Челябинский городской бор — памятник ландшафтной архитектуры с остатками реликтового ленточного бора и любимое место отдыха горожан — ждет масштабная вырубка. Именно в границах бора собираются строить хирургический корпус детской областной больницы. Это предложение уже поддержали депутаты городской думы.
Еще в 2016 году администрация города Челябинска выступила с инициативой провести предварительное обследование бора и прилегающих к нему территорий с целью будущего расширения границ памятника природы. Тогда инициативу поддержали на межведомственном совещании, в котором приняли участие представители региональных минэкологии, минстроя, минимущества, главного управления лесами, областного законодательного собрания, администрации города Челябинска, а также ОГУ «Особо охраняемые природные территории». За расширения бора выступали экологи.
Сейчас выяснилось, что именно в бору надо строить больничный корпус.
Бор городу нужен. Экологи отмечают, что он не только служит местом отдыха, но и обогащает атмосферу промышленного региона кислородом, влияет на уровень диоксида углерода, смягчает климат. При этом за последнее время территория бора уже неоднократно сокращалась. Только с 1736 по 1966 год она уменьшилась на две трети, а в первую половину XX века его протяженность сократилась с 9,6 до 7 км, сейчас она менее 6 км.
Люди заметили необходимость леса. И, как рассказывают горожане, даже во время Великой Отечественной войны, когда деревья нужны были для отопления города и согрева рабочих, трудящихся для обеспечения армии, жители города и первый секретарь горкома сохранили этот бор.
Сокращение «ленточных боров» уже имело последствия в виде обмеления многих рек, в том числе и Миасса, на берегу которой расположен Челябинский городской бор. И общественники Челябинска боятся, что нынешнее сокращение площадей может стать для бора роковым.
— Строительство хирургического комплекса — дело, безусловно, благое. Но общественники выступают против того, чтобы строительство велось на территории бора с вырубкой деревьев, — поделился со «Свободной прессой» руководитель челябинского регионального отделения партии «За Правду» Дмитрий Довбня. — Бор необходимо сохранить. Но самое главное, необходимо сохранить болото, которое питает реку и сам бор, а именно на месте последнего участка болота и планируется строительство. По сути дела, если там сейчас поставят корпус, речки в боре уже не будет. Отсюда начнутся другие изменения, связанные с жизнью бора. Лес может погибнуть.
При этом общественники уверены, нынешняя вырубка, если она произойдет — не станет последней:
— Сейчас в связи с пандемией встал вопрос с еще одним корпусом — инфекционным. Куда его ставить? — задается вопросом Дмитрий Довбня. — Если будет принято решение ставить, как и детский хирургический корпус, рядом с областной больницей — то это значит забирать у бора еще больше места. И это будет продолжаться до бесконечности. Для больницы нужна новая площадка: большая, хорошая, соответствующая современным требованиям. И лучше выбрать ее на объездной дороге, чтобы была хорошая транспортная доступность для области и удобная площадка для медицинской авиации.
Надо сказать, что у челябинских депутатов есть причина на то, чтобы согласиться на строительство больницы в пределах бора.
— Сейчас необходимо быстро освоить деньги. Уже были истрачены денежные средства на проектную документацию, на проектирование именно этого здания именно на этом месте, — объясняет Дмитрий Довбня.
Между тем, по мнению общественности, больницу в обозримом будущем все равно придется переносить. И на то есть несколько причин:
— Областная больница уже наступала на это болото, и в подвалах многих ее зданий из-за этого сейчас стоит вода. Территория, на которой сейчас хотят строить — тоже участок болота. Его последний участок. Вопрос о переносе больницы вставал несколько раз. Если раньше больница располагалась на окраине Челябинска, то сейчас, когда город вырос, дороги, ведущие к этой больнице, всегда в пробках. Но поскольку у нас, начиная еще с 90-х, всегда была сложная ситуация с деньгами, этот вопрос задвигался.
Вертолетная площадка, которую тоже собираются построить, значительно делу не поможет. По мнению Дмитрия Довбни, во-первых, в том месте, где ее хотят ставить, всегда сильные ветра, а во-вторых, вертолетами полностью автотранспорт не заменишь.
Челябинские общественники не просто требуют перенести больницу, а предлагают конкретные территории. Челябинский владелец коммерческой недвижимости и загородных поселков даже обращался к губернатору и хотел предоставить безвозмездно региону землю для строительства больницы — лишь бы сохранить бор от вырубки. На данный момент на решение о строительстве это предложение не повлияло.
Челябинский городской бор — не единственная проблемная зона. Ранее «Свободная Пресса» писала о том, как только благодаря активности жителей региона удалось добиться использования более экологически-чистых технологий в строительстве Томинского горно-обогатительного комбината. Но борьба за экологическую безопасность территорий вокруг ГОКа еще продолжается.
Еще одна победа общественности — удалось отстоять участок рощи в северо-западной части города, местную достопримечательность, ради которой люди покупали квартиры в ближайших микрорайонах. Именно на месте рощи собирались строить спортивный комплекс, но под давлением общественности строительную площадку немного перенесли.
— У нас проблема заключается в чем: когда возникает идея строительства чего-либо, будь то ГОК, больница или спортивный комплекс — перед проектированием никто не обсуждает это с жителями, — констатирует Дмитрий Довбня. — Сначала закладываются каике-то проектные решения, которые явно ущербны с точки зрения экологии, или комфортной среды, или еще чего-то. Потом, когда проектные работы заершены, это выносится на общественное обсуждение, и выясняется, что решение было не очень хорошим. И только тогда начинают искать более приемлемые решения. И они находятся.
Последнее время подвижки в отношениях власти, бизнеса, и общества, по словам Дмитрия Довбни, все же наметились. Так, в городскую администрацию пришли молодые управленцы, которые готовы слушать людей.
— Надеюсь, что и на более высоком уровне — не уровне регионов и больших контрактов взаимодействие с общественностью тоже будет происходить, — заключает Дмитрий Довбня.