За последние девяносто лет представители властных структур США пять раз пытались без выборов свергнуть действующего на тот момент президента — Франклина Рузвельта, Джона Кеннеди, Ричарда Никсона, Билла Клинтона и Дональда Трампа. Две попытки увенчались успехом, а три — провалились.
Франклин Рузвельт
Президент Франклин Рузвельт вступил в должность в 1933 году, когда на большей части мира бушевала Великая Депрессия. Рабочие бастовали, организовывали профсоюзы и наращивали свои требования. Фашисты захватили власть в Италии и Германии и угрожали сделать это в других местах.
Видные банкиры Уолл-стрит и промышленники заявляли, что единственный способ сдержать коммунизм — принять фашизм и присоединиться к Италии и Германии. Рузвельт отверг эту точку зрения, и заговор стартовал.
План заключался в том, чтобы по Вашингтону, округ Колумбия провести маршем 500 000 ветеранов Первой мировой войны. Они заполнили бы город, превратили бы Рузвельта в номинального руководителя и передали бы власть заговорщикам с Уолл-стрит.
Было решено, что возглавит переворот генерал-майор Корпуса морской пехоты Смедли Батлер. Это было ошибкой. Когда эмиссар заговорщиков сказал Батлеру, что они имеют в виду, и сказал, что они могут собрать на это 300 миллионов долларов, он сказал: «Если вы получите 500 000 солдат, выступающих за что-нибудь, что будет попахивать фашизмом, то я соберу на 500 000 больше, выбью из вас дух, и у нас в стране будет настоящая война».
Батлер сообщил обо всем в комитет Палаты представителей США по анти-американской деятельности. Он назвал имена заговорщиков — должностных лиц от JP Morgan & Co., Guaranty Trust Co., Dupont Chemical, Singer Sewing Machine Co. и Remington Arms Co. Все они отрицали это, но Батлер убедил комитет, что это правда.
Рузвельт не захотел предавать противостояние гласности, поэтому комитет Палаты представителей тихо свернул свою работу. Директор ФБР Дж. Эдгар Гувер послал своих агентов к каждому заговорщику, чтобы уведомить их, что за свою предательскую деятельность они будут находиться под надзором. Заговор положили на полку.
Урок этого фиаско состоял в том, что не все решают деньги. У титанов Уолл-стрит не было опыта свержения президента США. У них не было оперативного подразделения. Они не знали, с чего начать.
Джон Кеннеди
В 1961 году в должность вступил президент Кеннеди. Военный бюджет в реальном выражении превысил в 20 раз бюджет 1933 года. Деньги шли Пентагону, производителям оружия, госдепартаменту, ЦРУ, ФБР, АНБ, Комиссии по атомной энергии, НАСА, членам конгресса, аналитическим центрам, университетам и батальону «дружественных» журналистов. Разросшаяся система власти стала достаточно сильной, чтобы увековечить себя и — при необходимости — отстранить президента.
Пентагон и ЦРУ хотели свергнуть лидера социалистической Кубы Фиделя Кастро. Они организовали вторжение кубинских эмигрантов, заверив Кеннеди, что на Кубе это вызовет успешное восстание против Кастро. Когда этого не случилось, они потребовали от Кеннеди отправить боевые подразделения США. Он отказался. Кубинская армия взяла в плен 1110 кубинских эмигрантов. Еще 114 были убиты. Это вторжение вошло в историю как «фиаско в Заливе Свиней». Кеннеди понял, что Пентагон и ЦРУ планировали провальное вторжение и пытались обманом побудить его к прямому вторжению США на Кубу.
Кеннеди уволил как директора ЦРУ Аллена Даллеса, так и его главного планировщика Ричарда Бисселла и пригрозил «разделить ЦРУ на тысячу кусочков и разнести их по ветру».
В ЦРУ и в Объединенном комитете начальников штабов Министерства обороны были в ярости. Они продолжили оказывать на Кеннеди давление с целью санкционировать вторжение США на Кубу. Прекрасную возможность для этого они увидели в «Карибском ракетном кризисе» 1962 года. Кеннеди снова отказался.
А уже 1963 году Кеннеди был смещен со своего поста пулями. Его преемник, Линдон Джонсон, по-быстрому назначил комиссию Уоррена, чтобы выяснить, кто это сделал. Повседневной работой комиссии руководил Аллен Даллес, ранее уволенный с поста директора ЦРУ. Виновным объявили психопата-одиночку Ли Харви Освальда.
Большинство американцев этому не поверили.
У ЦРУ был достаточный мотив для убийства — отказ Кеннеди вторгнуться на Кубу. И, в отличие от заговорщиков с Уолл-стрит 1930-х годов, ЦРУ имел опыт тайных операций, свержения правительств и убийства лидеров. Это то, для чего и было создано ЦРУ.
Ричард Никсон
Аналогична история с «Уотергейтом». Президент Ричард Никсон приказал своим сотрудникам совершить преступления, а затем покрывал их. Два подающих надежды репортера «Вашингтон пост», Боб Вудворд и Карл Бернштейн, разоблачили его. Никсон подал в отставку и с позором покинул город, прежде чем конгресс смог привлечь к ответственности и удалить его.
Если составить схему недавно выявленных связей ЦРУ и Пентагона с «Уотергейтом», то на это потребуется большая стена. Иными словами, если из этой истории удалить ЦРУ и Пентагон, то Никсон закончил бы свой второй срок и с достоинством ушел в отставку.
На самом деле «Уотергейт» начался в 1969 году, в первый день нахождения Никсона в должности, поскольку президент и его советник по национальной безопасности Генри Киссинджер исключили Пентагон, госдеп и ЦРУ из процесса принятия внешнеполитических решений.
Оставшись в дураках, Пентагон и ЦРУ выступили против Никсона.
Показательно, что секретным источником под названием «Глубокая глотка» был заместитель директора ФБР Марк Фелт. Никсон отказался назначить Фелта директором ФБР после смерти Дж. Эдгара Гувера, так что мотив у него имелся.
На самом деле «Глубокая глотка» был составным персонажем. Информация в прессу поступала из нескольких источников в ЦРУ и Пентагоне.
К 1974 году от Никсона ушли советники, пользовавшиеся его доверием. Остались генерал Александр Хэйг и Дж. Фред Базхардт, главный юрисконсульт Пентагона.
Неудивительно, что эти двое завели Никсона в еще более глубокие проблемы. После того, как Судебный комитет Палаты представителей направил пункты импичмента на пленарное заседание палаты, Никсон знал, что Палата представителей подвергнет его импичменту, а Сенат приговорит и сместит с должности. Никсон подал в отставку.
Билл Клинтон
В 1998 году находившаяся под контролем республиканцев Палата представителей США вынесла импичмент президенту Биллу Клинтону за лжесвидетельство и воспрепятствование отправлению правосудия в связи с тем, что он «сексуально использовал» 22-летнею стажерку Белого дома. Затем дело было передано в Сенат США, где, по конституции, требовалось две трети голосов присутствующих сенаторов, чтобы приговорить и сместить с должности. Два пункта импичмента провалились, а Клинтон закончил свой второй срок.
Билл Клинтон не вступал в противоречие с ВПК, Уолл-стрит или любым другим силовым центром. Поэтому Республиканская партия не могла рассчитывать на то, чтобы убедить сенаторов-демократов проголосовать за его смещение.
Импичмент Клинтона не был подлинной попыткой сместить его. Это было просто упражнением республиканцев в том, чтобы запутать демократов по мере приближения выборов 2000 года.
Попытка сместить Дональда Трампа — Russiagate — началась как атака Хиллари Клинтон в ходе избирательной кампании 2016 года. Обвинения против него в прессе продолжаются с тех времен. В 2019 году демократы принялись исполнять вариацию на Russiagate, назвали её Ukrainegate, и использовали ее, чтобы подвергнуть Трампа импичменту в Палате представителей. Контролируемый Республиканской партией Сенат не осудил его. Это оказалось повтором импичмента Клинтона. Трамп остался в Овальном кабинете.
Демократы взяли «Уотергейт» в качестве модели смещения президента без выборов.
И это понятно. Во времена «Уотергейта» Биллу Клинтону было 28 лет, Хиллари Клинтон — 27 лет, Нэнси Пелоси — 34, Джо Байдену — 31. Бараку Обаме, вообще, было только 13.
Соответственно, демократы устроили пьесу в стиле «Уотергейта», где Дональд Трамп сыграл роль Ричарда Никсона. Все это должно было привести к отставке президента или импичменту и смещению. Но этого не произошло.
Главной проблемой было то, что демократы не поняли «Уотергейт». Они думали, что Никсона снесли цепкие репортеры и их опытный редактор. Фактически Никсон столкнулся с военно-промышленным комплексом, который привел прессу к желаемому результату.
В случае же с Трампом, Пентагон, ЦРУ и все остальные понимали, как управлять новым президентом. Они терпят его вспышки гнева, истерики по поводу НАТО и неистовые твиты в полночь. Они знали, что получат от него то, что захотят — когда это понадобится.
И хотя демократы изо всех сил стараются изображать Трампа мягкотелым по отношению к России, его реальная политика соответствовала двухпартийному внешнеполитическому консенсусу — дать Пентагону и производителям оружия то, чего они хотят. Это значит: резкое увеличение военных расходов в целом, триллион долларов на новое ядерное оружие, новые виды ядерного оружия, разрушение ряда американо-российских договоров о контроле над вооружениями, продвижение НАТО к российской границе, жесткие экономические санкции против России, предоставление оружия Украине и Польше для использования против России, убийство русских в Сирии, выдворение российских дипломатов из США, проведение военных учений на границе с Россией и попытки перерезать экспорт российских энергоносителей в Европу.
Если бы демократы поняли «Уотергейт», то они бы заметили, что отсутствует ключевое условие — обострение конфликта между президентом и ВПК. Вот почему демократы потерпели неудачу.
Приближается день выборов. В 2020 году президент Трамп умудрился собственноручно сотворить тройной кризис: неуклюже ответил на COVID-19, вызвал этим экономический паралич и взялся подстрекать полицию к неистовству от побережья к побережью. Этим он может обречь себя сам — без усилий со стороны демократов. На данный момент никто не знает, чем это закончится.
Однако будет справедливым сказать, что если Трамп не сможет восстановить самообладание и разрешить свое нынешнее столкновение с Пентагоном, ему будет преподан холодный урок о том, что такое власть.
Автор: Пол Райдер — Paul Ryder — был сотрудником-исследователем уголовного юриста Леонарда Уэйнглэсса (Pentagon Papers Legal Defense), штатным сотрудником персонала организации Indochina Peace Campaign, политическим директором губернатора штата Огайо Ричарда Селесте, и организующим директором организации Ohio Citizen Action.
Перевод Сергея Духанова.
Публикуется с разрешения издателя.