Президент Российской Федерации Владимир Путин провел в Кремле встречу с полным составом Совета Федерации. Это было первое заседание Совета Федерации в рамках осенней сессии, к тому же в обновленном после Единого дня голосования составе.
«Президенту всегда есть что сказать парламентариям», — рассказал перед встречей глава регламентного комитета Совфеда Вячеслав Тимченко, напомнив, что Совет Федерации после внесения поправок к Конституции получил полномочия по согласованию кандидатур в силовых ведомствах.
«Я в Совете Федерации шесть лет, за все это время не припомню такой формат встречи сенаторов с главой государства», — отметил сенатор.
Как сообщает РИА Новости, в начале встречи, президент поблагодарил сенаторов за ответственную работу во время пандемии коронавируса и оперативное принятие решений по поддержке граждан и экономики, а также участие в подготовке поправок к Конституции.
«Здесь в полной мере пригодились не только ваш опыт законотворческой деятельности, но и умение воспринимать позицию общества, слышать людей, учитывать их предложения и запросы. Я знаю, что вы напрямую работали в своих регионах», — подчеркнул он.
Глава государства также объяснил смысл внесения изменений в Конституцию.
«Суть, смысл конституционных новаций в том, чтобы на десятилетия вперед зафиксировать фундаментальные основы устойчивого развития страны», — заявил он.
Отметим, что ранее сенаторы и эксперты высказывали предположения, что обсуждаться в Кремле могут внесенные после летнего плебисцита изменения в Конституцию, касающиеся Совфеда. Как полагает «Коммерсант», Путин может также впервые использовать свое право на делегирование в верхнюю палату сенаторов: в новой редакции Конституции президентская квота была расширена с 17 до 30 человек, семь из которых могут работать в Совфеде пожизненно. Кроме того, право на сенаторство автоматически получают бывшие президенты России.
— В 2019 году активно обсуждали слухи о создании в России нового органа, обладающего серьёзными полномочиями — тогда речь шла о наделении Госсовета сверхфункционалом, который бы ставил этот орган выше Федерального собрания и Правительства, — напоминает политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев.
— Приостановку движения к новому формату Госсовета связывали тогда с замораживанием обсуждения интеграционных процессов с Минском, поэтому в конституционной реформе Госсовету не уделили ожидаемого большого внимания.
— Изначально говорили, что Госсовет будет дублировать одновременно функционал и Совета Федерации, и исполнительной ветви власти в целом. Для его ввода сначала требуется уточнить функционал того же Совфеда, иначе этот орган вообще утратит какой-либо смысл. Нынешняя реформа Совета Федерации должна усилить его роль — это попытка обрести лицо, ведь Совфед всегда был второстепенной палатой перед более заметной Госдумой. Пока этот путь выглядит сомнительным, ведь Совфед просто наполняют политиками из Госдумы от разных фракций, размывая разницу между палатами.
«СП»: — Как будет осуществляться эта реформа?
— Возможно, мы видим попытку по либерализации партийной системы, при которой старые системные партии получили бы привилегию по нахождению в Совете Федерации, а новые партии стремились бы пройти в Госдуму. При таком сценарии больше видна кадровая разница, чем разница функционалов двух палат Федерального собрания. В США, например, Сенат отличается от Палаты представителей функционалом, выполняя скорее надзорные функции, плюс он также принимает непосредственное участие при согласовании кандидатур на важные государственные должности. Последнее хотят ввести и в России, ведь в президентских законопроектах Совфед наделяют полномочиями именно по кадровой политике. Такие изменения функционала Совфеда скажутся на понижении статуса не только Государственной думы, но и института президентства.
«СП»: — А для чего все это нужно?
— Все эти заметные изменения функционала палат Федерального собрания направлены на создание в будущем Госсовета. Очевидно, что от этой затеи еще не отказались, но и спешки никакой в данный момент уже нет. Совет Федерации хотят поскорее изменить под будущие партийные выборы, чтобы новый состав Госдумы стал свежее — этим хотят удовлетворить запрос общества на новые лица и новые партийные бренды. Тут также можно увидеть пересечения с американской политической системой, в которой в Сенате заседают обычно более опытные и взрослые политики, а в Палате представителей более молодые и начинающие. Если мы и правда увидим, что в Госдуму смогут попасть новые партии, что в Госдуме будет идти более острая и открытая политическая дискуссия, пускай даже там станет больше популизма, то эту реформу можно будет признать удачной.
Оценивать отдельно реформу Совфеда пока нет никакого смысла, ведь это только начало пути. Оценивать нужно будет, когда мы увидим новый ландшафт вместе с новыми Госдумой, Совфедом и Госсоветом. На это потребуется время — на все реформы будет заложено примерно до трех лет. Какой образ будущего ландшафта власти можно нарисовать сейчас? Во-первых, это урезанные полномочия президента и кабинета министров, которым придется согласовывать каждый свой шаг с Госсоветом и Совфедом. Во-вторых, это сильный Госсовет, председатель которого, если этот пост, например, займет Владимир Путин, вполне может быть сильнее президента. В-третьих, это забронзовевший Совфед со старыми элитами, но с усиленным функционалом, который должен добавить российской системе госуправления не сколько демократичности, сколько усилить регионализм. В-четвертых, это обновленная, но в любом случае системная Госдума, которая должна удовлетворить оппозиционные настроения общества, чтобы больше не возникало «хабаровских сценариев». И чтобы не повторило белорусский сценарий.
— Формат встречи, безусловно, объясняется изменениями Конституции, где есть намеки на расширение полномочий СФ, — уверена социолог, руководитель Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений* Анна Очкина.
— Реальная причина: начало процесса переформатирования политической системы: подтвержденное, вопреки всему, лидерство ЕР, новые партии, явная потребность власти что-то сделать с партиями старыми. Кроме того, думаю, лидер страны своим обращением к законодательной власти стремится снять все сомнения и разговоры о сомнительной легитимности результатов последнего ЕДГ.
«СП»: — Новая редакция Конституции увеличивает президентскую квоту в Совфеде. Для чего? Как президент это использует? Ходят слухи о возможном переходе в СФ лидеров КПРФ, ЛДПР и СР. Это реально? Для них это будет «почетная пенсия»? Что вообще, по-вашему, дает постоянная ротация между ГД и СФ? Нынешние переходы как-то повлияют на роль СФ?
— Думаю, вполне реально, что в рамках начавшегося «транзита» в СФ «сошлют» заслуженных парламентских пенсионеров, семерых — пожизненно. Да, это почетная ссылка, но вполне возможно, что ветераны политических битв сочтут, что при сегодняшнем резком и радикальном снижении значимости законодательной власти (Думы, прежде всего), это не так уж и плохо. Постоянная ротация стране мало что дает, но позволяет балансировать власть между «башнями» и экономико-финансовыми группировками. На роль СФ в обществе планируемые мероприятия повлияют мало.
«СП»: — В чем заключаются новые полномочия Совфеда, согласно поправкам? Для чего они принимались, и как будут применяться?
— Расширяются полномочия ГД и СФ в процессе согласования премьера, судей Верховного и Конституционного суда. В нынешней ситуации, думаю, это не на что не повлияет: Дума покорна, СФ тоже.
«СП»: — По словам Путина, суть конституционной реформы в том, чтобы на десятилетия вперед зафиксировать фундаментальные основы устойчивого развития страны. Раньше он говорил, что их цель — повышение роли гражданского общества и политических партий. Так в чем же истинная цель?
— Цель была — прописать пожизненные гарантии президента, потом возникла цель о продлении его полномочий. Ну, а потом подсыпали немного для успокоения гражданского общества.
«СП»: — Насколько, по-вашему, принятые изменения в Конституцию определят характер будущего трансфера власти?
— Будущий транзит власти будет определяться не Конституцией, а соотношением политических сил и экономических интересов.
* Минюст России включил автономную некоммерческую организацию «Институт глобализации и социальных движений» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.