Все получилось по известной пословице «человек предполагает, а бог располагает»: в понедельник «Коммерсант» со ссылкой на осведомленный источник, близкий к администрации президента, написал, что в Кремле не видят смысла в досрочных выборах в Госдуму. Эту информацию, как сообщает издание, подтвердил и федеральный чиновник. Но вот на встрече президента с лидерами думских фракций, прошедшей на следующей день в онлайн-формате, Владимир Владимирович оставил этот вопрос открытым, к точке «Коммерсанта», добавив еще две, чтобы вышло многоточие.
«Сейчас не будем говорить о сроках проведения выборных кампаний, там есть везде и плюсы, и минусы. Сейчас не будем об этом говорить, но сложилось так, как сложилось. В целом Вы упомянули о том, что во многих других странах берут на вооружение именно это время проведения избирательных кампаний. Лето закончилось, все вернулись домой, начинается учебный год, родители на месте. Поэтому исходим из того, что для людей удобнее всего. Тем не менее, конечно, нужно коллег послушать, и аргументы иметь в виду», — так президент прокомментировал поднятую лидером фракции «Единая Россия» Сергеем Неверовым тему с переносом выборов на апрель.
Из чего вполне можно сделать вывод, что, хоть окончательное решение покамест не принято, приоритетным вариантом остается сентябрь, причем, по мнению председателя Исполкома Гражданской Коалиции «Третья Сила» Игоря Скурлатова, у Владимира Владимировича на это есть свои резоны: «Ранее принятый план по досрочным выборам в Госдуму в апреле следующего года отвергнут в итоге В. Путиным прежде всего по следующим причинам на основании докладов ФСБ, АП и пр. советников. 1. Внутриполитическая ситуация в стране далека от революционной. Властям удалось купировать выступления в Москве, прикрывшись псевдоэпидемией. Выходить на несанкционированные массовые акции без Навального столица не готова. 2. Новое избирательное законодательство полностью исключило прорыв неподконтрольных АП кандидатов в законодательные органы власти, включая Госдуму. 3. Раскручиваемая Собяниным тема „наступления страшного“ ОРВИ не дает как следует подготовиться к весенним досрочным выборам», — поделился он инсайдерской информацией в своем телеграм-канале, подчеркнув, что «никаких отставок Путин не планирует до своей смерти. Информация от самого Гаранта. Так что перестаньте трендеть в сетях чушь об обновлениях верховной власти в 24 или 36 гг. Тему трансфера можно закрывать».
И вот это последнее дополнение ставит всю его «конструкцию» под сомнение, поскольку тема досрочных либо, неважно, плановых парламентских выборов с высокой степенью вероятности может идти бок о бок с досрочными президентскими: «Но в России — и сейчас все больше наблюдается косвенных подтверждений этому — скоро начнется активная фаза транзита власти. Причем это будет не 23-й или 24-й год, тем более — 30-й, как стали говорить после обнуления, нет, это будет происходить в ближайший год, и, скорее всего, все начнется в ближайшие месяцы», — рассказал директор Центра политических исследований Финансового университета при правительстве РФ, политолог Павел Салин, уточнив, что элементами этого транзита являются и думские, и досрочные президентские выборы.
(Тут как-то сама собой всплывает довольно конспирологическая теория политолога Станислава Белковского — так называемый «Трамопут». То есть тайный пакт Трампа-Макрона-Путина о досрочном уходе последнего в обмен на улучшение американо-российских отношений, в частности, снятия санкций. И, думается, если Трампа сменит Байден — эта теория явно прибавит в актуальности. Что уж греха таить: за тридцать лет после распада СССР российские власти умудрились довести страну до такого состояния, что сейчас США действительно при известном желании могут просто задушить Россию санкциями.)
Причем не исключено, что думскую кампанию могут совместить с досрочной президентской — не столько из-за экономии средств (но и это тоже), сколько по причине нехватки времени: сроки поджимают. И дело, по всей видимости, не только в ноябрьских президентских выборах в США, на которых, весьма вероятно, победит Джо Байден, но и, по определению одного ультралиберального политолога, в «личных обстоятельствах непреодолимой силы», которые и вынудят президента уйти — хотя бы частично, по примеру Назарбаева — на заслуженный отдых: перейти на какую-нибудь ответственную, но не очень обременительную должность, что-то вроде «Отца нации».
Вот поэтому Владимир Владимирович и не дал однозначного ответа, по сути, уклонившись от него: «Как я и сказал вначале, здесь есть и плюсы, и минусы, давайте мы еще поговорим об этом», — ответил президент лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому на его инициативы касательно избирательного законодательства, включая и перенос выборов.
И такое ощущение, что была даже поставлена задача создать впечатление, что выборы пройдут планово: уж больно лидер единоросской фракции наседал на это, точно шулер — карты, вытаскивая на свет божий все новые и новые аргументы в пользу сентября: «Путин так и не дал ясного ответа, будут досрочные выборы или нет. Песков заявил, что в Кремле выборы никогда не обсуждали, так как это повестка политологов и СМИ, хотя в беседе с фракциями ГД, Путин сказал: „не будем говорить о сроках, там есть свои плюсы и минусы“, т.е. в этой логике президент с кем-то обсуждал эти варианты. Кроме того, некоторые провластные спикеры бросились убеждать, что досрочки совершенно точно не будет, что создает ощущение блефа, тогда как в „верхах“ явно прорабатывают оба сценария — апрельский и сентябрьский», — отмечает директор Центра развития региональной политики, политолог Илья Гращенков в своем телеграм-канале, добавляя (и этим входя в полемику со Скурлатовым), что «в активной стадии трансфера власти, крайне важным становится запрос населения на включение в борьбу за итоги этого „большого пути“». «Собственно, что мы видели в Белоруссии? Именно скачек политизации и человеческой заинтересованности, от почти отсутствующей в стране политической жизни к ее рутинизации через практики повседневности. <…> И именно поэтому Кремль может разыграть сценарий досрочки, чтобы внести неопределенности в эти процессы», — заключает он.
Плюс чем еще удобна досрочка, так это теми ограничениями, которые следуют за пандемией коронавируса SARS-CoV-2, превентивно купируя риски массовых выступлений, поскольку недовольства от итогов выборов в Госдуму — они будут совершенно точно и значительные (во многом подпитываемые тем, что единороссы, проводящие один за одним антинародный закон, опять «жахнут»; ну, а в основе, конечно, будет лежать крайне бедственное экономическое положение: вряд ли кто-то думает, что доходы к апрелю следующего года, не говоря — сентябрю вырастут хоть на 0,1%, исходя из реальной инфляции).
Все это говорит в пользу досрочных выборов (и не только парламентских!), которые, надо полагать, по мысли «кремлевских стратегов», ухнут, как гром среди ясного неба, с одной стороны, обескуражив оппозицию, а с другой, позволив в условиях «ковидной реальности» с минимальными рисками для системы провести/закрепить транзит власти, который система вряд ли выдержит.
Как подметил политолог Глеб Павловский, «есть зато важная вещь для системы власти — путинский транзит, неудержимо уносящий путинскую систему. Он наметился раньше, но с 15 января этого года Путин взялся сам расшатывать государственный порядок и доломал-таки его к июлю. Если определять, в какой политической ситуации мы очутились, то мы в ситуации расставания с системой Путина». И вот следующие, вероятно, досрочные думские и президентские выборы и станут едва ли не ключевыми событиями этого расставания, которое Владимир Владимирович по своей спецслужбистской закваске пытается максимально замаскировать, превратив в очередную спецоперацию.