Писатель, член партии КПРФ ответил на вопросы «Свободны Прессы» о митингах в Хабаровске, задержании россиян в Белоруссии и отношениях между властью, оппозицией и гражданским обществом.
«СП»: — Ваше отношение к событиям в Хабаровске. Почему, по-вашему, это произошло и во что может вылиться?
— Думаю, у людей накопилось недовольство: цинизмом федеральных властей, принуждением к голосованию за новую Конституцию, наплевательством на выбор народа, игнорированием региональных особенностей и интересов. Я писал уже по другому поводу и опять повторю: выборочное правосудие всегда воспринимается как репрессии. Поэтому даже доказанная вина Фургала не снимет вопроса: почему именно его и почему именно сейчас?
Кремль привык слушать московскую «улицу», с ней выстраивает какой-то диалог, какие-то отношения. Даёт отдушину в виде «Эха Москвы» и так далее. А на Дальнем Востоке, на Крайнем Севере, в Поморье, в Сибири — другая «улица». Здесь «Эхо Москвы» не указ, эти протесты не «слить» как обычно, в либеральную канализацию. Здесь не «хипстеры» протестуют, а взрослые, серьёзные мужчины и женщины. С ними, обязательно надо договариваться. Если Кремль сделает шаг навстречу — мы увидим рост гражданского самосознания по всей стране. И это, в конечном итоге, всегда на пользу самому государству!
Но если Москва решит подавить протесты силой или обмануть жителей Хабаровска, то это лишь расшатает ситуацию в нашем и так некрепком обществе.
«СП»: — Задержание россиян в Белоруссии — какие у вас версии происходящего?
— Всегда с огромным уважением и любовью относился к Белоруссии. Любил и батьку Лукашенко. Хотя критиковал его за непоследовательную позицию по отношению к России: слишком часто батька держал за спиной фигу, а то и двурушничал. Но сейчас я очень, очень расстроен. Это огромная ошибка Лукашенко и его команды. Они могут разом перечеркнуть всю свою хорошую «карму» в отношениях с Россией и в сохранении советского наследия. Я говорю о передаче сведений о задержанных россиянах украинской стороне и о том, что ставится чудовищный вопрос об экстрадиции бывших жителей Донбасса, а ныне граждан России, в лапы карателей. Кажется, батька действительно испугался, что проиграет выборы.
И решил сделать пиар акцию, доказать своему электорату, что он больше националист, чем националисты из оппозиции. Сыграть на вражде с Россией! Показать, вот он, мол, какой, независимый от Москвы. Только, получается, теперь он зависим от Киева и Вашингтона. Таким он хочет войти в историю? В таком случае, лучше бы ему проиграть эти выборы. Честное слово, с болью в сердце говорю это.
Из всех постсоветских лидеров Лукашенко был мне наиболее симпатичен. Да и не только мне. Мы все любили его. Очень надеемся, что он одумается и не предаст нас. Ведь речь не о Кремле, не о Москве, не об администрации Путина — президенты, даже очень долгие, приходят и уходят. Речь о народах России и Белоруссии.
«СП»: — О КПРФ. В последнее время партия и её лидер Геннадий Зюганов выступают все жёстче, принципиальнее оппонируют власти. Так ли это, по-вашему, и с чем это может быть связано?
— Да, совершенно верно. Позиция КПРФ в последнее время стала жёсткой, бескомпромиссной. И Геннадий Зюганов, и депутаты от КПРФ, и активисты региональных отделений, все ведут резкую критику властей, причём, не стесняясь адресовать критику на самый верх, первым лицам, а также всей системе.
Тайны в причине усиления конфронтации нет, сам лидер коммунистов откровенно высказался на этот счёт: администрация собирается нарушить даже тот хрупкий, неудовлетворительный баланс, который сформировался в последние годы между властью и оппозицией. Принципы демократии, народного представительства, работа политических партий — всё это под угрозой.
Выборы подменяются трёхдневным «голосованием», результаты которого будет трудно контролировать. Президент де-юре может оставаться на своём посту «вечно». Давайте будем честными перед самими собой: фиговый листок демократических процедур вот-вот будет сорван, мы на пороге прямой диктатуры крупной буржуазии. Диктатуру — вот что хотят «продать» нам все эти реформы. КПРФ пользуется, может быть, последней возможностью легально обратиться к власти и к народу с призывом остановить сползание в манипуляционный авторитаризм. Нужно обязательно сказать, что ничего не предрешено. Мы ещё можем не только предотвратить диктатуру, но и улучшить работу выборных органов в нашей стране. Год 2021-й может стать поворотным в истории.
«СП»: — Не кажется ли вам, что по эмоциональному накалу внутриполитические события в стране все ярче? Власти и разного рода оппозиция всё злее друг к другу? Есть ли у вас ощущение растущей напряжённости внутри страны? И к чему она может привести?
— Именно так. Общество поляризуется. А это всегда плохо. Упрощение и обострение противоречий может привести даже к эскалации насилия: власть начнёт репрессии, а народ ответит массовым правовым нигилизмом, бойкотом. И, что самое страшное, государство и общество в таком состоянии становятся слабыми, а, значит, лёгкими жертвами для внешнего врага. Мы живём в окружении отнюдь не овец, вокруг нас волки. Только дадим слабину — сразу услышим, как клацают челюсти: Крым клац-клац, Дальний Восток клац-клац, Северный Кавказ клац-клац, внутренний мир, стабильность, ресурсы, экономика — клац-клац, клац-клац. Российский народ оказывал поддержку Владимиру Путину и его команде именно за то и потому, что при Путине мы смогли собрать силы и где-то вмазать сапогом, а где-то принять устрашающую позу, чтобы волки не очень-то облизывались. Но сила государства не только в армии по периметру границ и ограниченных контингентах за периметром. Страна должна быть единой внутри себя!
Конечно, в большой стране живут многие народы и многие группы и слои населения, у всех свои интересы. Но для того и существует федерализм, для того и создана представительная демократия, чтобы интересы всех и каждого были представлены! Через выборы, через политические партии, через политическую борьбу в рамках закона. Внутренняя политика — это единственный способ дать «язык» неизбежным социальным противоречиям, научить разные группы населения говорить и договариваться в рамках легального, мирного политического процесса!
Наши тупые, идиотически тупые так называемые «полит-технологи» кремлёвского пула считают, что «зачистив» политическое пространство от конкуренции идей и программ, они способствуют единству, силе и крепости «властной вертикали».
На самом деле, эти идиоты — самые худшие враги по-настоящему сильного и единого государства. Которое может и должно быть сильным в гармоничном сочетании интересов различных групп населения, представленных политическими партиями и движениями, и единым в сохранении культурного, регионального, политического многообразия.