России не избежать санкций ЕС по делу Алексея Навального, если эксперты Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) подтвердят результаты анализов, сделанные в Германии, Швеции и Франции, заявил министр иностранных дел Германии Хайко Маас в интервью порталу t-online.
«Если результат немецких, шведских и французских лабораторий будет подтвержден, будет четкий ответ ЕС. В этом я уверен», — сказал он.
Решение, по его словам, страны Евросоюза будут принимать вместе. Вместе с тем, политик считает, что оно должно быть соразмерным и целенаправленным.
Однако запросы российской стороны об оказании правовой помощи по делу Навального пока безрезультатны. В российском МИД отмечают, что «градус искусственно раздуваемой истерии в контексте ситуации вокруг Навального» не снижается. Более того, в ведомстве обращают внимание, что при воспроизведении немецкими политиками «очередной порции надуманных и безосновательных обвинений и угроз» в адрес России упомянут парадоксальный тезис о якобы отсутствующей в России готовности к диалогу с Германией в рамках существующих профильных двусторонних механизмов.
«Рассматриваем подобные заявления не иначе как откровенную ложь», — говорится в комментарии МИД РФ.
Политолог и журналист Александр Сосновский считает, что после интервью Хайко Мааса стратегия «остального мира» против России становится понятно и ясной.
«Т.н. отравление Навального нужно для того, чтобы, получив от ОЗХО подтверждение использования БОВ, обвинить Россию в нарушении Конвенции о запрещении химического оружия (КХО). Это крупный калибр. Россию хотят поставить в один ряд с Ираком, Северной Кореей», — написал он в своем Telegram-канале.
По его мнению, санкции, о которых говорит глава внешнеполитического ведомства ФРГ, никого не интересуют — «это для замыливания глаз». Главное же целью является превращение России в глазах мировой общественности в «империю зла».
«А, как известно из совсем недавней истории, против таких империй все средства хороши. Вплоть до военных», — отмечает политолог.
При это сам Алексей Навальный, по мнению Александра Сосновского, ни Германию, ни Европу не интересует, оппозиционера просто используют «втемную. Как дурачка».
Ведущий научный сотрудник отдела социальный и политических исследований Европы Института Европы РАН Екатерина Тимошенкова считает, что заявление Хайко Мааса отражает общий курс, который наметился в конце августа, по отношению к России.
— Было понятно, что отношения ухудшатся и не только из-за ситуации, которая возникла вокруг Навального. Прежде всего, на мой взгляд, главный толчок дали угрозы введения санкций со стороны США по поводу строительства «Северного потока — 2». Германия, на мой взгляд, стала делать выбор в сторону США и, соответственно, в сторону ухудшения отношений с Россией.
Естественно, Ангела Меркель по максимуму попытается вытащить «Северный поток — 2», но в конце августа- начале сентября стало понятно, что у Германии не хватает сил, чтобы противостоять США. Ситуация с Навальным вписалась в эту канву и помогает Германии объяснить резкость подхода в сотрудничестве с Россией и почему она может отказаться от завершения «Северного потока — 2». Если у Германии есть хоть малейшая возможность сохранить этот абсолютно выгодный им проект, они будут ее искать. Но в глобальном контексте шансов немного, ситуация на ухудшение отношений с нами вышла на первый план.
Ситуация с Навальным позволила Германии обвинить Россию и далее события развиваются в соответствующем ключе. Германия теперь оказалась в авангарде критиков России. То, что мы видим, это следствие выбора, сделанного Германией.
Заявления министра иностранных дел Хайко Мааса укладываются сейчас в общую риторику политического курса Германии в отношении России. Нам дается понять, что, скорее всего, санкции будут введены, потому что представить себе вариант, когда после экспертизы, проведённой в Германии, Франции, международные организации вдруг придут к другим выводам очень сложно.
«СП»: — Если не «Северный поток — 2», то что может попасть под санкции?
— Думаю, они будут привязывать санкции к Навальному. Могут обозначить какой-то круг лиц, который может быть причастен. Могут быть санкции экономического и политического характера.
«СП»: — Тренд на ухудшение отношений надолго?
— Я думаю, да. Здесь мы видим еще определенную политику в отношении Белоруссии.
Бывший заместитель генерального секретаря ООН, советский и российский дипломат Сергей Орджоникидзе задается вопросом — почему не выполняется договор о юридической взаимопомощи между Россией и Германией.
— Сколько раз просили дать хоть какие-то сведения. У нас «Новичок» не обнаружили, туда Навальный улетел с другой болезнью.
Простая логика. Если бы у нас хотели его отправить на тот свет, то точно не разрешили бы улететь, и отправили бы на тот свет не таким дурацким способом. Различных способов много, врачи потом констатируют инсульт или инфаркт. А здесь впечатление, что это либо жуткая провокация, причем непонятно с чего вдруг, либо кто-то сводил с ним какие-то счеты, по какой причине я не знаю.
Известные случаи политических убийств, за которыми стоят государства, проходили легко и просто.
«СП»: — Велика ли вероятность санкций и каковы они могут быть?
— Какие только санкции против нас уже не вводили. Обложили уже все, даже гражданские самолеты, к которым не хотят поставлять какой-то компонент. Сделаем сами. Давно пора 100-процентно обеспечить себя всем необходимым.
Во времена Советского Союза были очень тяжелые отношения, «холодная война», но никаких санкций Советскому Союзу никто никогда не объявлял, потому что бесполезно было. Мы все делали сами. Может не самые лучшие варианты, но сами. И рубль не был привязан к доллару. Когда мы дойдем до ситуации, что сможем делать сами, а не покупать за границей, когда экономика будет самодостаточно, тогда никакие санкции не страшны, да никто и не будет их объявлять. Надо экономику развивать, а не заниматься складыванием денег в кубышку.
«СП»: — Зачем Германия идет на обострение отношений с Россией? Ведь и до Навального такая тенденция уже прослеживалась.
— Меньше всего обострение отношений с Россией нужно Германии. Выскажу предположение, что кто-то на них сильно надавил. Не надо забывать, что они не полностью самостоятельное государство. На их территории американские войска с ядерным оружием, у них соглашение с США о взаимодействии в области разведки.
Не исключаю, что это была операция с целью начать революцию в России с помощью «мученика» Навального. Он, конечно, не мог бы быть кому-то конкурентом, у него ни партии, ни программы, но постепенно из него сделали бы как из домохозяйки Тихановской политического лидера.
«Холодная война» в старые времена была в измерении вооруженных сил — у кого больше современного оружия, которое может поразить и не дать противнику нанести ответный удар, с этого началось. А теперь противостояние идет совершенно по-другому — экономически, финансово, идеологически, в Интернете по подрыву государственного устройства. Это не менее сложное противостояние, просто мы к нему не привыкли.