Украина саботировала принятые контактной группой дополнительные меры перемирия в Донбассе, рассказали в МИД Донецкой народной республики.
Сообщается, что украинская сторона отказалась ввести в действие согласованный 22 июля механизм реагирования на нарушения, в рамках которого стороны должны взаимодействовать «всеми доступными способами, включая совместное рассмотрение нарушений и совместные инспекции».
Это подтвердил и полпред России в контактной группе Борис Грызлов.
По его словам, украинская сторона не выполняет политический блок Минских соглашений и в результате «продолжает отталкивать от себя Донбасс».
Из слов Грызлова понятно, что Москва, несмотря на однозначную поддержку Донбасса и его борьбы против навязывания чуждых ему промайданных ценностей, продолжает исходить из того, что республики должны прекратить существование и вернуться в состав Украины.
На эту несостыковку обратил внимание представитель Киева в контактной группе Леонид Кравчук. По итогам встречи он рассказал журналистам, что вынудил российского коллегу извиниться и признать неподконтрольные Киеву территории Донбасса частью Украины. По словам Кравчука, Грызлов, обращаясь к представителям украинской делегации, указал на то, что «территория ОРДЛО (отдельных районов Донецкой и Луганской областей — ред.) принадлежит ОРДЛО».
«Конечно, я не мог не отреагировать. Я попросил Грызлова извиниться за такую неточность, потому что это украинская территория, она признана всеми международными документами, кстати, и президентом Российской Федерации», — отметил Кравчук.
Грызлов, по его словам, был «вынужден сказать», что речь идет о неконтролируемой Украиной территории: «Этот вопрос был снят, наконец. Мы не можем не реагировать на любой острый вопрос, который возникает, но реакция должна быть документально подтверждена и объективная».
Если для Кравчука вопрос снят, то для многих жителей России и, разумеется, Донбасса, отнюдь нет. Как признание Россией территориальной целостности Украины и фактическое принуждение республик к выполнению минских соглашений сочетается с прореспубликанской риторикой и реальной поддержкой Донбасса, без которой республики и вовсе не состоялись бы? Сколько может продолжаться это «раздвоение» и игра на «минской волынке»? Бесконечно?
Тем более, что Киев в раз за разом демонстрирует, что даже того, что написано в Минских соглашениях выполнять не собирается.
— Хозяйкой положения в Минских переговорах является Украина, — уверен
директор центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.
— Дважды битая Украина, с разваливающейся экономикой и бегущим из страны населением. Но дипломатия Украины (конечно, поддерживаемая коллективным Западом) безнаказанно бьет дипломатию России. Это унижает всю нашу страну. Киев и дальше будет делать все, что ему угодно: объявлять и нарушать перемирия, требовать разъяснения пунктов Минских соглашений и пр. А российская дипломатия будет играть по правилам, навязанным Украиной.
Верить на слово Кравчуку не стоит. Это лживый коммунистический лидер еще советской Украины. Помню, как изворачивался и лгал в дни ГКЧП. Но и господин Грызлов восторгов, мягко говоря, не вызывает. Как и вся российская дипломатическая игра вокруг бывшей Украины. Порочная советская практика — назначать послами губернаторов и политиков-неудачников. Экс-губернаторов Сурикова и Мезенцева — в Белоруссию, где они окончательно провалили работу в этой стране. Абсолютно невыразительного спикера Государственной Думы Грызлова — в Минск. Хотя, по большому счету, какой формат — такие и послы.
Не знаю, что действительно произошло в споре Кравчука и Грызлова. Но мое мнение: после очередного нарушения Украиной перемирия или формата переговоров следует отозвать нашего посла в МКГ для консультаций. На неопределенное время, пока «незалежная» не задумается о последствиях. Формула «ОРДЛО» — это акт самоудовлетворения для бывшей Украины. Она никогда не получит Донбасс и прекрасно это понимает. Пусть тешит свое больное неудовлетворенное самолюбие. А в России эту абсурдную формулу применять не просто не стоит — недопустимо.
«СП»: — Как вообще, по-вашему, сочетается признание Донбасса частью Украины со всей риторикой по отношению к нему со стороны российских властей? Не выглядит ли это нелогичным? Может, Кравчук, правильно указывает? Надо или признать независимость республик, или подтвердить, что это Украина и способствовать возвращению территорий. А то у нас на всех каналах рассказывают о героическом сопротивлении республик, но в то же время это вроде бы как Украина…
— Нелогичность в нашем поведении действительно имеется. Странно смотреть репортажи российского ТВ, где Донбасс обозначен как «Донецкая область» или «Луганская область». И, в то же время, мы за Донбасс, выдаем паспорта его жителям. Где-то год назад меня приглашали на непонятный круглый стол с участием украинских журналистов представители украинской общины Ростова-на-Дону. В плане круглого стола была искомая формулировка — «ОРДЛО». Я проигнорировал это странное, точнее, провокативное мероприятие украинской общины Дона. Полагаю, подобным образом должны вести себя политики, депутаты, журналисты в России. И это только начало. Нужно начать серьезную работу и понять, насколько легитимна Украина как государство. Весной 2014 года я первым начал употреблять термин «бывшая Украина». Думаю, над этим нужно поработать. Но наши властные органы, за редчайшими исключениями, ленивы и неумны. Им не хочется ничего трогать, ничего изменять. А если что-либо приходит в голову, то это наносит вред. Напомню, хотя бы, замечательную по своему идиотизму идею проекта «УССР-2».
«СП»: — В каком случае Россия может все же пойти на признание республик? Сколько может тянуться «минская волынка»? Бесконечно?
— Выше я говорил, что поводом может и должно стать неисполнение Украиной обязательств по перемирию или нарушение формата переговоров. Но будем реалистами: у России сейчас внутренних и внешних проблем, что называется, выше головы. Едва ли нам стоит прямо сейчас разбираться с бывшей Украиной. Нужно ее прижать, но не доводить дело до окончательного разрыва — он случится, но несколько позднее. А пока экстренно выдавать паспорта гражданам ДНР-ЛНР. И спросить у руководства этих республик почему они тянут с выдачей паспортов своим гражданам. К этим персонажам вопросов не меньше чем к украинцам на переговорах. Тот же Пушилин хорошо устроился, обещает дорогостоящие ремонты домов. И ни слова не говорит, когда же будет завершена паспортизация в ДНР.
Что касается признания ДНР-ЛНР. Не знаю, когда оно произойдет, но, думаю, произойдет. Но Донбасс не способен к самостоятельному управлению. Донбасс будет в составе России. И не только Донбасс, но и другие территории бывшей Украины. Это несомненно.
«СП»: — Кстати, о Минске. Тут Курц предлагает перенести переговорную площадку в Вену. Возможно ли это? И изменится ли что-то в этом случае? Или, друзья, как ни садитесь???
— Что в Минске, что в Вене Украина будет симулировать, точнее, саботировать Минский процесс. Он нежизнеспособен. Если Курц хочет провести очередной Венский конгресс — пожалуйста. Но России в нем участвовать не стоит.
— Разбуди среди ночи Пескова, Захарову или Грызлова, и они без запинки отчеканят, что Донбасс является частью Украины, — уверен политолог Андрей Милюк.
— Позиция российского руководства в этом вопросе не менялась всё время конфликта. Поэтому для граждан России слова Кравчука — не новость.
Другое дело — Украина. Ее нынешняя национальная идентичность строится исключительно на «войне с Россией», и если удается даже по мелочи «уесть агрессора», там это воспринимается, как повод для гордости. Несмотря на полную ничтожность украинского государства, его позиции в вопросе Донбасса выглядят выигрышнее многовекторного виляния Москвы.
Надо помнить, что в отличие от присоединения Крыма, российские власти изначально не хотели вмешиваться в военный конфликт на Донбассе — первые несколько месяцев боевые действия велись силами исключительно добровольцев, а финансирование войны шло, по сути, краудфайндингом. Вмешались только когда дошло, что поражение ополчения обернется резней в Донецке и Луганске и, как следствие, социальным взрывом уже в самой России. Причем бунтовать будут не «рассерженные горожане», а вполне лояльные к власти «ватники».
Поэтому в сути своей позиция Москвы очень последовательна: загасить эту войну с минимальными издержками для себя. Ни о каком присоединении новых территорий речи не идет. Не нужно забывать, что во власти сидят люди с глубоко либеральными взглядами в экономике, и эти взгляды во многом влияют на политику государства. Отсюда этот озадачивающий провластных патриотов мазохизм во внешней политике, бесконечное терпение к выходкам «украинских партнеров». При этом, все шаги к «признанию» ДНР и ЛНР, что мы видим, ну, какие-то половинчатые. А это из-за того, что они продиктованы чисто экономическими причинами: Кремлю требуется всего лишь перевести спорные территории на самоокупаемость.
Очевидно, что политического решения о признании республик нет. Выдача российских паспортов до сих пор носит гомеопатический характер. Обстрелы позиций ополчения на линии соприкосновения никто и не собирается прекращать. А ведь это главные маркеры в вопросе признания республик: даже нынешнее российское государство не может позволить себе положение, при котором граждан России будут регулярно убивать, по сути, на западной границе страны в местах их постоянного проживания.
Это мы воспринимаем продолжение войны в Донбассе, как серьезную проблему, как гуманитарную катастрофу, незаживающую рану. А вы уверены, что именно так его воспринимают в Кремле? Конфликт заморожен на неопределенный срок, и это самое главное. Как мы знаем, президент Путин любит оставлять решение сложных вопросов на будущее. То, что следующим поколениям придется решать эту проблему, воевать с действительно сильной украинской армией — тем хуже для них.