Президент США Дональд Трамп назвал Владимира Путина «шахматистом мирового уровня», к каковым он также относит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, председателя КНР Си Цзиньпиня, северокорейского лидера Ким Чен Ына. Об этом он заявил во время выступления перед своими сторонниками в штате Висконсин, трансляцию которого вел телеканал Fox News.
Американский лидер уверен, что его конкурент на выборах Джо Байден не в состоянии тягаться с такими игроками.
По словам нынешнего президента США, у Байдена нет опыта ведения переговоров с тем же Китаем, поэтому если победу на ноябрьских выборах одержит его соперник от Демократической партии, то Китай «завладеет» Соединенными Штатами.
«Никто [из президентов США] не сделал того, что я сделал с Китаем, с Россией», — уверен Трамп.
Руководитель Центра российско-американских отношений Института США и Канады РАН Павел Подлесный отметил, что Трамп всегда выделял этих лидеров, считал их сильными.
— Это его личная точка зрения, он никогда не скрывал свои симпатии и прежде всего к президенту России. Другое дело, что от этого наши отношения не только не улучшились, но значительно ухудшились.
«СП»: — А своего соперника по президентской гонке он объективно оценивает?
— У Трампа нет оснований что-то хорошее говорить о своем сопернике Байдене, но он прав. Байден, конечно, опытный политик, но, во-первых, он достаточно дряхлый — ему почти 78 лет, во-вторых, всегда отличался болтливостью и, как говорится, «ради красного словца продаст и родного отца». И наконец, это старая гвардия, которая уже надоела: я имею ввиду Сандерса, Байдена, Хилари Клинтон.
Я не шахматист, поэтом не могу со спортивной точки зрения оценивать, но ничего нового Трамп не сказал. Он никогда плохо не говорил о Путине. Он мог что-то говорить о России, но никогда не опускался до уровня Обамы или Байдена, чтобы давать отрицательную характеристику Путину.
«СП»: — Но Трамп при этом достаточно лестно отзывается о себе как о президенте, политике. Эти комплименты самому себе обоснованы?
— Раньше он говорил, что он гений. Такая высокая самооценка.
Что касается взаимоотношений с Китаем, то тут Трампу хвастаться нечем. Консультации по стратегической стабильности идут, однако позиции сторон резко отличаются. Трамп пытается подключить Китай, а Китай не хочет. А мы не собираемся уговаривать Китай, чтобы он к этим консультациям присоединился. И потом, идут не переговоры, а консультации, а это вещь такая — поговорили, что-то обозначили, проконсультировались.
Боюсь, что за оставшиеся три месяца в наших взаимоотношениях с США Трамп, да и никто, уже ничего не сделает. Даже инициированная Путиным встреча глав государств-членов Совета безопасности, поддержанная Китаем и Францией, неясно состоится или нет в сентябре.
Более ста опытных политиков, дипломатов написали письмо о том, что надо пересмотреть политику США в отношении России, искать пути смягчения отношений.
Так что, мы не можем назвать Трампа ни гением, ни шахматистом мирового класса. Но лидеры, которых он так назвал, могут выразить ему благодарность.
По мнению политолога, эксперта ПРИСП Николая Пономарева, вполне очевидно, что президент США преувеличивает дипломатические таланты лидеров государств, которые масс-медиа преподносят «среднестатистическому американцу» в качестве стратегических противников Соединенных Штатов на глобальном и региональном уровнях.
— Речь идет не об искренней комплементарной оценке, а о попытке закрепить и расширить образ фантомной угрозы, которую можно использовать как инструмент манипуляции поведением избирателей.
«СП»: — И все-таки, почему именно их он считает сильнейшими игроками?
— Американские СМИ уже успели сформировать вокруг фигур каждого из этих политических лидеров образ врага, наделенного такими качествами как непримиримость, беспринципность, решительность и коварство. Многих из них (и в первую очередь это касается Владимира Путина) уже успели признать виновными в «попытке взлома» американской демократии. Таким образом, у Трампа к моменту начала разработки дискурсивных стратегий уже имелся набор узнаваемых и достаточно харизматичных «злодеев», тенью которых можно было бы напугать представителей колеблющейся части электората.
«СП»: — А своего соперника по президентской гонке он объективно оценивает?
— Трамп вырос и сформировался в рамках американской политической культуры, для которой характерны высокий уровень коллегиальности и наличие сильных институтов. И в силу этого он должен хорошо понимать, что «Джо Байден» — это политический Козьма Прутков, фигура, за которой стоят многие люди, способные компенсировать объективные недостатки своего лидера.
Большинство выпадов Трампа в адрес Байдена вовсе не связаны с желанием нахамить сопернику-демократу. Президент вполне обдумано использует тактику стигматизации оппонента, навешивания на него ярлыков в глазах избирателей. Ему нужно сформировать в сознании электората образ Байдена как слабого, некомпетентного, нерешительного и физически немощного человека. И Трамп последовательно воплощает в жизнь эту установку.
«СП»: — Трамп очень высоко оценил свои действия. Учитывая по-прежнему сложные ситуации и с Россией, и с Ираном, и с Китаем, и с Северной Кореей, в чем же успех?
— За период пребывания Трампа у власти США совместно с союзниками в лице сирийских курдов и властей Ирака захватили две основных цитадели группировки «Исламское государство» *- Мосул и Ракку. Вашингтон сумел предотвратить восстановление Башаром Асадом контроля над всей территорией Сирии. Массированные ракетно-бомбовые удары США по войскам Асада были осуществлены в момент присутствия на территории республики ВКС РФ. При этом войска США не понесли каких-либо потерь, что не лучшим образом отразилось на репутации России на международной арене.
Соединенные Штаты достаточно успешно саботируют строительство газопровода «Северный поток-2», что может серьезным образом отразиться на положении Кремля.
Трамп «обнулил» ядерную сделку с Ираном. Это привело к реанимации конфликта с Тегераном, но в то же время приостановило иранскую экспансию в Ираке, Сирии и Йемене, обезопасив позиции стратегического союзника США в лице Саудовской Аравии.
Конфликт Вашингтона с Пекином можно оценивать по-разному. Однако тот факт, что КНР уже сейчас является основным конкурентом США на поле глобальной экономики, не подлежит сомнению. И потому в действиях Трампа можно увидеть как рациональную основу, так и стремление защитить национальные интересы.
На северокорейском направлении у президента США нет очевидных успехов, однако, в отличие от многих предшественников, он подходит к урегулированию конфликта сугубо прагматически.
В «копилке достижений» Трампа отсутствуют победы стратегического масштаба, однако на тактическом уровне он достиг впечатляющих результатов.
*Движение «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.