Европарламент не признал выборы в Белоруссии. Об этом говорится в совместном заявлении европейских партий.
В нем также сообщается, что в ЕП не считают выборы ни свободными, ни справедливыми, а данные, которым доверяют депутаты, свидетельствуют о победе Светланы Тихановской.
Европа требует новых, свободных выборов в республике и независимого наблюдения на них. А Лукашенко объявлен персоной нон грата. Напомним, на данный момент Евросоюз уже работает над списком санкций в отношении конкретных лиц, ответственных за насилие в Беларуси.
Среди других предложений, озвученных в парламенте, было призвать Россию не вмешиваться в дела Белоруссии. Еще одно предложение — ввести санкции против России за события в Белоруссии. С такой инициативой выступил депутат от Польши Яцек Сариуш-Вольский.
Экстренное заседание Совета Европы по вопросу ситуации в Белоруссии должно состояться 19 августа. Но глава Совета Европы Шарль Мишель назвал насилие против протестующих в республике недопустимым.
В свою очередь Александр Лукашенко предложил назвать условия, при которых может снять с себя полномочия: если будет разработана новая Конституция республики, и процедура передачи произойдет по ней.
Заместитель директора Институт международных исследований Виктор Мизин считает, что будущее Белоруссии и Лукашенко во многом сейчас зависит не от Европы, а от России.
«СП»: — В Европарламенте не признают выборы в Белоруссии. Что это меняет для республики?
— Это означает поддержку огромных протестных масс населения, которые буквально восстали, хоть и мирно, против режима Лукашенко.
Но многие эксперты, включая меня, все равно считают, что реакция Европарламента, несмотря на давлении традиционных ярых противников Лукашенко как Польша и страны Балтии, все-таки более-менее взвешенная. В Европе никто не предлагает свергать Лукашенко, не называют его новым Гитлером. Разговор идет о диалоге между силами в Белоруссии. Хотя мне и не понятно, как оппозиционные силы и те же Тихановская и Цепкало могут устанавливать какой-то диалог с Лукашенко.
Мне кажется, тут всплывает вечная проблема Евросоюза. На словах там есть общая выработанная политика — внешняя, глобальная, политика безопасности. А на самом деле, когда ситуация доходит до кризиса на территориях вблизи Евросоюза, никакой внятной линии нет. И сейчас там идет борьба разных стратегических курсов, и никакой реальной политики мы не увидим. А в США Трампу явно не до этой ситуации.
«СП»: — Куда, на ваш взгляд, пойдет новая Белоруссия, если уйдет Лукашенко?
— Не хотелось бы, чтобы Белоруссия стала ближе к ЕС. Она там особенно никому не нужна, хотя и быстро подготовилась бы к вступлению. Непонятно, конечно, как в таком случае произошла бы приватизация тех огромных заводов, которые сейчас успешно работают. Это МАЗ, БелАЗ, завод колесных тягачей, который делает установки для северокорейских и российских ракет стратегического назначения.
«СП»: — Как вы оцениваете решение Лукашенко поработать над Конституцией и передать власть по ней?
— Если это надо было делать, то давно. А сейчас это выглядит как метания. Это еще раз показывает, что среди окружающих его людей царит сумятица. Потому что с одной стороны он говорит, что не сдастся никогда, а с другой предлагает переписать Конституцию. Как? Зачем?
Многие эксперты в СМИ сходятся на том, что в посоеднее время проявляет какую-то неадекватность психологическую. Все эти метаня — это, я бы сказал, смешно.
«СП»: — Что может сделать в такой ситуации Европарламент: ввести санкции против России? Санкции против Белоруссии?
— Санкции против России нам не страшны. По поводу санкций против Белоруссии: здесь речь идет о введении их против конкретных лиц, которые санкционировали жесткое подавление протестов.
В Европе понимают: если санкции будут секторальные, это только подтолкнет Белоруссию в сторону России. С политикой в отношении Белоруссии у Евросоюза такая ситуация, которая называется в шахматах цугцванг: и туда нельзя, и сюда нельзя. Поэтому будет какая-то срединная линия, которая в политическом и дипломатическом плане будет никакой.
Ситуация крайне неопределенная. И вот здесь очень важным будет то, какую позицию займет Россия. Многих озадачили разговоры о военной помощи. Но согласно ОДКБ, она оказывается, когда есть внешние военные угрозы. А никаких польских или литовских танков или десантников на границе мы не видим.
Россия тут должна проявить посредническую инициативу, даже стать медиатором или советником. Возможно, стоит провести некие встречи, например, в рамках ОДКБ с привлечением независимых участников и поговорить о том, что мы можем посоветовать и чем помочь Лукашенко, если ему еще можно помочь. Было бы полезно привлечь к таким переговорам Казахстан.
Белоруссия — не то что не чужая нам страна, это юридически союзное нам государство. Это даже не Украина.