Ущерб от разлива дизельного топлива под Норильском составил 148,2 млрд рублей. Такую оценку дал Росприроднадзор. Требование о добровольном возмещении этой суммы направлено госорганами в НТЭК, входящую в ГМК «Норильский никель».
Его хозяин Владимир Потанин явно рассчитывал отделаться меньшими расходами. Так, во время своего разговора с президентом РФ Потанина называл гораздо более скромную сумму — 10 млрд рублей. При этом оценка экологов из «Гринпис» была еще ниже — 6 млрд рублей.
Путин тогда упрекнул олигарха в нежелании проводить должную профилактику. Своевременная замена емкости для хранения дизтоплива обошлась бы в «копейки». Позже стало известно, что Ростехнадзор не проверял аварийную ёмкость 5 лет, так как она числилась в ремонте.
По словам главы Минприроды Дмитрия Кобылкина, сумма ущерба беспрецедентна и сопоставима со штрафом за разлив нефти после аварии танкера компании Exxon у берегов Аляски (5 млрд долларов). Правда американские нефтяники оспорили ее в суде и в течение 20 лет снизили на порядок.
После обнародования новости о возмещении ущерба акции «Норникеля» упали на бирже почти на 5%. С учетом того, что это предприятие — основной актив олигарха Владимира Потанина, его личное состояние, оцениваемое «Форбс» более чем в 20 млрд долларов, также немного сократилось.
При всех немалых расходах, которые возможно предстоит нести «Норникелю» и его владельцам, это может оказаться для них меньшим злом. Ведь сразу после аварии стала популярной точка зрения о необходимости реприватизации некогда народного предприятия.
В Кремле не рассматривают вопросы возможной национализации «Норникеля» после аварии с утечкой топлива в Норильске, заявил тогда пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По его словам, такой темы вообще не существует.
По мнению преподавателя кафедры «Экология промышленных зон и акваторий» СПбГМТУ Геннадия Граховского, суровые условия, в которых проходит ликвидации последствий аварии, могут поглотить и не такие суммы.
— Это тундра. Заполярье. Там вечномерзлотные грунты. В шахте еще не так, наверное, жестко, а на поверхности все очень серьезно. В этом специфика. И там все дорого, потому что нет транспортной инфраструктуры.
«СП»: — Суммы в 148 млрд рублей, которые насчитал Росприроднадзор, достаточно?
— Арифметика — наука строгая. Смотря как считать, что включать в расходы. Дорог там нет, берег далеко, чтобы морской транспорт задействовать. Остаются вертолеты. А это большие деньги за один час работы. Правда, обсуждался вариант: заложить собранное топливо на хранение, а потом вывезти по зимнику, когда замерзнут болота. Так что многое зависит от технологии рекультивации.
Также важно до какого итогового состояния требуется довести поверхности воды и суши. Если там требуется вырастить стланик березовый, то он растет медленно. Это работа на долгие десятилетия.
«СП»: — Заварил Потанин кашу. Может все дело в форме собственности? После аварии многие предлагали национализировать «Норникель»…
— По-моему, все решают люди. Есть и в госкомпаниях руководители, которые не хотят тратиться на экологию, злоупотребляют близостью к власти, закрывают глаза на ущербы, когда формируются лунно-марсианские пейзажи. Они вхожи во власть, защищают национальные интересы. Но нельзя отрицать, что смысл деятельности любого хозяйствующего субъекта все равно прибыль. А на частников легче давить. С них все хотят поиметь. И есть повод — экологический.
Но это все не только у нас. Так во всем мире. Была история как из Китая что-то потекло в Амур. Точно также и с загрязнением Рейна, который называют сточной канавой Европы. Хотя в Германии огромная фракция «зеленых» в парламенте.
Руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF Алексей Книжников сомневается, что госпредприятия в сфере экологии обязательно эффективнее частных.
- Сумма штрафа «Норникелю» просто беспрецедентная для нашей страны. На единицу разлитых нефтепродуктов она соизмерима с ущербами, которые были рассчитаны после знаменитого разлива нефти в Мексиканском заливе компанией BP. Это говорит о том, что наши регуляторы использовали имеющиеся методики по максимуму. Думаю, это объясняется и масштабом аварии, и резонансом в мире. В контексте будущих планов развития Арктики это могло оказать шокирующее действие на руководство нашей страны.
До сих пор максимально посчитанная сумма составляла 6 млрд рублей за аварию в Керченском проливе. Правда, ее не удалось полностью взыскать. Сейчас тоже не факт, что «Норникель» добровольно все заплатит. Это может быть предметом судебной тяжбы. Но все равно это прецедент. Внимание президента здесь важно. Мы надеемся, что регулятор усилит свои превентивные, контролирующие и штрафные функции. Другие компании довольно сильно безобразничают, но до сих пор их так сурово не наказывали.
И это правильно. У нас долгие годы бизнесу давали поблажку, их оберегали от наказаний за экологический ущерб. А теперь все поняли, что и инвестировать в замену оборудования надо и мониторинг вести и вмешиваться в случае нарушений активнее. Мы, кстати, направляли Потанину и в совет директоров «Норникеля» письмо с нашими предложениями экологического характера. Общественный контроль в отношении таких компаний должен быть усилен. Правда, пока нам не ответили.
«СП»: — Советовать легко. Но в Мексиканском заливе тепло, а на Таймыре, сами знаете как…
— Операция производит на нас очень хорошее впечатление. Там действительно не хватало емкостей для сбора топлива, но были найдены удачные технические решения. Сначала колоссально нарастили объем временных хранилищ, а теперь собираются строить временный трубопровод с использованием резервов военных. У них есть такие быстро разворачиваемые нефтепроводы на случай войны или ЧП.
«СП»: — А может национализировать «Норникель»? Возможно, ответственность возрастет…
— Мы проводим независимые оценки в области экологической открытости. Так лучшие показатели там у частных компаний. А в Казахстане наоборот. Думаю, тут больше зависит от верного целеполагания и от роли совета директоров, потому что менеджеры всегда стараются экономить и часто экономят именно на экологии. А директора принимают стратегические решения.
В свою очередь красноярский политолог, директор Центра гуманитарных исследований и консультирования «Текущий момент» Сергей Комарицын отмечает попытки «Норникеля» исправить свою «родословную» и стать более социально ориентированным предприятием.
— В эпоху залоговых аукционов для трех структур — ЕЭС, Газпрома и «Норильского никеля» была специально придумана организационно-правовая форма РАО. «Норникель» — это, по сути, министерство цветной металлургии. Потом, за двухнедельную выручку его приватизировали. Это жульническая схема и о ней люди всегда будут помнить.
Но все последние годы на «Норникеле» лежит огромная социальная нагрузка. Они выступают спонсорами буквально всего, что происходит. Очень мощно спонсируют спортивные соревнования, Олимпиаду в Сочи
Когда Потанин сказал про 10 млрд рублей расходов, он оговорился, что это без учета штрафов. Только на саму ликвидацию. И заплатить должен в том числе он сам, так как он не только акционер, но и действующий руководитель «Норникеля» и тоже должен отвечать. Но 148 млрд рублей — это очень много — примерно 60 процентов бюджета Красноярского края.
Причем, там есть еще один мощный акционер — Дерипаска. С его стороны сейчас возникнут вопросы. Возможно, Потанин заплатит за счет дивидендов близких к нему акционеров. А может поступит ровно наоборот — пусть компания платит. Так или иначе, это подрывает позиции Потанина. Но он всегда шел навстречу власти. Я не думаю, что у него отберут бизнес.