Меньше месяца остается до Единого дня голосования, который для многих новых российских политических партий обещает стать решающим. Именно по его итогам партии определятся с ходом избирательной кампании в Госдуму.
Вместе с тем из-за событий в Белоруссии фокус внимания общественности несколько отошел от грядущих выборов. «Свободная Пресса» спросила лидеров новых партий, что они думают об этой, самой животрепещущей теме.
На вопросы журналиста «Свободной Прессы» отвечали: первый заместитель председателя партии «За Правду» Александр Казаков, генеральный секретарь Партии прямой демократии Вячеслав Макаров, председатель партии «Зеленая Альтернатива» Руслан Хвостов, член оргкомитета Федеративной партии Олег Хомутинников, председатель партии «Достойная жизнь» Роман Худяков.
Александр Казаков («За Правду»): Выбирать между законной властью и цветной революцией не приходится. Поэтому, конечно, Лукашенко прав. Он демонстрирует, что не похож, на Шеварднадзе, Януковича, Акаева и всех остальных, которые просто сдаются и убегают, и в итоге их страны гибнут в хаосе.
Понятно, что Лукашенко теряет легитимность. Он впервые получил внутриэлитный конфликт. На текущий момент еще не включены в полной мере рычаги давления на него со стороны США, Великобритании, Польши и Литвы. Поэтому с этими протестами он справится.
Судя по психотипу Александра Григорьевича, он и Тяньаньмэнь может устроить: в 1989 году в Пекине на этой площади войска Народной республики танками закатали студентов. Это модельная ситуация, когда власти отказываются поддаваться на давление меньшинства. А, безусловно, на текущий момент давление на Лукашенко оказывает именно меньшинство. Поэтому он прав.
Сейчас Лукашенко не уйдет. История с новой Конституцией и новым голосованием — конечно, красивый ход. Но это шито белыми нитками. Потому что новая Конституция — это новые выборы и обнуление сроков.
Но я считаю, Лукашенко свой очередной срок до конца не досидит. Потому что те закладки, которые были сделаны во время этих выборов, рано или поздно сработают. Он будет вынужден досрочно уйти в отставку. Я ему даю полтора-два года.
Вячеслав Макаров (Партия прямой демократии): Лукашенко построил политическую систему, которая в будущем может быть гарантирована, только если он лично остается у власти. И сейчас он пытается эту власть удерживать. Это для него вопрос физического выживания его самого и его семьи. Судьба Порошенко его не вдохновляет.
Лукашенко вызвал против себя народный гнев. Это, безусловно, огромная ошибка, настоящий провал с его стороны.
Будущее зависит от того, кто встанет у руля после ухода Лукашенко, если таковой состоится, и как будет проходить процесс передачи власти. Здесь важны как действия России, так и то, какой сценарий построения послелукашенковской Белоруссии мы увидим.
Важно, что будет побеждать при строительстве новой страны: политические соображения или экономические. Если власть будет ориентирована на получение экономической выгоды, то Белоруссия, скорее всего, останется большим российским партнером. Если во главу угла встану политические интересы — тогда, видимо, не останется.
Руслан Хвостов («Зеленая Альтернатива»): Лукашенко перегибает, он должен публично извиниться перед своим народом, долг перед которым он несет с 1994 года. Он должен освободить всех мирных демонстрантов и выплатить компенсацию им и их семьям за причиненный моральный и физический вред.
Он должен наладить связь с народом. Собрать поочередно представителей различных социальных групп и провести рабочие диалоги для изменения текущей ситуации в стране и устранения конфликтных вопросов.
Мы уверены, что время диктует свои законы, которые нельзя игнорировать, и первый закон — изменения и инновации.
Мы верим в свободную Белоруссию и желаем ей добра! Самое главное — не допустить разделения общества на два лагеря, что может привести к гражданской войне.
Если Лукашенко уйдет, скорее всего, это будет насильственное свержение. Тогда вся эта история приведет к тому, что Белоруссия развернется в сторону Запада. А это уже приведет ее к кризису и потрясениям, поскольку сейчас именно Россия главный экономический партнер, практически весь бизнес союзного государства ориентирован на РФ.
Олег Хомутинников (Федеративная партия): Лукашенко вправе отстаивать свои интересы любыми законными способами. Но то, что мы видели на улицах белорусских городов, вызывает серьезные опасения. Общее число избитых и задержанных на мирных митингах составляет 7000 человек. Двое протестующих погибли.
Желание Лукашенко сохранить личную власть — это всего лишь позиция части господствующей коалиции в Белоруссии. Доверие к институту выборов подорвано. Большинство хочет перемен. Думаю, что смена власти пойдет республике на пользу.
Роман Худяков («Достойная жизнь»): Лукашенко — может, и хороший президент. Но когда человек столько сроков занимает должность, естественно, что появляется определенный негатив от избирателя. Я думаю, было бы красиво, если бы он освободил свою должность вовремя. Если человек вовремя уходит, он запоминается у людей как нормальный, грамотный, достойный руководитель, который сделал много хорошего.
То, что сейчас происходит в Белоруссии — это нормальное явление. Я считаю, что народ прав, и сейчас надо прислушаться к его мнению. В первую очередь нужно провести повторные президентские выборы. Я бы провел и парламентские выборы.
Если спустить все на тормозах, то у Белоруссии будут враги в Европе, будет вражески настроенная Америка. И очень многие сейчас в Белоруссии будут раскачивать данную ситуацию, чтобы создать там неблагоприятные условия и вторую Украину. Вторая Украина и Майдан не нужны там ни России, ни, думаю, самому Лукашенко.
Надо всех оппозиционеров посадить за общий стол, найти консенсус, найти компромисс, закончить этот конфликт.
Александр Казаков («За Правду»): Сейчас мы должны поддержать легальную власть. То, что Лукашенко выиграл выборы — это однозначно, зачем он нагонял себе 80% - я не понимаю.
Мы должны поддержать власть, но не вмешиваться напрямую. Мы должны поддержать Лукашенко в том, чтобы он остановил цветную революцию и восстановил законный конституционный порядок в республике. Должен быть четкий сигнал из Москвы, что мы признаем президентом Белоруссии Александра Лукашенко. Сейчас это достаточная поддержка.
Потом, когда вся эта история закончится, а я думаю, это произойдет довольно быстро, мы должны от пассивной политики принятия того, что нам дают, перейти к активной политике и сами формировать в Белоруссии пророссийские силы, от чего мы отказывались на протяжении 20 лет.
Сейчас мы не должны давать надежды протестующим, что мы признаем их, как это было на Украине шесть лет назад. Все, кто пытаются устроить в Белоруссии цветную революцию, должны понимать: кто бы ни пришел на волне протестов к власти, Россия их не поддержит. В том числе не поддержит экономически. Если это произойдет, то Россия потребует от Белоруссии немедленно вернуть все долги и прекратит поддержку, за счет которой Белоруссия существует как экономический субъект.
Вячеслав Макаров (Партия прямой демократии): Мне кажется, что Россия уже заняла достаточно осторожную позицию, а стоило занять еще более осторожную — воздержаться от масштабного поздравления Лукашенко на выборах. В остальном Россия сейчас не предпринимает активных действий — и это хорошо.
Чем больше сейчас Россия совершит пролукашенковских действий, тем вероятнее, что по итогу Белоруссия будет очень антироссийской.
К тому же Лукашенко сам показал себя достаточно ненадежным другом и союзником. И даже в случае его сохранения у власти вероятность того, что отношения между Россией и Белоруссией ухудшатся, достаточно велика.
Руслан Хвостов («Зеленая Альтернатива»): Россия должна протянуть руку помощи народу Белоруссии и в идеале поднять вопрос об объединении двух союзных государств: все равно сейчас все коммерческие и языковые связи ориентированы на Россию.
Олег Хомутинников (Федеративная партия): Россия главным образом должна обеспечить безопасность собственных граждан. В частности, мы видели, как дипломаты решали вопросы с освобождением россиян, попавших под арест в Белоруссии. Также Россия может предложить свою помощь в диалоге между командой Лукашенко и оппозицией.
Спасать режим Лукашенко и настраивать белорусское общество против России, безусловно, не стоит.
Роман Худяков («Достойная жизнь»): Россия в этой ситуации ничего не может сделать и, я думаю, не имеет право. Белоруссия — отдельное государство, и только народ имеет право принимать там решения, кому быть президентом, а кому нет. Мы не имеем право вмешиваться во внутреннюю политику других стран.
Александр Казаков («За Правду»): Сейчас мы находимся внутри избирательной кампании, поэтому главная задача — получить «мандат на Думу». Мы должны минимум в одном, а лучше в трех-четырех регионах пройти в региональные собрания списком — получить там фракции.
Основания для того, чтобы на это рассчитывать, у нас есть: кампания идет хорошо. Люди воспринимают нашу партию очень позитивно. Это показывают все встречи, которые проходят в регионах, причем не только в региональных столицах, но и в райцентрах. Обновления политической системы люди хотят, и мы являемся символом этого обновления.
Это наша текущая задача, и после этого мы сразу начинаем готовиться к выборам в Госдуму.
У нас есть еще общественное движение «За Правду», в котором гораздо больше людей. Оно непартийное, оно строится по проектному принципу, и в рамках этого движения у нас есть много федеральных и региональных проектов. Здесь у нас очень много планов.
Вячеслав Макаров (Партия прямой демократии): Мы сейчас участвуем в выборах в законодательные собрания в трех регионах: в Рязани, в Калуге и в Воронеже. Основная цель — пройти по партийному списку.
Руслан Хвостов («Зеленая Альтернатива»): В ближайших планах партии «Зеленая Альтернатива» участие в выборах в заксобрание Челябинской области и госсовет Республики Коми
Олег Хомутинников (Федеративная партия): В ближайших планах Федеративной партии подготовка и проведение съезда, который сорвался из-за пандемии коронавируса.
На съезде партия представит свою программу. Основная идея — это превращение России путем реальной федерализации в государство открытого доступа.
Роман Худяков («Достойная жизнь»): Мы сейчас сражаемся с минюстом, нашу партию до сих пор не регистрируют. Но я надеюсь, уважаемый министр юстиции отреагирует на то, что наша партия есть. Мы не нарисованы на бумаге: за нами стоит народ, у нас есть региональные отделения в 55 субъектах РФ, у нас есть костяк, члены партии. Мы ждем только решения минюста.
Но если регистрация так и не пройдет, мы готовы на следующий год выдвигаться в Госдуму под брендом нашей партии как непартийные одномандатники.