Главной задачей силовых органов в период избирательной кампании служит сохранение стабильности в стране, заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко на совещании по вопросам деятельности государственных органов системы обеспечения национальной безопасности.
«Демократия демократией, но беспредела быть не должно. И не будет», — заявил Лукашенко, которого цитирует РБК.
«Сначала представители ряда инициативных групп злоупотребляют правом на проведение пикетов для раскачивания ситуации и дестабилизации общественно-политической обстановки, потом они сформируют команды и группы боевиков, которые, не исключено, захотят организовать побоище на площади. К этому они и призывают людей», — предупредил глава государства.
О чем он? Белоруссии угрожает «Майдан»?
— Очевидный «кандидат № 2» Олег Гайдукевич, лидер Либерально-демократической партии Белоруссии — «сестринской» партии российской ЛДПР, — неожиданно для многих снялся с выборов в пользу Лукашенко, — напоминает исполнительный директор Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Остались неочевидные оппозиционные кандидаты. Именно они, по мысли действующего президента, могут стать заводилами поствыборного протеста, рискующего перейти в «Майдан» или, используя более подходящее белорусское слово, «плошчу».
«СП»: — Батька на днях грозил «майданутым». Он боится «Майдана»?
— Спецификой политических систем или, если угодно, режимов вроде белорусского является то, что президентские выборы принимают форму ритуала, где результат известен, а любые возможные отклонения от заданного плана воспринимаются как чрезвычайная ситуация. В рамках таких систем любой политический оппонент мыслится не как персональный противник, что характерно — во всяком случае, теоретически, — для демократических стран, но как прямая угроза государственности как таковой, как пятая колонна и палата № 6 одновременно. Последнее связано с тенденцией к дегуманизации оппонентов, которые одновременно рисуются и как иностранные агенты, причём одновременно восточно-западные (вроде право-левых троцкистско-бухаринских заговорщиков известного советского периода), а также как психически неуравновешенные дебоширы. В рамках такой политической системы любая несистемная оппозиция — потенциальные «майданщики», с которыми невозможен никакой политический диалог, никакие дебаты, но которыми должны заниматься силовики.
«СП»: — К кому больше обращено эти спичи? К белорусам или к России, которую он будет пугать угрозой «Майдана»?
— Речи Лукашенко направлены прежде всего на белорусскую аудиторию. Российское руководство осведомлено о политических трендах в соседней стране, в частности, благодаря аналитической работе посольства. Другой вопрос, что, при нередко возникающих сложностях в работе с нынешним белорусским лидером, у Москвы в Минске, насколько можно судить, нет своего «кандидата № 2». Как, кстати, и при живом и легитимном Януковиче у России на Украине не было своего запасного кандидата, во всяком случае избирабельного.
Лукашенко не вписывается в устоявшуюся дихотомию про- и антироссийских политиков. Вместе с тем, положа руку на сердце, за пределами России в принципе трудно найти лидера страны, которого без оговорок можно назвать пророссийским.
«СП»: — Лукашенко вновь напомнил о ситуации на Украине. Можно ли сравнивать? Может ли повториться украинский сценарий?
— На рубеже 2013−2014 годов Украина переживала свой второй «майдан» за десятилетие, причём и первый был успешным. Одновременно с этим Украина того периода была демократичным, динамичным государством с огромным количеством самых разных политических сил. В медийной сфере Украина также представляла собой цветущую сложность различных мнений. Как видим, Белоруссия является по указанным показателям прямой противоположностью предмайданной Украине.
Другой вопрос, что из этого не следует, что в Белоруссии нулевой протестный потенциал. Как нас учит Нассим Талеб, чёрные лебеди всегда прилетают вдруг.
«СП»: — Означает ли это заявление, что он готов побеждать любой ценой в том числе?
— Украинский «Майдан» 2013−2014 годов, успех которого был в значительной степени связан со слабостью президента Януковича (кто-то назовёт это нежеланием кровопролития, кто-то — обманом Запада, кто-то — дефицитом уверенности в собственной правоте) многому научил постсоветских лидеров. Разумеется, Александр Лукашенко здесь не исключение. Для победы любой ценой белорусскому президенту необходима, помимо прочего, лояльность силовиков. Если это условие будет исполнено, «плошче» в Минске победить проблематично.
— Каждые президентские выборы в Беларуси это целая спецоперация, — уверен белорусский политолог Дмитрий Болкунец.
— Исследования показали, что чемпионом по употреблению слова «Майдан» является Александр Лукашенко. В этом глава республики знает толк. Граждане ждут, когда же наконец Лукашенко или его подчиненные назовут имена «боевиков», которые в 2017 году якобы прорвались на джипе с оружием с территории Украины. С тех пор ничего не слышно и не видно. Практически ежедневно Александр Лукашенко рассказывает о внешних врагах, которые спят и видят, как захватить Беларусь, разделить ее на части и распродать. Государственные СМИ открыто обвиняют Россию в финансировании кандидатов в президенты и подготовке «Майдана». В эти глупости люди уже не верят.
«СП»: — Президент сказал, что избирательная кампания перед выборами главы государства проходит с нарушениями, так как некоторые кандидаты считают, что «для достижения цели все средства хороши». О чем он? Какие нарушения?
— Выборы в Беларуси всегда имеют заранее запрограммированный результат. В этом их уникальность. Александр Лукашенко не раз рассказывал, как по его команде фальсифицировали итоги голосования. В этот раз власть рассчитывает применить ту же обкатанную технологию, что и в прошлые годы.
«СП»: — В оппозиции считают, что рейтинг Лукашенко снизился до 3 процентов? Насколько это близко к истине?
— Такой результат действительно был зафиксирован во время интернет-опросов на популярных белорусских сайтах. Фраза «Саша три процента» пошла в народ. Этому есть совершенно объективные причины. Накопленная усталость от 26-летнего нахождения одного человека. Он много всего обещал, но прорыва страна не совершила. Более миллиона граждан Беларуси работают за пределами Беларуси, население стареет. Десятки тысяч граждан за годы правления Лукашенко подверглись унижениям, арестам, политическим репрессиям, потеряли работу. Испорчены отношения со всеми без исключения странами мира. Лукашенко недоговороспособный политик, от которого дистанцировались даже ближайшие союзники. Последней каплей стала позиция белорусского руководителя по коронавирусу. Семьи умерших от вируса вместо соболезнований слышали от главы государства оскорбительные реплики. Это вызвало волну негодования в обществе. Если бы Лукашенко в первые дни начала эпидемии возглавил борьбу с инфекций, возможно это помогло бы ему частично поднять рейтинг. А человек в критический для страны период просто самоустранился. Оценку такой политике сегодня дают граждане, которые выходят на улицы белорусских городов, чтобы поставить подписи за альтернативных кандидатов. Белорусское общество хочет перемен, идти вперед, а с Лукашенко страна застряла в XX веке. С таким рейтингом президенты не переизбираются. Красивым шагом для Александра Григорьевича будет отказ от участия в выборах и добровольная отставка. Улицы белорусских городов мгновенно наполнятся ликующими гражданами. Но он на это не способен.
«СП»: — Кто из кандидатов может представлять серьёзную угрозу переизбранию Лукашенко?
— Главный конкурент экс-глава «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико, который демонстрирует блестящие успехи по сбору подписей и слаженной работе команды. Второй по значимости фигурой является Валерий Цепкало, имеющий солидный дипломатический и управленческий опыт. Сейчас много слухов, что власть их под любым предлогом не допустит к выборам. Александр Лукашенко сам решает, с кем он будет «соревноваться». Но в случае отстранения кандидатов выборы не будет признаны не только на Западе, но такой «хоккей» поставят под сомнению даже в России. Какие бы планы кто-то себе не придумывал, решать будет белорусский народ.