В эти выходные завершились президентские выборы в Республике Беларусь.
По официальным предварительным данным, Александр Лукашенко набрал 80,23%, его главная соперница Светлана Тихановская — 9,9%.
Вечером после выборного дня в Минске и других городах Республики вспыхнули беспорядки. Журналисты сообщали о десятках тысяч людей, вышедших на улицы столицы и скандирующих «Уходи». На улицах стали сооружаться баррикады, и ОМОНу для подавления бунта было разрешено использовать резиновые пули и светошумовые гранаты. Журналисты сообщали о раненных.
Еще вечером Светлана Тихановская заявила, что большая часть белорусов проголосовала за нее. По ее словам, именно об этом свидетельствуют результаты на тех немногих участках, где не было фальсификации. В качестве примера для журналистов она привела итоги голосования на участке № 61 в Минске, где за действующего президента проголосовало 394 человека, а за нее — 1226. Бороться с несправедливостью, как заявила Тихановская, ее команда собирается законными методами: обращениями в ЦИК, Верховный суд
В свою очередь наблюдатели из СНГ заметили на выборах только отдельные нарушения, которые не носили системный характер не и не могли повлиять не итоги, а организация выборов оценивается ими с положительной стороны.
«Белоруссия — не ядерная держава. Поэтому риск технической помощи со стороны НАТО и наземное вторжение прокси-войск в западных областях страны существует. Для этого нужны определенные условия, которые должны создать активисты протеста, — прокомментировал через собственный телеграм-канал происходящее в Республике политолог Марат Баширов. — Не зря в антилукашенковских телеграм-каналах поднимают тему белорусских партизан и подполья во время Великой Отечественной войны. Нет — это не ЛДНР, наоборот, это продолжение проекта продвижения НАТО на восток».
Политолог Илья Гращенков выразил уверенность, что трудности для Лукашенко только начинаются:
«Шестой срок Лукашенко, если и состоится, то не будет легким. Набравший почти 80% Лукашенко вряд ли теперь сможет считаться легитимным главой государства, так как результаты не готов признать никто — ни народ, ни мировое сообщество. Возможно, отдельные «игроки» в лице КНР или даже России, неохотно, но признают, но на это не надеется и сам Лукашенко, который занял глухую оборону, как от своих сограждан, так и от всего мира в целом.
Политолог уверяет, что если так пойдет и дальше, и белорусский президент будет полагаться на армию, спецназ и милицию, чтобы оставаться у власти, то это уже будет даже не авторитаризм, а диктатура по типу латиноамериканских хунт.
Секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов уверен, что протестующих на самом деле, было не так много, как об этом говорили в оппозиционных СМИ. А все происходящее — информационная война:
«Протест, контент и его картинка — годные для заказчиков и потребителей сценария „Майдана“. Правда, когда в свое время протестующие захватывали администрацию, картинка была красивее. „Оранжевая революция“ — это дело молодых и подготовленных к противостоянию с силовиками. И картинка это полностью подтверждает. Это в Хабаровске на протесты вышли все стар и млад, а в Белоруссии — только молодежное фанатское сообщество. Говорят про 100 тыс. юных фанатов… Вряд ли. Но это все уже из разряда информационной войны», — заявил политолог в телеграм-канале".
Сергей Обухов обращает внимание, что власти Республики допустили типичную ошибку руководителей на постсоветском пространстве — не продемонстрировали лояльность к ним большинства.
«Даже если лукашенковское большинство относится к нему как к наименьшему злу — этот слой мнений должен быть представлен и визуализирован», — пишет Сергей Обухов.
Журналист Максим Шевченко обращает внимание, что Лукашенко после такой победы, вылившейся в массовые протесты, придется обращаться за помощью в Кремль, и там его обязательно примут с распростертыми объятиями.
«ЕС объявит „батьку“ антидемократическим злодеем, заблокирует его контакты с Орбаном и прочими, заставит идти в Кремль за поддержкой. Кремль раскроет отеческие объятия и „все простит“. Последний акт — в декабре 2020 рассматривается последний этап вступления Беларуси в ВТО (главным проводником и лоббистом которого стала российская власть). Авторам сценария „беларусский майдан 2020“ перед этим и на фоне этого желательно сломать Лукашенко и суверенитет Беларуси, чтобы ограбить ее и приватизировать ее немалые богатства. Надеюсь, Беларусь выйдет из процедуры ВТО. Иначе — конец», — пишет журналист.
Сам Лукашенко обозначил иностранный след в организации беспорядков.
— Кому-то захотелось испортить этот праздник. Мы их увидели — они засветились еще ярче этой ночью. Мы отфиксировали звонки из-за границы. Из Польши, Великобритании и Чехии были звонки, управляли нашими, извините меня, овцами: они не понимают, что делают, и ими начинают уже управлять, — сказал белорусский президент на встрече с исполнительным секретарем СНГ Сергеем Лебедевым.
О том, во что могут вылиться протесты, как они повлияют на политическую жизнь в Республике Беларусь и обстановку в регионе, «Свободная Пресса» спросила у политолога Александра Асафова.
«СП»: — На ваш взгляд, не превратится ли Белоруссия в Украину, не выльются ли протесты в смену власти?
— Нет, не превратится, поскольку Лукашенко сделал выводы из ситуации с Януковичем и отдал тот самый приказ, с которым медлил экс-президент Украины, и это решение в конце концов привело его туда, где он сейчас находится. Дело в том, что Янукович побоялся дать команду силовикам на разгон Майдана, на применение специальных средств, тех же самых свето-шумовых гранат и резиновых пуль, и это при определенном менеджменте со стороны американцев привело к тем событиям, которые стали уже частью истории.
Лукашенко сделал из этого выводы, и теперь мы видим, что, хотя протест еще остался и по-видимому, будет оставаться какое-то продолжительное время, удалось не допустить его массовости, бессрочности, каких-то бесконечных стояний, которые в теории могли к чему-то привести.
Тут еще важный момент, что у таких действий всегда есть внешний актор, который осуществляет финансирование, управление, помощь и так далее. И в украинском случае он был очевиден, даже менеджеры протеста приезжали, чтобы участвовать непосредственно. Здесь мы такого не наблюдаем, и хотя Лукашенко уже обвинил отдельные страны в организации протеста, в целом ситуация на улицах Минска и других городов остается без прямого внешнего воздействия.
«СП»: — Остается ли вероятность, что Белоруссия попадет под управление США или Китая?
— В прямую зависимость Белоруссия не попадет, и это не связано с протестами. Это связано с позицией Лукашенко, как он ее сам называет — многовекторный взгляд на отношения со своими соседями и крупными акторами.
Совершенно очевидно, что Лукашенко будет укреплять китайский вектор, он об этом говорил и в своем послании к народу. И сегодня Лукашенко проводит совещание с инвесторами достаточно крупное совещание, хотя, казалось бы, у него есть дела поважнее. Он обсуждает крупные инфраструктурные проекты, и в качестве инвесторов, в основном, выступают китайцы. Поэтому разворот на Китай, разворот от России — он, возможно, только имитационный, но он очевиден.
Повлечет ли это за собой политическую зависимость Белоруссии от Китая. Я думаю, что нет: китайцам обычно не интересен политический менеджмент, им интересен менеджмент экономический. Пострадает ли Белоруссия при реализации крупных китайских проектов? Вполне может быть. Но, скорее всего, о чем-то договорятся. Китайцы ничего не делают себе в убыток, и их выгода всегда больше, чем у партнера.
«СП»: — Под влияние Америки Белоруссия в ближайшее время тоже не попадет?
— Что касается американцев, то событий, связанных с переворотом, пока совершенно точно не будет. Лукашенко будет держаться до последнего, и об этом свидетельствуют и вчерашние события и то, как он об этом говорит. Он очевидно дает понять, что не остановится ни перед чем для обеспечения спокойствия. И никакие заявления Тихановской, что она будет добиваться пересмотра результатов выборов, не собьют Лукашенко с этой позиции, он будет на ней стоять, и если нужно — даже месяцами. Другой вопрос, как поменяется через месяцы контекст — но это пока неизвестно.