Пресненский суд Москвы озвучил приговор актеру Михаилу Ефремову, из-за которого в ДТП погиб водитель фургона Сергей Захаров.
Ефремов приговорен к восьми годам колонии общего режима, также его на три года лишили водительских прав, и он должен будет выплатить 800 тыс. рублей компенсации старшему сыну погибшего. Актер был взят под стражу в зале суда.
Напомним, государственное обвинение требовало для Ефремова наказание в виде 11 лет колонии общего режима. Смягчающим обстоятельством стало наличие у актера государственных наград, положительных характеристик и несовершеннолетних детей. На данный момент прокуратура не приняла решение, будет ли обжаловать приговор. Сторона потерпевших заявила, что готовиться к обжалованию.
Мы попросили прокомментировать приговор Ефремову Сергея Пашина, российского федерального судью в отставке, заслуженного юриста Российской Федерации.
«СП»: — Прокомментируйте приговор актеру Михаилу Ефремову?
— Приговор полностью соответствует закону. Однако решение еще не окончательное, думаю, будет апелляционная жалоба. Адвокат Эльман Пашаев обязан ее подать в силу кодекса профессиональной этики. Посмотрим, что будет на обжаловании приговора. Кроме того, я не исключаю отсрочки исполнения приговора по состоянию здоровья.
«СП»: — Общественный резонанс вокруг этого процесса повлиял на решение суда?
— Общественный резонанс, по моему мнению, не повлиял на судебное решение. Оно оказалось взвешенным и объективным.
«СП»: — Как вы считаете, апелляционная инстанция может смягчить наказание?
— В ходе рассмотрения апелляционной жалобы возможно сокращение срока заключения и отсрочка исполнения наказания. Кроме того, защита продолжает утверждать, что не все важные доказательства были исследованы. Апелляционная инстанция может посмотреть на это по-другому и снизить наказание.
«СП»: — Суд принял во внимание хронические заболевания артиста. Какие могут быть поводы для отсрочки исполнения наказания?
— Суд учел хронические заболевания обвиняемого как смягчающие обстоятельства. Если будет предоставлена справка, что его пребывание в колонии несовместимо с лечением и может повлечь ущерб его здоровью, то отсрочка возможна.
Координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов оценил приговор Ефремову как справедливый и ожидаемый.
«СП»: — Как вы оцениваете наказание Ефремову — 8 лет в колонии общего режима и 800 тыс. рублей компенсации сыну погибшего?
— Это вполне ожидаемый приговор. На мой взгляд, если бы Ефремов вел себя так как в первый день, когда он извинился, покаялся, записал видео, срок мог быть поменьше, вплоть до минимальной планки в пять-шесть лет. Но так как линия защиты была выбрана, на мой взгляд, неудачная, я бы даже сказал, издевательская, когда пытались озвучить фантастическую версию о том, что Ефремов не управлял машиной, что на него влияли потусторонние силы — это только ухудшило его положение. И суд не любит такую клоунаду, и общественное мнение еще больше настраивается против. Так что тут Ефремов стал отчасти заложником своих адвокатов, которых он подобрал не очень удачно: по сути, они лишних годика два добавили к сроку.
А в целом приговор справедливый. Очевидно даже непосвященному в юридические тонкости человеку, что Ефремов виноват. Да, по-человечески ему можно посочувствовать, но здесь надо больше сочувствовать человеку, который погиб по вине Ефремова. Так что в целом, приговор по заслугам.
Михаилу в данном случае надо стойко принять наказание. Вполне возможно, ему удастся освободиться досрочно. Опять же, впереди апелляция.
«СП»: — Можно ли считать это дело показательным в плане того, как сработал суд: несмотря на работу адвоката и известность Ефремова, его все же посадили, причем именно за преступление на дороге?
— Если бы наш российский суд всегда так судил, не оглядываясь на регалии, на положение, на связи с властью, это был бы самый честный суд в мире.
Надо все-таки помнить, что Ефремов — представитель оппозиционной общественности. Да, он актер, но он регулярно критически высказывался по отношению к действующей власти. Я бы не стал здесь усматривать сведение с ним счетов по этой линии, он действительно виноват: убил человека, в пьяном виде управлял машиной — это не допустимо. Но было бы правильным, если бы так же судили и представителей власти: доводили дела до суда, не закрывали бы их, давали бы такие же справедливые наказания. Нынешнее решение суда — больше исключение из правил. Надо добиваться того, чтобы у нас всегда суд проходил именно так: по справедливости, невзирая на положение подсудимого.
«СП»: — Как думаете, чем Михаил Ефремов может заняться в колонии?
— Учитывая резонанс и внимание к Ефремову, вряд ли будет ставиться задача его как-то унизить, издеваться над ним, создавать для него жесточайшие условия содержания. Я думаю, если он будет в адекватном состоянии, можно подобрать близкий ему род деятельности. Он актер, и я предвижу, что он может работать в клубе — в каждой колонии есть свой клуб. Он сможет заниматься там в театральных кружках или хотя бы в библиотеке. Вряд ли к нему будут, как Ходорковскому, принимать такие жесткие методы и заставлять его шить варежки.