Премьер Михаил Мишустин вернулся к полноценной работе после коронавируса, указ об этом подписал Владимир Путин.
С 30 апреля обязанности председателя российского правительства исполнял Андрей Белоусов, также по указу президента. Многие политологи прогнозировали активизацию борьбы за политический и аппаратный вес во время отсутствия Мишустина, особенно если болезнь продлится долго. Ждали и активных действий от Белоусова — их не последовало.
Своим видением политической ситуации и мнением о том, почему конкуренты Мишустина и Белоусов вели себя настолько спокойно, со «Свободной прессой» поделился политолог и политтехнолог Сергей Маркелов:
«СП» — Когда Мишустин только уходил на карантин, мы рассуждали о том, что за это время могут сделать конкуренты при различных сценариях течения болезни. В итоге Мишустин болел недолго и совсем от повестки не уходил, времени у его конкурентов было не так много. Что-то сделать у них получилось?
Ударов по Мишустину было немного. Был вброс, что Белоусов перехватит повестку. Другой вброс — что Мишустин не болел, а просто самоустранился по команде кого-то. Третий вброс был, что он не выйдет уже никогда. И вчера появился еще один вброс, что Мишустин выйдет, но ненадолго.
Понятно, что все это шло вне официальных информационных каналов — через Телеграм, где башни Кремля меряются инсайдами.
«СП»: — Вбросы быстро отрабатывались, внимание на них не заострялось, в общественность они не ушли. За счет чего это получилось?
— В регулярной, деанонимизированной прессе, критика Мишустина допустима только по особому распоряжению администрации президента. Он относится к категории условно не критикуемых. Работали только те каналы, которые не проверяемы.
Я думал, что Белоусова усилят больше. Думал, сыграют на противовесе: Мишустина ослабят, а Белоусова усилят. Но усилить Белоусова никто не смог, немного попробовали и бросили. Было одно «мяуканье», несколько информационных вбросов, что он перехватит повестку и, возможно, его назначат.
Но этого и следовало ожидать. Наверно, Белоусову предлагали зарядить что-нибудь для его усиления. Но даже с точки зрения собственной бюрократической и чиновничьей интуиции он реально понимал, что не надо. Потому что был короткий срок, за это время человека не поднять. Можно только запустить триггер — но Белоусов не тот человек, вокруг которого можно создать позитивный вирус. Плюс, Белоусов никогда не был любимчиком президента. Наоборот, всегда был для балансировки, на консервативной стороне президентской команды.
Поэтому немного попробовали и пока зубы обломали.
«СП»: — Ослабился ли Мишустин?
— Думаю, нет. Судя по тому, что было на совещании с Путиным, президент вполне нормально, доброжелательно относится к Мишустину. Чего не сказать об отношении к министру здравоохранения Мурашко или к министру экономического развития Решетникову, в сторону которых Путин кривил губы.
Пока коммуникация Мишустин — Путин работает нормально. Я даже думаю, она несколько усилилась — на уровне сочувствия: Путин долго говорил, мол, молодец, что вышел, выздоровел.
«СП»: — Почему в дни отсутствия Мишустина было так мало активности Белоусова даже с точки зрения предложения полезных для страны мер?
— Если бы была только одна ось Мишустин — Белоусов и управление их карьерным ростом шло из одного источника, то, когда один ослаб, тот же центр дал бы команду на активное, бодрое вхождение в экономику и политику высшего уровня другого.
Я уверен, что у Белоусова лоббисты и связь с семьей Путина, с лоббистами от нефтянки, от олигархов и так далее — гораздо слабее. Он очень слабый в этом плане человек. Он держится за счет активной работы с президентскими структурами, поработал с Медведевым. Другими словами, вес у Мишустина и Белоусова разный. Я более чем уверен, что по вхождению Белоусова в состав нового правительства Путин решение принял автоматически, то есть пакетно. Если по Мишустину было уникальное решение, то Белоусов шел в пакете.
Все понимают, что команда Мишустина — экспериментальная, она не для больших задач, а решает задачи по экономике в оперативном режиме.
Белоусов, по моей инсайдерской информации, как мне говорят, всегда был «вроде бы с командой, но на самом деле кошка, гуляющая сама по себе». И идеи его не очень популярны, и группы лоббистов у него никогда не было. Он человек либерального плана. Сейчас Путин будет топить за консервативность, за осторожные действия, а Белоусов — он такой: олигархов к ногтю, кубышку не давать.
Немного иначе ситуацию видит директор Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков:
«СП»: — Когда Мишустин уходил на карантин, многие политологи прогнозировали борьбу за ослабление его влияния и повышение влияния других персон. По итогу как-то позиции Мишустина изменились за это время? Наблюдали ли Вы борьбу?
— Как мне показалось, какой-то борьбы не было. Белоусов более идеологически выдержан, может быть несколько ресурснее, чем Мишустин, который до этого времени занимал всего лишь пост налоговика, в отличие от Белоусова — такого стратега, которого вместе с Глазьевым считали, идеологами госльгот капитализма, социального капитализма. Так или иначе было очевидно, что при всем его весе Белоусову премьером не быть, потому что идеологизация чересчур токсична для многих элит.
Если бы Мишустин сильно заболел, не смог вернуться к работе в ближайший месяц и встал бы вопрос о новом премьере, то я убежден, что им бы стал опять технократ второго круга, такой как Мишустин. Потому что сейчас время неполитических премьеров. Путину нужен некий технический кабинет на время транзита, и никаких тяжеловесов вроде того же Собянина прийти не могло.
«СП»: — Позиции Мишустина не поменялись?
— Наш истеблишмент всегда хочет найти новых акторов, поэтому Мишустина сразу включили в шорт-лист путинских преемников, хотя очевидно, что он был бы, скорее, технический игрок, чем политический. У Мишустина появился шанс стать премьером, он будет руками и ногами за этот пост держаться, но его укрепление сейчас возможно за счет тех сфер, которые курирует он и его люди. Правительство у него коллективное, там и люди Собянина, и люди Кудрина, и люди крупных финансово-промышленных групп. Мишустин и его люди там не такой уж и большой авторитет. Вот как-то их удержать, укрепить их позиции — его основная задача. И то, что он вернулся — конечно, укрепляет его пул. Но опять же, это не политическое укрепление, а часть борьбы за ресурсы.
«СП»: — Почему так мало активности было у Белоусова?
— По поводу Белоусова многие считали, что, раз он такой идеолог, то сейчас он рванет с места в карьер и начнет делать правительственный переворот. Но на мой взгляд, было очевидно, что Белоусов будет сидеть тише воды, ниже травы. Потому что, во-первых, он знал: когда вернется Мишустин, от него можно будет получить. Во-вторых, идеи Белоусова сейчас не востребованы, их педалирование вызвало бы еще большее расслоение и раздрай в элитах. И в-третьих, Белоусов понимал, что он пришел не в тучные времена, и стать сейчас ответственным за каике-то неверные решения — зачем ему это нужно? Он просто спокойно пересидел это время.
Другие новости по теме работа в правительстве Белоусова и Мишустина:
Большая игра против Мишустина: Политические последствия премьерского коронавируса
Интриги Кремля: Кому болезнь Мишустина выгоднее всего
Временный премьер Белоусов: Не думал, что все настолько плохо