Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика / Проблемы ВПК
22 июня 2020 08:20

Главный конструктор Бе-200: Мой самолет был «сбит» «Суперджетом», поэтому горящую тайгу спасать нечем

Лучший в мире пожарный гидроплан отправлен тушить огонь в Турцию, а мы остались ни с чем

12585

Нет, ну конечно все мы давно усвоили: Россия — щедрая душа, как гласит наша же назойливая телереклама. Но ведь не настолько щедрая, чтобы сама эта Россия пылала синим пламенем, а ее считанные и лучшие в мире пожарные самолеты, бросив свою тайгу на произвол судьбы, улетали спасать от огня и удушливого дыма далеких турок!

Такие мысли приходят в голову, когда на рабочем столе положишь рядом два свежих сообщения прессы. Первое — от Интерфакса. Вот оно: «Два российских самолёта-амфибии Бе-200 прибыли в Турцию и приступают к работе по борьбе с распространением лесных пожаров, сообщили журналистам в пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). „Обращение с просьбой об оказании помощи в борьбе с лесными пожарами в предстоящий жаркий сезон поступило от министерства сельского и лесного хозяйства Турецкой Республики. Самолёты-амфибии Бе-200 с российскими экипажами в течение четырёх месяцев будут находиться на дежурстве в окрестностях Антальи, Измира и Бодрума“, — заявили в ОАК».

Читайте также
США готовят Москве горячую «катерную прогулку» по Азовскому морю Перебазирование флотилии американских боевых «Mark VI» в Бердянск способно взорвать ситуацию в этих водах

Второе известие, которое пришло в тот же день, — от «АиФ-Камчатка». В нем: «В лесах Быстринского района Камчатки ввели режим чрезвычайной ситуации. В Быстринском районе бушуют два крупных лесных пожара общей площадью более 870 гектаров, сообщили в краевом управлении МЧС. Возле села Эссо не удаётся потушить пожар, возникший 10 июня. За неделю его площадь увеличилась в 250 раз: с трёх гектаров до более чем 750».

Если вас разбирает любопытство и появилось желание еще глубже забраться в тему, то несложно узнать, что, по сведениям Генеральной прокуратуры РФ на 20 июня нынешнего года всего в нашей стране в тлен и пепел уже превратился без малого миллион гектаров леса. Потому что с начала пожароопасного периода на территории страны возникло более 6 тысяч лесных и таежных пожаров. Большинство из которых если кто и тушит, то только ливневые дожди (если окрестным жителям сильно повезет с непогодой!). Поэтому особый противопожарный режим на начало лета установлен уже в 46 субъектах Российской Федерации из 85 имеющихся.

Таким образом, любому, полагаем, станет очевидным: жаркое лето только началось, а дым Отечества уже все гуще стелется над ним от края до края. И тогда, возможно, вы возмутитесь вместе с нами. Как же так случилось, что полстраны в огне, а пара чудесных самолетов Бе-200 «Альтаир» (по имеющимся сведениям, у нас таких «на ходу» всего не больше десятка), способных тушить тайгу в самых труднодоступных местах, улетели спасать не родные просторы, а благословенные турецкие курорты? Причем — улетели до самого конца пожароопасного периода. Поэтому домой вернутся только к первому снежку, когда собственная тайга и сама полыхать перестанет до следующей весны.

Чтобы понять, почему так случилось, следует и дальше внимательно читать уже упомянутое сообщение Интерфакса о командировке двух российских противопожарных Бе-200 с экипажами в Турцию. Потому что сразу становится ясным, что это, так сказать, «выставочный полет». Проще говоря, задача авиаторов — не просто тушить пламя в гуманитарных целях, а на деле доказать туркам, что им следует как можно скорее заключать с Москвой контракт на покупку именно таких летающих машин. Чем больше их купят у нас — тем лучше.

Вот из чего следует такой вывод: «В пресс-службе ОАК сообщили, что подписание договора услуг и отправка самолетов в Турцию были организованы ОАК при содействии Минпромторга, МЧС РФ и активной поддержке представительства госкорпорации Ростех в Анкаре.

«Сегодня мы видим первые результаты конструктивного взаимодействия между Россией и Турцией в сфере авиации. По итогам договоренностей между странами при содействии нашего торгпредства в Турции, которое на протяжении всего периода было на „передовой“ переговорного процесса, мы на протяжении следующих четырёх месяцев сможем наблюдать, как самолеты Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева с российскими экипажами будут помогать в борьбе с возможными стихиями в окрестностях Антальи, Измира и Бодрума», — заявил замглавы Минпромторга Олег Бочаров, которого процитировали в пресс-службе.

Кто ж будет против, если Анкара действительно восхитится нашими «Альтаирами», и принесет нам в клювике звонкую монету, чтобы поскорее заполучить такие же? Валюта стране очень нужна. Новые заказы для изнывающего от безделья и безденежья Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева — тоже.

Но почему Москва не отвечает на такой простенький вопрос: а для себя почему мы давно не строим Бе-200, если они на самом деле столь хороши в борьбе с пожарами? Ведь работа над уникальным гидросамолетом началась еще в 1992 году. И за минувшие почти три десятилетия на середину 2019 года выпущено, как уже сказано, всего чуть более десятка таких машин. В среднем — по жалкой штуке раз в три года.

Чтобы прояснить ситуацию, «Свободная пресса» обратилась к главному конструктору Бе-200 Александру Явкину.

Читайте также
Санкции США против Асада обнулили все, что сделала Россия в Сирии Американцы наказали Дамаск так, чтобы ущемить Кремль

«СП»: — Александр Васильевич, новость о том, что пару «Альтаиров» отправили выручать турок вас обрадовала?

— Ограничусь словами: это лучше, чем ничего. Почему бы не помочь Турции с тушением пожаров? Разве это плохо? Радоваться по идее надо, что еще одна страна проявила интерес к российской технике. Но ведь по большому счету — ничего нового. Тот же интерес мы наблюдали и в Португалии, и в Греции, и в Италии, и в Индонезии… Где только уже не проявил свои уникальные качества наш самолет!

Но, как главный конструктор машины, я задаюсь уже много лет одним и тем же вопросом: что этот явный интерес зарубежных партнеров дает самому самолету, авиастроительной компании, создавшей его? Как влияет на количество заказов? Как и когда реальными делами отреагируют на это Ростех и ОАК, от которых зависит дальнейшая перспектива Бе-200?

«СП»: — Надо думать — скоро? Высокие руководители перечисленных организаций с гордостью отмечают, что длительная командировка в Турцию наших самолетов, на их взгляд, — серьезное событие для авиастроительной отрасли России.

— Да эти люди-то здесь при чем? Им бы взять пример с китайцев, которые вот-вот захватят мировой рынок своим «Водным драконом» (Jiaolong AG600). У нас же пока вся энергия руководства отечественным авиастроением уходит в паровозный свисток.

Покажите мне подписанные вами контракты — тогда будет о чем говорить. А пока объясните всем: почему столь необходимая техника не стала до сих пор на конвейер в Таганроге? И почему она не движется на рынок?

Читайте также

«СП»: — А действительно — почему?

— О причинах я не однажды говорил. Первая: мы не можем эти машины сертифицировать. С 2010 года никак не сдвинемся по этой части с места. Но, как теперь выясняется, для турок это не причина. Похоже, вслед за ними скоро пойдут и австралийцы. Австралия ведь горит не менее жарко, чем мы. Оттуда нам уже сообщили: шлите все документы на Бе-200, мы готовы ее взять на весь сезон пожаров. Парадокс в том, что вот уже несколько месяцев в Москве даже этих документов австралийцам никто не представляет. Та же самая история и с американцами.

«СП»: — Но ведь казалось, уже в 2010 году как раз с американцами работа пошла. Сообщалось, что маячил заманчивый контракт со США на производство для них 10 машин

— Не поверите: когда сделка в России была практически утверждена, вмешался печальной памяти известный Михаил Погосян, генеральный директор авиакомпании «Сухой» и председатель Совета директоров ЗАО «Гражданские самолёты Сухого». Все его помыслы в ту пору были сосредоточены на продвижении его «Суперджета», который тянул и тянул из госбюджета все новые и новые финансовые вливания.

Зачем Погосяну нужны были конкуренты на этом поприще внутри страны? Он принялся убеждать всех, что Бе-200 — малоперспективная машина. Надо было видеть, как он топал ногами на нашего тогда генерального директора ТАНТК им. Бериева Виктора Кобзева, чтобы тот даже не возникал по поводу Бе-200.

«СП»: — Вопрос, чьи самолеты перелетели в Турцию, наверное, неуместен? Похоже — те самые, которые должны были сейчас работать на той же Камчатке? Там ведь даже объявлен режим ЧС.

—  Какая Камчатка? Для Москвы сегодня, видимо, судьба Антальи важнее! Да к тому же там можно набирать дополнительные очки с точки зрения политической, нащупывая дополнительные точки сотрудничества с Турцией.

«СП»: — Что же вы предлагаете делать в такой ситуации?

—  Не исключаю, что турки решат у нас Бе-200 покупать. Но для этого надо налаживать их серийный выпуск в Таганроге. Сегодня главная задача — оформить сертификацию по технологии, требованиям и нормам гражданской авиации. Наши авиационные власти слишком долго возятся.

Читайте также
Кремль шлет тревожные сигналы: Что ждет Россию после Путина Президент России хоть и позаботился о сохранении курса, но наследство оставит непростое

Вы понимаете: на этой машине как будто проклятие. Никто мне толком не может объяснить, почему она не идет…

«СП»: — И вы, разуверившись в состоятельности тех, от кого зависит судьба Бе-200 даже предложили продемонстрировать их полет народу на воздушном параде, который предстоит 24 июня.

— А почему — нет? Во-первых, это очень красивая машина. А, во-вторых, пилоты, которые ими управляют, наверняка будут топать по брусчатке Красной площади, вместо того, чтобы показывать, как эта машина ведет себя в воздухе. Прямо с парада Бе-200ЧС могли бы отправиться на сражение с бушующей по стране огненной стихией. По примеру участников ноябрьского парада в Москве в 1941 году. И в этом была своя символика и преемственность.

Справка «СП»

Пик внимания к Бе-200ЧС совпал с пиком пожаров в России в 2010 году. Тогда огонь буквально оккупировал территории, прилегающие к Москве. Президент РФ Владимир Путин даже принял личное участие в тушении пожаров с борта Бе-200ЧС в Рязанской области.

Летчики МЧС РФ и летчики-испытатели ТАНТК имени Г. М. Бериева многократно оказывали помощь в борьбе с огнем в Португалии, Греции, Черногории, Израиле, Индонезии и других государствах. В ноябре 2016 года, например, самолёты-амфибии Бе-200ЧС МЧС России помогли остановить распространение лесных пожаров возле израильского города Хайфа. За сутки они совершили 14 вылетов, сбросив в общей сложности почти 170 тонн воды. Во многом благодаря этому удалось отстоять от огня целый город, из которого к тому времени было эвакуировано 60000 человек.

Потребность в самолетах-амфибиях и в России очень высока. Еще в советское время лучшие на тот период эксперты определили, что минимальное количество машин класса Бе-200 для надежного «покрытия» всей территории нашей страны - 62, а оптимальное — 90.

А в это время

Счетная палата проверила, каким образом в последние два года использовалась ведомственная авиация МЧС РФ. Выяснилось, что более 40% часов налета этих самолетов приходилось на коммерческие рейсы. За период с 1 января 2017 года по 1 июля 2019 года доходы от подобной деятельности превысили 2 миллиарда рублей.

В то же время за проверяемый период пилотируемые воздушные суда МЧС привлекались для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций всего лишь 42 раза. Это всего 8% от общего количества ЧС, которые были введены в этот период на разных уровнях реагирования. Об этом сообщает агентство РИА Новости.

Последние новости
Цитаты
Григор Шпицен

политолог (Германия)

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня