Москва и Минск возобновили переговоры по интеграционным «дорожным картам», которые были поставлены на паузу в конце прошлого года. Об этом во вторник, 29 сентября сообщил посол Белоруссии в России Владимир Семашко.
«Это уже не является секретом, первый вице-премьер Николай Снопков был в Москве на прошлой неделе, и уже там встречались с вице-премьером РФ Алексеем Оверчуком, обсуждали алгоритм и так далее», — рассказал дипломат.
Он напомнил, что изначально стороны готовили 30 дорожных карт в отношении экономики, причем «28 с половиной было согласовано». Однако определенные моменты стали камнем преткновения, в частности, вопрос о ценах на газ и о компенсации Минску за налоговый маневр в нефтяной отрасли РФ. Эти темы «требуют более детального обсуждения».
Изначально ожидалось, что «дорожные карты» будут подписаны в конце 2019 года, но из-за вышеупомянутых разногласий процесс был отложен. Сейчас в связи с протестами в Белоруссии после выборов президента ситуация для Александр Лукашенко изменилась. На фоне непризнания со стороны большинства стран Европы и Запада Россия является одним из немногих источников поддержки и возможного финансирования республики.
В середине сентября после переговоров президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко стало известно, что Москва согласилась предоставить Минску кредит в полтора миллиарда долларов. Чуть позже белорусская сторона сообщала, что появились какие-то подвижки в вопросе компенсации налогового маневра.
В сложившихся условиях возвращение к обсуждению углубленной интеграции со стороны Александра Лукашенко выглядит вполне логично. А вот что касается России, эксперты не уверены в том, что этот процесс сейчас стоит форсировать. Во-первых, нет уверенности, что нынешний политический режим окажется действительно устойчивым. А, во-вторых, даже в этом случае нет гарантий, что достигнутые договоренности будут выполняться.
Директор центра изучения кризисного общества Максим Вилисов считает, что Москве необходимо получить четкие обязательства по каждому из блоков интеграции и переходить к следующему только после выполнения всех условий.
— Есть объективные обстоятельства, которые могут сделать процесс интеграции более реалистичным. Прежде всего, это состояние экономики Белоруссии. Проблемы в ней начались еще до пандемии, а сейчас только усугубились. Положение может еще сильней ухудшиться в случае введения санкций против Белоруссии, хотя, возможно, экономические ограничения не будут основными.
Вся полнота ответственности за экономику республики лежит на Александре Лукашенко, так как он сохраняет власть, хотя это и оспаривается разными игроками. Других вариантов, кроме как рассчитывать на поддержку России у него сейчас нет. Но даже это совершенно не гарантирует, что интеграционные процессы пойдут в намеченном ранее русле. Специфика политического стиля Лукашенко в том, чтобы забалтывать любые темы и проекты. Для этого он использует все возможные методы, хотя в данной ситуации его арсенал ограничен.
Многое будет зависеть от последовательности российской стороны и неотвратимости изменений, которые будут достигаться в ходе процессов переговоров по интеграции. В их числе можно говорить о координации финансово-бюджетной политики.
Если будет достигнуто и, что самое главное, реализовано на практике соглашение о координации финансово-бюджетного контроля в рамках средств, которые Россия предоставляет белорусской стороне или в рамках совместного бюджета Союзного государства, если таковой будет сформирован, можно считать это первым шагом на пути к настоящей интеграции. Следом идут другие шаги — программа оздоровления предприятий, приватизация и прочее.
Так что конъюнктура сегодня, скорее, более благоприятная для реализации этого проекта, но политическая составляющая является ключевой, и от нее будет зависеть, успешным ли окажется эта попытка или ее постигнет судьба предыдущих.
«СП»: — Может ли Москва увязать предоставление кредита с интеграционными обязательствами?
— Вряд ли это возможно по уже предоставленному кредиту, так как он почти полностью будет направлен на рефинансирование предыдущих займов. К нему сложно привязать дополнительные условия, хотя в принципе это можно и нужно было сделать. Когда в 90-е годы МВФ предоставлял России кредиты, каждый транш был обусловлен соответствующими реформами и определение действиями со стороны российского правительства. Здесь нужно было делать так же, но, боюсь, момент уже упущен.
«СП»: — Раньше даже финансовая поддержка со стороны России не гарантировала успешность интеграционных процессов, сейчас это не так?
— Раньше это не получалось, потому что запас финансовой прочности и белорусских властей был выше. Теперь ситуация намного хуже. Но нужно понимать, что и у России возможности уже не те, что в прошлом, и собственных экономических проблем достаточно много. На этом фоне внимательность финансовых властей РФ в отношении любых предоставляемых кредитов будет намного выше, и требования будут проецироваться и на Белоруссию, если, конечно, на это будет обоюдная политическая воля. Белоруссия — суверенное государство, и таких механизмов контроля не существует. Все взаимосвязано: возможности контроля должна предоставлять углубленная интеграция, и их же нужно использовать для того, чтобы интеграция проходила более эффективно.
«СП»: — Нет ли риска, что в случае политических изменений в Белоруссии интеграционный процесс будет сведет на нет?
— Это вполне закономерный вопрос. Достаточно вспомнить, что получилось на Украине с Виктором Януковичем. Кредиты выделялись, документы подписывались, а потом все было пересмотрено. Проблема работы с конкретным политиком вместо работы с институтами как раз и заключается в том, что от этого лидера слишком многое зависит. В том числе и то, что он может все переиграть.
В идеале, нужно все проводить через межгосударственные соглашения и белорусское законодательство, и получать более широкую поддержку, чем поддержка одного президента. Это значит вовлекать в процесс государственный аппарат, парламент, экономические и деловые круги для того, чтобы иметь социально-политическую базу поддержки интеграционных процессов.
К сожалению, это является проблемной точкой российской политики на постсоветском пространстве, которая дает возможность легко дезавуировать все обязательства со стороны наших партнеров. Поэтому нужно особенно внимательно и кропотливо подойти к тому, чтобы инструмент политической поддержки внутри самой Белоруссии использовать максимальным образом.
Тем более, что в республике есть разные настроения. Настроения на улице могут вовсе не соответствовать настроениям в обществе, потому что оно намного более разнообразно и разнородно, чем нам пытаются представить участники протеста.
Вопросы интеграции — не про улицу и протесты, а про конкретную экономическую деятельность, и их нужно решать с другими акторами. И чем больше их будет помимо Александра Лукашенко, тем больше шансов, что процесс будет успешным и не будет потом пересматриваться и оспариваться.
Эксперт по российско-белорусским отношениям Дмитрий Болкунец считает, что России стоит не спешить с интеграцией сейчас, а сначала провести серьезную подготовительную работу в белорусском обществе и дождаться стабилизации политической ситуации.
— Перспективы есть, от интеграции не отказывается ни белорусская, ни российская сторона. Самое главное, что есть определенная позиция двух сторон двигаться в этом направлении. Проблема в том, что последние 20 лет об этом говорят министры, послы, президенты, но реальность от этих слов отстает. В последний год эта риторика усилилась, но если проанализировать выступления Александра Лукашенко за последние 12 месяцев, в них четко просматривается, что никакой углубленной интеграции он проводить не будет.
Реальное углубление интеграции возможно только после ухода Лукашенко из белорусской политики. Пока он будет сохранять власть, он будет саботировать и затягивать процессы, так как боится потерять финансовые и политические рычаги управления. Ведь интеграция предусматривает передачи части полномочий наднациональным органам, а белорусский президент к этому не готов.
Второй важный момент в том, что для России сейчас опасно подписывать с Лукашенко какие-либо документы, которые затрагивают белорусский суверенитет. Это может серьезно всколыхнуть белорусское общество вплоть до гражданской войны. Не думаю, что у России есть иллюзии по поводу будущего Лукашенко, поэтому подписывать с ним какие-либо соглашения рискованно. Думаю, Россия будет прорабатывать эти вопросы на перспективу. Российское руководство ждет от Александра Григорьевича конституционной реформы, но он пока тянет время, надеясь, что протестующие просто уйдут с улиц и все продолжится, как и раньше.
«СП»: — То есть до некоего транзита власти интеграция России и Белоруссии невозможна?
— Мне кажется, что для этого к власти в Белоруссии должна прийти новая команда. Нужно понимать, что сегодня для углубленной интеграции многие параметры вообще не готовы. Значительная часть белорусской молодежи относится к России негативно, с ней долгие годы никто не работал. Нужно восстанавливать доверие, насильно мил не будешь.
Часть белорусского общества, пусть и меньшая, воспринимает интеграцию с Россией со стороны Лукашенко, как попытку удержать власть и лишить Белоруссию суверенитета. Последнее абсолютно не соответствует действительности, но разъяснительную работу в республике никто не ведет, а если и ведет, то в антироссийском ключе. Эту ситуацию необходимо исправлять.