Когда в Соединенных Штатах потомки чернокожих рабов стали сносить памятники рабовладельцам, это в России воспринималось с недоумением, но не более того. Мол, чисто американские, дела, пусть сами разбираются со своей историей и её наследием.
В большей степени нас, кажется, зацепило, когда погромная волна докатилась до Аляски. Там местные активисты из числа представителей коренных народностей требуют заодно убрать из центра города Ситка и памятник первому правителю Русской Америки — сибирскому промышленнику и исследователю заокеанских земель Александру Баранову. Монумент этому русскому вроде как тоже оскорбляет их национальные чувства. Сокрушителей не смущает, что на памятнике Баранову высечена фраза совершенно противоположного их действиям смысла: «За вечную дружбу и мир на этой земле».
Но это все же происходит очень далеко от нас. Однако как по команде и в самой России тема сноса памятников на волне требований национальных меньшинств о признании некой вины русских за «геноцид» становится все более актуальной. Речь о довольно скандальной ситуации с «Монументом подвигу русских солдат» в память о Кавказской войне (1817−1864 г. г.) в Адлере.
Весьма скромный памятник этот установили буквально только что — в июне нынешнего года. Однако он простоял менее месяца и был демонтирован по настоянию черкесских активистов, чьи предки сражались с войсками Российской империи. Власти города Сочи, в который входит Адлерский район, признали, что «памятник был поставлен без необходимых согласований, с очень большими ошибками и без обсуждения с представителями коренного населения». Также отмечалось, что «упоминание о тех страшных событиях войны болезненно для черкесского народа и раскалывает общество».
В общем, монумент убрали в угоду одним (в данном случае — черкесам). Но это теперь вызвало недовольство представителей других народов. В первую очередь — русских.
«Война с памятниками» — тема болезненная и к тому же ещё и взрывоопасная, подогревающая накал националистических отношений. Здесь действительно нужно семь раз отмерить, прежде чем отрезать — установить или снести? Памятник ведь от слова «память» — память об истории. А она у каждого народа своя и воспринимается, естественно, по-разному. В том числе — и по Кавказкой войне, в которой Российская империя укрепляла свои позиции на юге в противостоянии с другой империей — Османской.
В битве между ними проливалась кровь и малых народов, в зависимости от того, чью сторону они принимали. Черкесы главным образом были на стороне Турции. Поэтому для них память о «русском вторжении» до сих пор не особо-то приятна.
Но и русские пролили в этих краях немало солдатской крови. Поэтому имена тех полководцев и простых воинов — в чести и в памяти народной.
— Стоит особо подчеркнуть, что сам по себе ныне снесенный постамент с памятным знаком «Укрепление «Святого духа» из розового туфа с бронзовой схемой военного укрепления не содержал никакого упоминания о подвиге русского солдата в Кавказскую войну. Иное — уже горячечные фантазии многонациональных активистов и журналистов, — считает политолог и историк Александр Зимовский.
В архивах я разыскал рапорт командира Отдельного Кавказского корпуса барона Розена военному министру Империи графу Чернышеву. О закладке укрепления в нынешнем Адлере в документе сказано следующее: «12-го іюня 1837 г. начата, по утвержденному мной плану, трассировка крѣпости на очищенномъ отъ лѣса мѣстѣ. Проходившая издали, впереди цѣпи, партія горцевъ, начинала перестрѣлку безъ всякой для насъ потери <…> 17-го числа кончена разбивка и трассировка укрѣпленія. 18-го іюня по совершеніи молебствія въ присутствіи войскъ дѣйствующаго отряда и части флотскихъ экипажей я заложилъ, съ приличной сему случаю церемоніей, укрѣпленіе, наименовавъ оное укрѣпленіе Св. Духа, въ память дня, въ который сдѣланъ мною десантъ на мысъ Адлеръ».
Сочинские энтузиасты идейной борьбы за памятные знаки вполне могли назвать свой проект: «В память основания Адлерского внутригородского района г. Сочи». В этом случае, реагируя на вопросы активистов-многонационалистов, власти Сочи получали право всех послать… Ну, хотя бы в библиотеку, для изучения архивов.
В свою очередь, вовремя произнесенную фразу «проблемы индейцев шерифа не волнуют» общественность могла принять если и без энтузиазма, то с пониманием. Но что выросло — то выросло.
С историко-этнографической точки зрения возмущение нынешних сочинско-адлерских активистов совершенно неуместно. По той простой причине, что земля, где стоит Адлер, никогда предкам этих активистов не принадлежала. Вокруг русского укрепления Св. Духа на момент закладки обитало дикое, но симпатичное племя джигетов числом в 5000 саклей (20 000 человек обоего полу, включая стариков, младенцев и рабов). Оно управлялось военной аристократией, воевало со всеми окрестными соседями, включая нынешних черкесов, и практиковало рабовладение в самых широких масштабах.
Собственно, из-за рабовладения джигеты и перебрались из Российской империи в Османскую. Потому что «большой белый вождь» в Петербурге рабовладение запрещал и за это дело преследовал. А вот султан константинопольский вообще не замечал такой формы зависимости, как рабство. Джигеты уехали — русские остались.
Казалось бы, причём здесь нынешние активисты? Но мы же с вами понимаем, что дело не в фортеции, а в амбиции. С одной стороны — у нас вроде как «бремя белых» и хруст французской булки. С другой стороны — граждане, тоскующие по торжеству готтентотской морали и умыканию невест, поскольку «это старинный, красивый обычай».
Любой вопрос такого рода имеет два пути решения. Первый — пролить реки крови. Второй — развести моря чернил. Второй вариант мне представляется предпочтительней.
Сами черкесские активисты сочли снос памятника участникам Кавказской войны в Адлере лишь некой уступкой властей, «очередным сиюминутным ходом», позволяющим «заглушить волну протеста». Надо понимать, что дело может дойти и до сноса памятников «завоевателям Кавказа» генералам Алексею Ермолову, Григорию Зассу. Ну и, разумеется, русскому императору Александру II.
Монумент этому самодержцу в ноябре 2015 года был установлен в Сочи в рамках проекта «Аллея российской славы». Черкесский активист Шамсудин Негуч, например, считает установление памятника царю более серьезным оскорблением, чем установка памятника обычным русским солдатам, которых «погнали на эту войну».
Под вопросом теперь и установление в Белореченском районе Краснодарского края памятника генералу Николаю Евдокимову. Тоже, как утверждают некоторые, «кровавому завоевателю».
Здесь можно вспомнить и историю с памятником адмиралу Михаилу Лазареву, который был установлен ещё в 1954 году в микрорайоне Сочи, носящем его же имя — Лазоревское. В начале 1990-х памятник адмиралу сняли из-за возмущения коренного адыгейского населения. Однако в 2003 году вернули на место — в сквер возле железнодорожного вокзала.
Сейчас черкесские активисты «прицеливаются» и по нему — под командованием Лазарева эскадра флота высаживала русские войска на Черноморскую береговую линию. Та при поддержке кораблей блокировала доставку турецкого оружия как раз черкесам. Чем оказывала серьезное влияние на ход военных действий на всем Кавказе.
Не особо жалуют память Михаила Петровича и в Турции: во время Наваринского сражения (8 октября 1827 года), являясь командиром корабля «Азов», Лазарев сражался одновременно с пятью турецкими кораблями и потопил их.
Вообще «турецкий след» в борьбе с памятниками русским солдатам времен Кавказской войны сегодня просматривается более чем очевидно. Турция «приложила руку» и к снятию памятника Лазареву, и сейчас — к монументу в Адлере. Как отмечают сами российские черкесы, подписантов с турецкой стороны (там самая большая в мире диаспора черкесов) было гораздо больше, чем в России. И этот «голос» с другого берега Чёрного моря был почему-то услышан и принят во внимание. Возможно, что не только в самом Сочи, но и в Москве.
Здесь в тему можно опять вспомнить США. На днях президент Дональд Трамп, в связи с угрозой уничтожения целого ряда исторических памятников, подписал указ о защите монументов, за разрушение которых теперь виновным будет грозить тюремный срок — до десяти лет лишения свободы.
Как-то побережней нужно относиться к памяти и памятникам и в России.
А в это время
В связи со сложившейся в Адлере ситуацией Константин Затулин, депутат Государственной Думы России от Сочинского округа, сделал такое заявление: «Прежде всего, прошу всех успокоиться. Нет сомнений ни в подвигах русских солдат, ни в мужестве кавказских народов. Нет сомнений в том, что память военных поселений — Святого Духа, Александрии, Даховского, Навагинского и др., — положивших начало городу Сочи, может и должна быть увековечена, как и память убыхских и шапсугских аулов, закрепившаяся в Сочинской топонимике. Нет ни повода, ни основания проводить аналогии между Россией и США, черкесами и американскими неграми. Лично меня такие сравнения оскорбляют.
Памятник форту Святого Духа будет установлен в надлежащем месте, со всем уважением к нашим историческим предкам — русским и черкесам. Именно это и было целью Администрации нашего города, которая не вправе игнорировать попытки столкнуть и разделить его население".