Без общения с российским лидером Владимиром Путиным никогда не удастся прекратить войну в Донбассе и вернуть все территории. Такое заявление президент Украины Владимир Зеленский сделал в интервью изданию Politico Europe накануне своего визита в Брюссель, где во вторник открылся очередной — 22-й — саммит Украина-ЕС.
Говорил украинский гарант как всегда много и не совсем вразумительно. Но некоторые вещи обозначил вполне четко.
Так, отвечая на вопрос, зачем он ведет диалог с президентом России — «страны агрессора», Зеленский сказал буквально следующее:
«Я уверен, что мы никогда не остановим войну, если не будем говорить с Россией. Отдельный кейс — это поддержка наших западных партнеров. Но если мы не будем говорить с президентом Путиным, мы не сможем полностью восстановить Украину, вернуть все наши территории».
Какие именно территории он собрался возвращать, украинский лидер не уточнил. Зато, нашел виновных в том, что до сих пор сделать это не удалось.
По его словам, это некоторые «ангажированные СМИ Украины», принадлежащие «большим финансовым структурам, или политикам, которые были во власти до меня и занимали высокие должности».
Опять же, минский формат проведения переговоров Зеленского тоже не устраивает. Как, собственно, и сами Минские соглашения, которые, как он дал понять, Киев выполнять не будет. Во всяком случае, в той их части, где говорится, что передача Украине контроля над границей в Донбассе возможна лишь после проведения выборов на территории ДНР и ЛНР.
Киев согласится на выборы только после «вывода всех незаконных формирований» и передачи границы с Россией под контроль Украины, заявил украинский лидер.
В целом же Зеленский демонстрирует хорошо знакомую риторику своего предшественника Порошенко — якобы «во всем виновата Россия, и в ней корень зла всех нынешних и будущих проблем Украины».
На этом фоне довольно необычно выглядит информация, появившаяся на днях в ряде СМИ, о том, что в Офисе президента Украины тайно запросили переговоры с Владимиром Путиным. Некий источник в администрации Зеленского якобы сообщил, что связано это с провалом «донбасского кейса».
Но, собственно, чего украинская сторона может ожидать от таких переговоров, если цели сторон в том, что касается Донбасса, разнонаправленные?
— Тактика Зеленского напоминает тактику Тихановской, — комментирует ситуацию главный редактор информационно-аналитического портала «Альтернатива», историк и публицист Андрей Ваджра. — Так называемая «лидер белорусской оппозиции» тоже страстно желает увидеться с Путиным.
Опять-таки, думаю, необходимо учитывать приближающиеся местные выборы на Украине. И то, что рейтинги правящей партии и самого Зеленского катастрофически обваливаются. Поэтому запросили переговоры. Почему тайно, понять несложно. Если бы запрос был по официальным каналам, то, можете представить, какой бы поднялся вой — и нацистов, и оппозиции. Снова начались бы эти дикие хороводы активистов вокруг Офиса президента.
То есть, я думаю, что, скорей всего, попытка такая была. И, понятно, почему они сделали это, не афишируя.
Зеленскому, в общем, подобные контакты необходимы только для того, чтобы поддержать свой имидж и остановить падение своего рейтинга. Он прекрасно понимает: значительная часть населения страны многое из того, что делает власть нынешняя, не разделяет. И уже сам факт контакта Зеленского с «самим» Путиным в глазах публики поднимает его значимость.
Это чисто маркетинговый ход. Естественно, что решать какие-то проблемы, связанные с Донбассом (или еще с чем-то), они не будут.
«СП»: — Почему, как вы считаете?
— Они не могут этого делать. Они находятся в жестких идеологических рамках, которые не предусматривают какие-то там соглашения, не предусматривают выполнение минских договоренностей
По большому счету, все, что делает Зеленский, рассчитало на публику. Он — актер, не президент. Он играет на публику. Ему нужны красивые жесты, красивые речи, нужна красивая картинка.
«СП»: — По тому, что и как он говорит, и как ведет себя, видно, что эта роль ему не дается. Что он и как актер уже деградировал, к сожалению…
— Не совсем согласен. Потому что он же играет заведомо провальную пьесу. Дело даже не в его актерских способностях (хотя, на мой взгляд, актер он посредственный), проблема — в самой пьесе, изначально провальной. Которая за годы с момента государственного переворота в Киеве всем надоела. От нее уже всех тошнит. А ему приходится — раз за разом — повторять одно и то же в рамках этой пьесы. Поэтому тут дело не в его актерских данных.
И естественно, они пытаются уцепиться за что угодно. За какой-то свежий ход, который может внести какие-то, скажем, новые впечатления в ту игру, в которую они играют. Отсюда — Путин. Потому что Путин — это солидно. Это значимо. На этом сельском фоне и хуторских страстях.
Политика украинская, она вся мелкотравчатая. Это даже не уровень каких-то местечек — маленьких городков.
Вот на этом фоне делается попытка зарисоваться с президентом России, чтобы электорат увидел и сказал: «Ого! Так он с самим Путиным разговаривает!»
Это — спектакль. Маркетинговые, причем, примитивные попытки делать такие необычные ходы. Они изначально ни к чему не ведут.
«СП»: — Поясните.
— В Киеве не могут понять, что российский лидер, человек прагматический. Он ничего не делает просто так. За долгие годы нахождения в политике и у руля государства у него все четко распланировано, все четко расчерчено. Он занят до глубокой ночи. Ему надо успеть сделать огромную массу дел. В отличие от Зеленского.
Поэтому на пустые разговоры, бессмысленные встречи он не разменивается. Тем более, в Кремле прекрасно понимают, для чего тому же Зеленскому необходима эта встреча.
Путин с Порошенко не встречался по этой же причине. Зачем? Рейтинги поднимать Петру Алексеевичу?
Поэтому со стороны украинского руководства это все как бы бессмысленное хождение по кругу, никуда не ведущее.
«СП»: — Почему же? Вот в Брюсселе Зеленский опять будет лоббировать санкции против России. Причем, еще более мощные…
— Имеет смысл напомнить недавнее нашумевшее заявление Борреля (глава европейской дипломатии — ред.), вызвавшее истерику на Украине, относительного того, что ЕС не благотворительная организация или банкомат. Он не сдержался и эмоционально выразил то восприятие, которое сейчас доминирует в Евросоюзе в отношении Украины и Зеленского, в частности.
Поэтому все эти украинские «пляски ритуальные», которые за долгие годы после переворота в Европе видели, наверное, уже сотни раз, ни к чему не ведут. Евросоюз не просто не банкомат для Украины, но уже, в общем-то, и не зритель того спектакля, который украинские лидеры постоянно разыгрывают. Все знают наперед: первое, что захочет украинская делегация, это ужесточить антироссийские санкции, второе — чтобы им дали денег. Как можно больше денег, и как можно больше санкций.
Когда же речь заходит о выполнении обязательств, которые дал Киев, то сразу наступает тишина. Киев свои обязательства выполнять не хочет. Он хочет только получать. Получать максимально много всего и ото всех.
Естественно, и на этот раз в Брюсселе будет очередной спектакль. Зеленскому свита опять подготовит какой-нибудь набор банальностей, которые уже сто раз проговаривал тот же Порошенко. И это все озвучат опять.
Но не думаю, что желаемого он добьется. Европа все, что могла сделать в рамках санкционной политики, она сделала. У них других вариантов просто уже нет. С другой стороны, давайте говорить откровенно, Европе глубоко плевать на Украину. Для нее главное, урвать и забрать свой кусок Украины после того, как ее растоптали и превратили в ничто.
У Киева нет никаких возможностей каким-то образом влиять на европейцев, в принципе. Страна — нищая, в долгах, полностью недееспособная. Она ничего не может. Поэтому очередные украинские «пляски с бубнами» перед светлыми ликами европейцев никому в ЕС неинтересны