Россия обрела свои «желтые жилеты». Хабаровский протест, очевидно, будет шириться и дальше: новые лица и новые города, выступающие в поддержку Фургала, а по сути, против неэффективной политики Москвы.
Никто не собирается «жечь все подряд»
Французские протесты проходят уже почти два года: каждую субботу тысячи людей выходят на улицы, протестуя против политики Парижа.
В Хабаровске протесты продолжаются уже четвертую неделю и, похоже, они повторят путь развития движения «желтых жилетов». Общего между протестными движениями в России и Франции действительно очень много: отсутствие ярких лидеров и при этом единство людей с разными идейными установками (выходят на площади и коммунисты, и либералы).
Разница лишь в том, что в России акции проходят мирно: и сами протестующие чужды провокаций, и силовики обходятся без массовых задержаний (что для России вообще-то в новинку). Поневоле вспоминаются слова Владимира Путина, сказанные еще в декабре 2019 года: «Мы же с вами не хотим, чтобы у нас были события, похожие на Париж, где разбирают брусчатку и жгут все подряд».
Но оказалось, что россияне могут протестовать мирно. А ведь помимо Хабаровска акции проходят уже и во многих других российских городах — от Краснодара до Екатеринбурга. На каждую из них собирается все больше людей, и никто не разбирает брусчатку и не «жжет все подряд».
Кремль потерял связь со страной
Очевидно, что движение протеста будет только шириться. Не останавливает людей, желающих выйти на улицы и площади, даже плохая погода (например, 1 августа в центре Хабаровска маршем прошли десять тысяч человек — под проливным дождем). Арест хабаровского губернатора Сергея Фургала из основного содержания акций протеста становится лишь поводом, чтобы выйти и высказать свою позицию.
Сейчас к нему добавился еще один — категоричное нежелание всех хабаровчан видеть во главе своего региона Михаила Дегтярева, не имеющего ничего общего с Дальним Востоком. То есть Дегтярева, назначением которого Москва хотела успокоить протестующих, оказался еще более раздражающим фактором. И это в очередной раз демонстрирует, насколько во внутриполитическом блоке администрации президента потеряли связь с жизнью страны.
«Модераторы» внутренней политики уже плохо представляют, чем живет и дышит страна. Окрыленные результатами конституционного голосования, кремлевские чиновники свято верят в то, что любое их решение должно беспрекословно приниматься и одобряться гражданами. Но, как оказалось, страна — это вовсе не те цифры, которые бодро продемонстрировал Центризбирком.
«Митинги — это всерьез и надолго!»
— Помимо чувства несправедливости и желания проявить свою субъектность люди довольно провинциального Хабаровска вдруг обрели свой смысл жизни и федеральную повестку. Они почувствовали себя акторами, творцами истории. Отчасти это скрытое наслаждение тем тупиком, в котором оказалась власть. И чувство значимости, героизма, которые дождь только усиливает! — говорит «Свободной прессе» директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов.
— Люди выходят уже четвертую неделю подряд, потому что, видимо, очень их достало. Люди уважения к себе хотят, признания их достоинства, — соглашается с Фирсовым руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. — В девяностые годы Дальний Восток был предоставлен сам себе. Люди как-то наладили жизнь, открыли бизнесы, все было своим, местным.
Потом федералы вспомнили про Дальний Восток, Что означало в том числе передел ресурсов в пользу крупных компаний с офисами в Москве. Ресурсы Дальнего Востока работают на каких-то столичных дядь. Люди многие там так и рассуждают. Может, и в этом тоже дело. А история Фургала просто триггер. Дальневосточники люди свободные и упрямые. Если уж взялись митинги проводить, то это всерьез и надолго!