Владимир Путин внес в Госдуму законопроект «О Госсовете» для реализации положений обновленной Конституции, сообщил руководитель комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Председателем Госсовета будет президент.
В декабре 2019 года после объявления о том, что Госсовет получит новый конституционный статус, которое было сделано в ходе исторического обращения Путина к Федеральному собранию, в экспертной среде появилось мнение, что Госсовет станет еще одним центром принятия решений. Контроль за ним Владимир Путин сохранит и после ухода с президентского поста. Таким образом, это уравновесит влияние преемника и успокоит элиты. Позднее в рамках конституционной реформы произошло обнуление сроков президента и вопрос транзита власти был отложен, однако Госсовет получил конституционный статус, пока без фактических полномочий.
— Это орган при президенте, созданный в первую очередь для лучшего диалога между уровнями власти при выработке общегосударственных решений, — объясняет Крашенинников задачи Госсовета.
Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков в комментарии «СП» заметил, что функции и полномочия Госсовета остаются неясными и после внесения в Госдуму закона «О Госсовете».
— Не появилось еще понимание, очевидно только то, что те функции, для которых Госсовет изначально был придуман, он пока не получил, — подчеркивает эксперт. - Структуры для трансфера власти для проведения через него преемников или перераспределение власти от правительства и других органов власти в Госсовет, пока не случилось. Как сами авторы закона о Госсовете говорят, это площадка для дискуссий между губернаторами, центром и президентом. У нас Госдума — не место для дискуссий, а Госсовет место? Какой-то странный функционал для органа с названием, с каким в других странах передаются и руководящие функции — например, в Китае, Казахстане и других странах, где есть Госсовет.
Политологи также заметили, что Госсовет в новом статусе дублирует полномочия администрации президента. Эти сомнения попытался развеять сенатор Андрей Клишас: «Госсовет действует в рамках конституционных полномочий главы государства, но не подменяет администрацию президента. Задачей АП является обеспечение деятельности главы государства, в том числе и Госсовета, а функции Госсовета определены законом».
— Во многом Госсовет будет дублировать функции правительства и администрации президента, — считает политолог Илья Гращенков, — и это может вызвать определенный конфликт. В отличие от Госсовета, ни функции АП, ни часть правительственный функций не прописаны в Конституции. Вопрос, кто эти места займет — если одни и те же люди, то конфликта не будет. А если разные, то они будут сталкиваться друг с другом. Возникнут определенные трения, как, например, «Единая Россия» и Общероссийский народный фронт (ОНФ) конкурировали за полномочия.
Предполагается, что полномочия и функции Госсовета будут меняться через внесение поправок в зависимости от конъюнктуры. Если Владимир Путин уходит, то полномочия будут расти, а если идет на новые выборы — то орган так и останется в статусе совещательного.
— Думаю, что Госсовет будет пока в спящем состоянии, но, если понадобится, на него могут перераспределить часть полномочий из правительства — передать ему какие-то экстренные функции, как у нас любят, для борьбы с коронавирусом, экономическими последствиями и прочее. В ближайшем будущем такой необходимости не возникнет.
Та функция, для которой Госсовет создавался, пока не оправдалась. Изначально, Путин планировал Госсовет как один из вариантов возможного трансфера. Ну, как трансфера — пока это транзит от Путина к Путину. Рассматривался вариант объединения с Беларусью в Союзное государство, но тогда Лукашенко эту идею предал и был использован вариант с обнулением сроков. Это дало Путину возможность и дальше избираться, зачем Госсовет в этом случае нужен?
Если ситуация повернется так, что Путину нужно будет власть наоборот децентрализовать, Госсовет можно будет наполнить полномочиями. В принципе, Путин и так его возглавляет, но произойдет смещение вектора с центра принятия решений — с целиком президентского на условные президент и Госсовет. Это такие аппаратные опции, которые можно в любой момент подключить, — объясняет Гращенков.
В Госсовет входят губернаторы и орган позиционируется еще и как узел связи центра с главами регионов. Политолог считает, что это функция скорее вторична.
— Я бы не сказал, что Госсовет — это больше для губернаторов, — подчеркивает Илья Гращенков, — пока его стараются заполнить внутренней повесткой, поскольку она оказалась какой-то невостребованной. Губернаторы-технократы существуют в парадигме вертикали власти. Минфин и правительство указывают, что делать, а губернаторы — такие винтики системы. У них появились проблемы после того, как начала скуднеть казна — начало предъявлять претензии местное население. Сейчас Госсовет это такая площадка для выработки нарратива: топовые губернаторы — Собянин, Беглов — губернаторам второго плана могут рассказывать, как они действовали в том или ином случае. Не думаю, что в случае необходимости Госсовета как реального органа власти, эта функция сохранится — региональная повестка быстро уйдет на второй план, а пока эксплуатируется то, что есть.