Врачи берлинской клиники Charite вывели Алексея Навального из искусственной комы и отключили от аппарата ИВЛ. Состояние пациента улучшилось, констатируют медики.
Ясности в причинах инцидента по-прежнему нет. Немецкие военные токсикологи отказался обнародовать доказательства отравления, сославшись на секретность. При этом создатель «Новичка» отрицает возможность отравления этим боевым ядом.
Тем временем, о возможной увязке инцидента со строительством «Северного потока-2» заявили Ангела Меркель и Дональд Трамп. Тему обсуждают между собой Борис Джонсон и Эммануэль Макрон. Ожидается реакция и на уровне Евросоюза.
Воспряли и сторонники Навального в России. Если он выздоровеет, его политический вес вырастет. Легко представить оппозиционера триумфально возвращающегося на Родину, подобно Александру Солженицыну в 1990-е годы. На роль нового Ельцина он тоже годится.
Вот только чем это закончится для страны? Дальнейшее покровительство Навальному со стороны либеральной части российской власти, о котором не говорит только ленивый, однажды может выйти Кремлю боком.
— Мы живем в византийской ситуации, где ни во что нельзя верить, — говорит координатор «Левого фронта», к. и. н. Алексей Сахнин. — Не думаю, что Навальный отравил сам себя… Но не могу и не заметить, что российские власти — последние в списке интересантов инцидента. Мне они не нравятся, они в любом случае несут ответственность за то, что в стране такая обстановка, но они — не единственные злодеи.
Политическое же будущее Навального зависит от очень многих обстоятельств. Он хотя и талантливый политик, но не только сам определяет свою судьбу и судьбу страны. Конечно, если он выживет и оклемается (а по-человечески я надеюсь, что так и произойдет), это принесет ему дополнительные политические очки. Тем более, в последнее время он очень сильно сдвинулся влево.
Навальный демонстрирует симпатии Берни Сандерсу, а в его последних расследованиях в Томске и Новосибирске главный предмет критики — приватизация по Чубайсу. Мне хотелось бы, чтобы эти фильмы сделали коммунисты. Почти безукоризненная критика российского капитализма. В этом смысле он вышел за пределы традиционной демшизы.
Единственное, в чем его можно упрекнуть — сказав «а», он не говорит «б» — не делает из своей критики должных социальных выводов. Недосказанность в его агитации наталкивает многих на подозрение, что в случае его прихода к власти за всей этой социальной риторикой никаких реальных социальных мер не последует.
«СП»: — Навальный начал политическую карьеру в «Яблоко», потом ходил с зигамётами на «Русских маршах», теперь он без пяти минут коммунист. Какой же будет страна, если он получит власть? Не дай бог сдаст ее американцам…
— Возникает, конечно, вопрос: если бы «Новичком» отравили не Навального, а представителя другой оппозиционной силы, один известный фонд стал бы так оперативно вывозить его в Германию на лечение? Наверное, нет. А фонд этот имеет скорее либеральный профиль. Он — часть наследия олигархической России. Этот факт, а также реакция Запада ставят вопросы, хотя и не дают ответы о связи Навального с российской олигархией.
«СП»: — Можно еще вспомнить Ельцина. Тот тоже боролся с привилегиями партократии, а потом люди, которых он привел во власть, развалили страну и переделили собственность в свою пользу…
— Сравнение с Ельциным стало уже общим местом. Но лично Навальный не является частью правящего класса. Он — популистский политик. Да, он связан по происхождению с либеральной оппозицией, но сильно вышел за ее границы. К сожалению, в нашей системе политик часто не несет ответственности на идеологическом уровне. Навальный от этого свободен. Это опасно, да.
Но надо отметить, что проблемы, на критике которых Навальный создал себе имя, созданы не им. Зашкаливающая коррупция, клановая система, отсутствие вертикальной мобильности, невероятное неравенство хотя и созданы капитализмом, но дежурным по этому капитализму является Владимир Путин и его администрация. Поэтому предъявлять Навальному то, что сделал все-таки не он, странно.
СП": — Внутривидовая борьба в оппозиции…
— Его движение действительно построено авторитарно. Оно борется за монополию, выжигая все вокруг. В итоге общество поляризируется. Технология «умного голосования», по сути, воспроизводит логику мажоритарных выборов, когда победить может одна из двух партий. До этого победить могла только одна партия (власть — авт.), а теперь все более четко очерчивается вторая — Навального.
В результате, непонятно, насколько можно верить в демократические обещания Навального. Он точно не будет сам цепляться синими пальцами за власть, устраивать компании типа декоммунизации или диктаторскими методами проводить либеральные реформы? На эти сложные вопросы окончательного ответа нет.
По мнению историка Игоря Пыхалова, сравнивать Навального с известными политическими и идейными лидерами прошлого неуместно.
— В истории с Навальным много непонятного. Для российской власти травить его было бы глупо. Ведь он, и это очевидно для всех трезвомыслящих людей, был специально сделанной фигурой оппозиции. Не то что ему дали задание, но фактически его использовали как карманного оппозиционера.
«СП»: — Новых лидеров власти часто недооценивают, а потом бывает поздно. В свое время Солженицина выслали за границу. В итоге он триумфально вернулся в Россию в 1990-х и не стал политиком, кажется, только потому, что работа по разрушению СССР уже была сделана Ельциным. Можно также вспомнить Леха Валенсу, который будучи агентом на зарплате, отвязался, стал лидером революции, а потом и президентом Польши…
— Мы знаем, что история часто повторяется. Порой то, что было трагедией, становится фарсом. Но не всегда такие аналогии работают. Да и Солженицын возвращался не столь уж триумфально. Его встречали только фанаты. Свое черное дело он сделал в 1970−80-е годы, когда активно работал против нашей страны. Мне кажется, Навальный не тянет на такого масштаба гуру. Прозападная прослойка, которая его поддерживает, совсем небольшая — несколько процентов в масштабе страны. Единственное, там много молодежи. Но история с отравлением для тех, кто отвергает западную идеологию, ничего не изменит.
«СП»: — Сторонники Навального к своей чисто прозападной позиции добавили теперь левую риторику…
— Имидж Навального уже устоялся, сформировался. Социалистическая риторика ему не поможет. Его не примут за левого.
«СП»: — Противостояние Навального и власти имеет еще и поколенческий аспект. Правящая группа Путина — люди под 70 лет. А за Навальным в основном молодые…
— Во власти с преемственностью поколений «все в порядке». Если в СССР наследование статуса элитария считалось недопустимым, дети членов Политбюро членами Политбюро не становились, то дети нынешних руководителей уже введены в элиту. Они становятся министрами, губернаторами. Так что власть передадут им. Что касается судьбы обычной молодежи, то ей в олигархическом капитализме ничего не светит. Естественно, что у нее возникает желание бороться с такой системой. Но вместо того, чтобы организацией этого процесса занимались левые, этим занимаются либералы.
В свою очередь советник ректора МПГУ Евгений Спицын считает, что фигуре Навального придают чрезмерное значение.
— На мой взгляд, все, что произошло с Навальным — это чистой воды пиар-акция. Не удивлюсь, если потом выяснится, что кому-то за это хорошо заплатили. А подключились к этой пиар-акции очень многие блогеры и СМИ. Навальный не является фигурой мирового масштаба, чтобы его постоянно обсуждать. В мире травятся тысячи людей.
Когда мы начинаем внутри страны широко обсуждать эту тему, реагировать на то, что сказала Меркель, мы подливаем масло в огнь, даем козыри, чтобы эту тему раздували за рубежом. Если бы здесь была молчанка, то никто бы на Западе не заморачивался по этому поводу. Пора это уяснить и прекратить играть в пропагандистские игры на их стороне и по их правилам.