократические цепочки. Директор «Международного института новейших государств» Алексей Мартынов называет объединение процессом, позволяющим соединить ресурсы и возможности, чтобы кратно увеличить динамику социально-экономического развития. Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, политолог Олег Иванов уверен, что объединение будет полезно как с точки зрения управления территорией, так и с позиции консолидации ресурсов.
Референдум по объединению Архангельской области и Ненецкого автономного округа предполагается провести в сентябре.
Другие новости и статьи по теме «политика»:
Депутат Госдумы считает, что Киев готовится к большой войне в Донбассе
Путин предложил запустить курсы по генетике в школе