Президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков заявил о попытке государственного переворота. Таким образом, Киргизия пополнила список бывших советских республик, где в последнее время разгораются конфликты. Идет горячая война в Республике Арцах, развивается политический кризис в Белоруссии, продолжается противостояние Киева и Новороссии.
Перечисленные регионы (плюс Молдавия и Сирия) были указаны в докладе RAND Corporation «Перенапряжение России: конкуренция с выгодных позиций», посвященном геополитическому противостоянию двух стран. То есть близкая к ЦРУ и Пентагону структура еще в 2019 году опубликовала примерный план событий, которые происходят сейчас. Может, за всем этим стоят США?
Смысл стратегии в том, чтобы увеличением числа и интенсивности конфликтов заставить Россию надорвать свои силы.
Причем, в каждом отдельном регионе участники событий могут видеть только местный политический ландшафт. Общая картина от них ускользает. «В Армении, в Арцахе считают, что война — инициатива исключительно Турции. Америку они даже не упоминают», — рассказал только что вернувшийся из воюющей республики корреспондент «СП» Дмитрий Иванов.
— Откуда Россия ушла, там и начались конфликты, — говорит доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков. — Вспомним, как Лукашенко еще недавно говорил, что Белоруссия чуть ли не пострадала за Россию во Второй мировой войне. Пашинян пришел на волне тоже антироссийских настроений. А теперь Армения осталась один на один со своими врагами. Примерно то же самое и в Киргизии, которая еще и на границе с Китаем. Взрыв идет по периметру России, что создает стратегическое напряжение. Москва вынуждена постоянно отвлекаться на тактические вызовы.
После ухода СССР никто не предложил этому пространству обобщающей интегрирующей идеи. США создали в свое время блок ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Украина, Армения, Молдавия). Под это была создана своя агентура влияния, НКО. Но полноценной антироссийской коалиции вдоль наших границ создать не удалось. Поэтому единственная стратегия США в этих условиях — подрыв. Что мы и наблюдаем. По этим точкам и идет развал.
Кстати, это подрыв и ШОС, и китайского плана «Один пояс — один путь», поскольку Центральная Азия, включая Казахстан, является ключевым звеном для него. А взрыв Киргизии — это подрыв Узбекистана, потому что в Ошской области треть населения узбеки.
Страны, которые не могут выработать единую интеграционную стратегию, которую предлагала Российская империя, а потом СССР, тут же возвращаются в средневековье и варварство, в то, что было до России. Видим возврат в Закавказье Турции и Ирана (Персии), в Белоруссии возвращение польско-литовских отношений. В каждом из этих регионов куча противоречий и они практически неразрешимы без долгих кровопролитных конфликтов. Единственное, что их могло успокоить, это задача, которая по своему масштабу будет намного превосходить эти конфликты и предоставлять местному населению такие же масштабные возможности.
«СП»: — А ЕАЭС со своей экономической интеграцией не тянет?
— ЕАЭС, как матрешка входит в ШОС. А ШОС — это идея Большой Евразии, которую обсуждали Владимир Путин и Си Цзиньпин. Но мы помним, как Хиллари Клинтон заявляла по поводу ЕАЭС, что они не позволят возродить СССР. А раз так, то давайте взрывать. Махмуд, поджигай! Ведь любой интеграционный проект вне англосаксонской юрисдикции и контроля для США вызов.
По мнению члена экспертного совета партии «За правду», писателя Николая Старикова, противостоять нестабильности России поможет решение внутренних проблем.
— При всей разнице наблюдаемых событий между ними можно увидеть сходство. Когда в череде государств, которые входят в один и тот же союз, возникает нестабильность, стоит присмотреться, кто же является противником этого союза, кто рассматривает его как конкурирующую силу. Армения, Белоруссия и Киргизия — члены ЕАЭС и военного блока ОДКБ. Кто считает их соперниками? Американцы, европейцы, блок НАТО. Ясно, что они могут быть выгодоприобретателями этой нестабильности.
«СП»: — Могут выгодоприобретатели быть и организаторами нестабильности?
— Очень часто умение игрока заключается в использовании ошибок соперника. Но лучшие игроки не ждут чужих ошибок, а разыгрывают свои комбинации, чтобы заставить противника совершить ошибку. За всеми происходящими событиями вполне может стоять Запад. В случае Белоруссии там уже не стесняются — европейские дипломаты стоят за спиной тех, кто не признает Лукашенко. За спиной Азербайджана мы видим Турцию, члена НАТО. Что касается Киргизии, то за недолгий период там было несколько цветных революций. Относительно недавно удалось убрать американцев с базы «Манас», поэтому они хотят вернуться.
Но для того, чтобы так влиять, в самих государствах, подвергаемых атакам, должна быть для этого почва. Поэтому говорить, что все организовали американские спецслужбы — неверно. Так, в Белоруссии политическая система превратилась в систему одного Лукашенко. Доказать это легко. Почти никто за исключением совсем уж погруженных в ситуацию экспертов не в состоянии назвать ни одну белорусскую партию. В то время как назвать российскую или украинскую партию не составит труда.
А в прикладном смысле, раз уж наши геополитические противники раскачивают ситуацию, нам надо уделить большое внимание внутренним проблемам и этим республикам. Нужно заключить новый договор со своим народом. Провести изменения в политической системе. Улучшить жизнь людей. Вот какие рецепты надо использовать для сохранения стабильности.
Главный политический советник председателя ЦК КПРФ, д. и. н. Вячеслав Тетёкин считает причиной происходящего провальную внешнюю политику российских властей.
— В событиях в Карабахе и Киргизии прослеживается рука Турции. Анкара откровенно подталкивает Баку к конфликту, помогает в военной сфере, обеспечивает политическое прикрытие. Что касается Киргизии, то на днях выяснилось, что из-за слабости экономики эти парламентские выборы проводились на турецкие деньги. И видимо воздействовали на их результат. Теперь победители будут благодарны Эрдогану, который метит в новые султаны.
Но вряд ли Эрдоган действует вопреки мировому общественному мнению и США. Теснейшие связи Турции с Америкой, несмотря на тактические разногласия, известны. Здесь есть американский след или как минимум молчаливое согласие Вашингтона. Напомню, посольство США в Армении — крупнейшее в мире. Азербайджан же, как нефтедобывающая страна, сильно зависит от американских технологий.
«СП»: — В ситуации вокруг Белоруссии Эрдогана нет…
— Но американцы там есть. Вассалы там другие — Польша и Литва. Они самые проамериканские во всем ЕС. И туда же надо отнести и Украину, которая находится под американским контролем. Так что роль США здесь очевидна. В районе польского города Быдгощ есть подразделение кибервойск.
Так что Nexta, которая управляла уличной активностью в Минске пользовалась поддержкой польской армии. А оснащение, обучение этих кибервойск вполне могло быть американским.
То есть внешне это разрозненные события, случайные совпадения, а на самом деле речь идет об американской стратегической линии, направленной на окружение России цепью враждебных государств.
«СП»: — Американцы, конечно, плохие парни. Но нет ли здесь явной недоработки России?
— Это крупнейший внешнеполитический провал, катастрофа исторического масштаба. Это надо было умудриться, чтобы превратить Украину во враждебное государство! Этими отношениями долго рулило газовое лобби, там послом сидел Черномырдин. И их интересовали не присутствие американцев, а транзит и откаты.
Никто не занимался защитой не олигархических, а национальных интересов России. То же самое касается и Белоруссии, которую мы чуть было не упустили сейчас, Армении, Центральной Азии, включая Казахстан, а ранее Грузии. Утверждение Путина о внешнеполитических успехах — за исключением Сирии мыльный пузырь.