Россия готова к тесному сотрудничеству с Японией по всем направлениям, но хотела бы понять, каковы взаимоотношения Токио с США в военной сфере. Об это заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая перед студентами и преподавателями МГИМО.
«Конечно, мы очень хотим наладить профессиональный диалог по проблемам безопасности в регионе, где мы граничим с японскими островами и хотим понять, как все-таки Япония рассматривает свои обязательства перед США в военной области в ситуации, когда США официально объявили Россию своим противником. В Токио говорят, что они никогда не будут что-то с американцами делать против России, но они находятся в тесном союзе с США, которые нас считают противниками», — сказал он.
При этом глава российского МИД выразил сожаление, что при рассмотрении проблемных резолюций в ООН Япония практически всегда голосует против России.
Ждать ответы и налаживать отношения после отставки Синдзо Абэ Москве придется уже с новым главой японского правительства, имя которого может стать известно уже 16 сентября. В этот день в национальном парламенте пройдет голосование за кандидатуру нового премьер-министра. Главным фаворитом считается генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга, который уже заявил, что в случае победы намерен продолжить курс своего предшественника, направленный на заключение мирного договора с Россией.
«Вместе с премьер-министром Абэ я упорно трудился над решением территориальной проблемы и заключением мирного договора с РФ. Изменений в этом подходе не будет», — заверил он.
Глава российского МИД затронул и вопрос о Курильских островах, напомнив о совместных проектах, которые там уже реализуются или планируются к реализации. А вот вопрос о территориальной принадлежности островов Россия закрыла, внеся соответствующие поправки в Конституцию РФ. И в Японии это восторга не вызвало.
В общем, по мнению Сергея Лаврова, пока уровень отношений далек от желаемого. В частности, он обратил внимание на присоединении Японии к антироссийским санкциям, что сдерживает экономическое сотрудничество. Кроме того, отметил, что Токио оглядывается на другие западные страны, прежде всего, США, когда речь заходит о совместных производствах в сферах высоких технологий.
На сегодняшний день сотрудничество Токио и Вашингтона регулируется так называемым Договором о безопасности, напомнил кандидат исторических наук, доцент Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета Евгений Османов.
— Территория Японии используется в качестве, не назову это плацдармом, но как база Соединенных Штатов. Это ни для кого не секрет. Учитывая современные российско-американские отношения и трения, которые в них присутствуют, этот факт не может не беспокоить наше руководство.
Япония от союзнических отношений с США в ближайшей перспективе не откажется, поскольку сейчас для самой Японии в регионе складывается очень много проблем. Это, в первую очередь, отношения с Китаем, в частности, территориальный спор относительно архипелага Сенкаку, который Пекин и Токио в последние годы активно «делят»; это и территориальный спор с Южной Кореей; отчасти в эту игру втянут и Вьетнам. Для Японии присутствие американских войск на своей территории на сегодняшний день необходимо, поэтому Токио от этого альянса отказываться не собирается.
Другое дело, что для американцев в последние годы присутствие на японской земле стало слишком затратно. И начиная с 90-х годов, американцы перекладывают бремя «оплаты» расходов на содержание своих войск на японские плечи. С каждым годом Япония берет на себя всё большую долю расходов на содержание американских военных баз. И такая ситуация продолжается по сей день.
«СП»: — Насколько можно доверять заявлениям Токио, что они не будут предпринимать с американцами что-то против России?
— Если речь идет о какой-то глобальной военной операции, то сегодня, скорее всего, Япония не готова будет присоединиться к США. Если речь идет о каких-то локальных военных конфликтах, против России в том числе, то, думаю, Япония вполне может пойти на поводу у США. Дело в том, что если посмотреть на отношение Японии к России, то оно сейчас, скорее, негативное, нежели позитивное. И общественное мнение японцев по отношению к России тоже, скорее, негативное.
Если отбросить все плюсы образа России, которые есть в японском обществе — матрешка, балет, театр, то дальше остается, что Россия — агрессор и отобрала у японцев «северные территории». Плюс внесенные в Конституцию поправки, конечно, также больно ударили по японскому самолюбию и, в частности, по уже бывшему премьер-министру Абэ, который хотел за срок своего премьерства решить так называемую территориальную проблему. Понятно, что вопрос решен не будет. По крайней мере, в пользу Японии. Никто ничего отдавать не собирается.
Это большой прокол для японской дипломатии и для японской внешней политики в целом. Всё это активно муссирует японская пресса, телевидение. Учитывая большой интерес японской общественности вообще к истории, к своему прошлому, к русско-японским отношениям, к теме Второй мировой войны, это становится горячей темой многих ток-шоу, передач, новостей, и японский народ за этой ситуацией очень тщательно следит. И не случайно отмечается в феврале «День северных территорий», который вызывает массу антироссийских акций, демонстраций, японцы выступают с нелицеприятными для нас лозунгами, требуют от России что-то вернуть.
Ситуация напоминает ситуацию, которая складывается между Токио и Пекином. В Японии сейчас сильны и антикитайские, и антироссийские настроения. И все это укладывается в рамки традиционного японского национализма: японское общество — это общество закрытого типа, это традиционное общество, которое всегда жило по своим правилам и канонам, иностранцы в Японии всегда воспринимались как нечто чуждое, несвойственное японцам, укладывающееся в их религиозную систему, картину мира.
Говорить о том, что у нас плохие или хорошие отношения … Это все зависит от политического вектора и ситуации на сегодняшний день. Японцы свои интересы блюдут, и в случае необходимости им ничего не помешает участвовать на стороне США в каких-то акциях.
«СП»: — Может ли измениться ситуация в российско-японских отношениях после назначения нового главы правительства Японии? И каким образом?
— Не думаю, что что-то глобально изменится в отношениях с Россией. Никаких предпосылок к этому нет. Наоборот, если посмотреть на последние 2−3 года, идет даже некоторое сворачивание экономического сотрудничества, которое было восстановлено после кризиса 2014−2015 года, связанного с событиями на Украине. Потом отношения вроде как улучшились: и политический климат улучшился, и экономические связи стали восстанавливаться. Сейчас снова все идет вниз. Это связано, в том числе, с мировой рецессией, которая наблюдается в экономике.
«СП»: — А те акции протеста по поводу американских военных баз, которые были в Окинаве, скандалы из-за поведения американских военных могут как-то изменить отношения Японии и США?
— Эти скандалы, связанные с присутствием американских войск, насилием над женщинами, пьянками солдат, были в Японии с 50-х годов. И постоянно конфликты возникали, эти случаи широко освещаются, но, как правило, японское правительство последовательно эти конфликты нивелирует. Ведь информация просачивается с юга Японии, с территории Окинавы, где находится крупнейшая американская военная база. Там жители выходят на акции протеста.
На самом деле, эти локальные конфликты не способны глобально переломить отношение японского руководства к сотрудничеству с США. Оно будет продолжаться в том же духе. Учитывая сложные отношения США с Китаем, в ближайшей перспективе от своих опорных точек в Японии американцы не откажутся.