Кремль потерял контроль над ситуацией в Хабаровском крае, где продолжаются народные волнения, связанные с арестом губернатора Сергея Фургала. Митинги в ряде крупных населенных пунктах региона проходят ежедневно с 11 июля. После того как Владимир Путин снял с должности арестованного губернатора в связи с утратой доверия, митинги в поддержку Сергея Фургала и против самоуправства центра трансформировались в акции против лично Владимира Путина.
Лозунги «Я/Мы Сергей Фургал» трансформировались в кричалки «Путину — нет доверия», что очевидно очень расстроило администрацию президента. Политическим партиям были даны рекомендации отказаться от проведения митингов с политической повесткой, писали телеграм-каналы. С ЛДПР, видимо, удалось договориться, поставив на должность врио губернатора Михаила Дегтярева. С местным отделением КПРФ договорится не удалось.
Несанкционированный митинг партии КПРФ состоялся 17 июля и через 5 дней председатель краевого отделения Петр Перевезенцев и депутат Законодательной думы Хабаровского края Сергей Ильин получили повестки в полицию для дачи объяснений. Теперь руководству регионального отделения партии грозит арест до 15 суток за нарушение правил проведения публичных мероприятий.
— На нас было оказано беспрецедентное давление со стороны администрации президента: не только на региональное отделение, но и на московских руководителей. В АП пытались не допустить, чтобы мы вышли именно с политическими требованиями. Мы же не смогли остаться в стороне, когда происходят такие события, — рассказал «СП» Петр Перевезенцев
Мы попросили председателя Хабаровского краевого отделения КПРФ подробнее рассказать, в чем обвиняется региональное отделение КПРФ и что им грозит.
«СП»: — Совершение какого правонарушения вам вменяется?
— Был составлен протокол об административном правонарушении, чтобы привлечь нас к ответственности в судебном порядке за проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления (ст. 20.2 КоАП РФ). Мы считаем, что нас привлекают за то, что мы были первой и пока единственной политической силой, которая вышла на протестную акцию, осознавая всю ответственность за отсутствие разрешения. Мы действовали в соответствии с Конституцией, считаем, что нам разрешения не нужны: закон носит уведомительный характер, власти города наше уведомление получили.
«СП»: — Какое грозит наказание?
— Статьей предусмотрены санкции в виде крупного штрафа, 500 часов общественных работ или административного ареста до 15 суток. Какое решение примет суд, мы прогнозировать не можем. Факт, что нас привлекают по такой серьезной статье, уже о многом говорит.
«СП»: — Митинг КПРФ в Хабаровске проходил не в поддержку Сергея Фургала, а с политическими требованиями. Почему?
— Мы выходили с политическими требованиями, потому что считаем, арест Сергея Фургала просто стал последней каплей — той спичкой, которой подожгли бочку с порохом, из-за накопленного недовольства людей условиями проживания на Дальнем Востоке и конкретно в Хабаровском крае.
«СП»: — Почему, как вам кажется, последовала достаточно жесткая реакция после митинга КПРФ со стороны властей? Хабаровчане выходят на площади уже 12-й день.
— Власть хочет показать, что люди протестуют только и исключительно из-за ареста Фургала. Но это не так — люди выходят против политики Москвы в отношении края. Мы видим, что кроме требований по Фургалу, звучат и политические требования и с каждым днем их появляется все больше. Около 70% лозунгов и кричалок уже политические.
«СП»: — С чем вы связываете трансформацию протеста из акций в поддержку Сергея Фургала в митинги против Москвы?
— Люди, во-первых, недовольны тем, что протесты идут, а никакой реакции нет. Кроме того, Владимир Жириновский, выступая в Государственной думе, слил протест, заявив, что Сергей Фургал собирался писать заявление об отставке. Это говорит о том, что партия своего человека защищать, видимо, не собирается. Члены хабаровского отделения ЛДПР также не выступили с публичными заявлениями в его поддержку.
«СП»: — Как вы оцениваете роль врио губернатора Михаила Дегтярева и отношение к нему жителей края?
— Народ Михаила Дегтярева очень негативно воспринимает. А он себя ведет по отношению к людям, на мой взгляд, достаточно высокомерно. Он не выходит к людям, дает странные комментарии, мол, не надо мне кричать под окнами, занимайтесь делом, съездите на дачу, позвоните родителям и прочее. Перспективы наведения им порядка и построения диалога с людьми в крае крайне низки.