Госдепартамент США подтвердил факт телефонного разговора главы американского внешнеполитического ведомства Майка Помпео и президента Белоруссии Александра Лукашенко. И то, что инициатором диалога стала американская сторона.
Госсекретарь позвонил белорусскому лидеру в субботу. И если до этого Лукашенко отказывался отвечать на звонки Меркель и Макрона, то на этот раз «трубку снял».
По информации БЕЛТА, беседа длилась около получаса. Что касается содержания, то стороны обсудили ситуацию в мире, а также внутриполитическую обстановку в обеих странах.
Помпео, в частности, подчеркнул, что выступает за развитие сотрудничества с Белоруссией, и является неизменно сторонником ее независимости.
Лукашенко, в свою очередь, рассказал, что сейчас в республике активно ведется «национальный диалог». А касаясь внешнеполитической повестки, назвал Россию главным союзником, который оказывает Белоруссии значительную поддержку, не вмешиваясь в ее внутренние дела. При этом он отметил, что в соответствии с договором в рамках ОДКБ (по защите общего пространства) в случае любой внешней агрессии со стороны Польши, Литвы или других государств Москва и Минск будут вынуждены реагировать. После чего Помпео заверил, что от НАТО такой угрозы нет. А Польши с Литвой вообще опасаться не стоит.
Он также призвал освободить и выпустить из страны имеющего американское гражданство политтехнолога Виталия Шклярова, который в Белоруссии является фигурантом уголовного дела и находится в настоящее время под подпиской о невыезде.
Понятно, что «подробностями», которые попали в итоге в публичное информпространство, разговор, скорей всего, не ограничился. Но дело даже не в том, что мы о них не узнать. Важно то, что глава Госдепартамента, который ранее заявлял о несогласии США с результатами белорусских выборов, звонит именно Лукашенко. Не Тихановской, из которой в Европе пытаются слепить образ нового президента Белоруссии. А Александру Григорьевичу — в Минск. Получается, что Вашингтон все-таки признает его легитимность…
— Нельзя говорить, что Америка признает легитимность Лукашенко, а Европа не признает, — комментирует ситуацию директор белорусского аналитического центра «Актуальная концепция» Александр Шпаковский. — Есть понятия де-юре и де-факто.
Де-юре ЕС и США признали только одни белорусские выборы — в 1994 году. Потом все политические кампании — президентские, парламентские выборы, референдумы, — традиционно Западом не признавались. Тем не менее, все эти годы Запад выстраивал определенные дипломатические и экономические отношения с республикой. И послы вручают верительные грамоты именно президенту, которым является Александр Лукашенко.
Поэтому звонок Помпео, это очередной проявление американской политики double standard («двойных стандартов» — ред.).
К примеру, в феврале мы все были свидетелями, как тот самый Помпео приезжал в Минск с официальным визитом, несмотря на то, что Лукашенко тогда (собственно, как и сейчас) находился под американскими санкциями с формулировкой «угроза национальной безопасности». Это был казус с точки зрения международной юриспруденции — американцы обсуждают вопросы безопасности с человеком, которого они назвали «угрозой национальной безопасности США».
То же самое мы видим и сейчас.
Была попытка организовать «цветную революцию» в Белоруссии. По крайней мере, на первом этапе, есть ощущение, что эта попытка провалилась. Власть проявила волю. Большинство общества проявило мудрость.
Значит, де-факто страной руководит, как и ранее, Александр Лукашенко. И, естественно, вопросы, связанные с региональной безопасностью, с теми или иными решениями в отношении американских граждан, дипломатического присутствия (потому что до выборов было принято решение о восстановлении полноценной работы посольств: американского — в Минске, белорусского — в США) надо обсуждать именно с ним.
С Тихановской, извините, на сегодняшний день обсуждать абсолютно нечего. Ей можно только какие-то указания давать. Но эти указания и так даются из резидентуры ЦРУ в Вильнюсе, которое в полной мере контролирует литовские спецслужбы, опекающие Тихановскую на настоящем этапе. Она сама говорит в интервью, что ей арендуют жилье, предоставляют охрану, расплачиваются по ее счетам…
И, конечно, недавний визит Нарышкина (глава СВР РФ — ред.), и последующий за ним звонок Помпео, они очень тесно связаны между собой.
Вероятно, американцы пытались на что-то повлиять, что-то узнать, и им был дан достаточно четкий ответ: «Мы не заинтересованы в конфликтных отношениях с США, естественно, весовые категории разные. Но нашим ключевым союзником является РФ. Мы вместе Россией готовы ответить на любые вызовы и угрозы в сфере внешней политики, которые возникают».
«СП»: — Этот звонок госсекретаря США как-то повлияет на политическую ситуацию в Белоруссии и на позицию Польши и Литвы?
— По моему мнению, против нас не играет окружение Трампа. Против Белоруссии работают силы — финансовые центры, фонды, институты, — связанные с демпартией, с Соросом и Байденом. Поэтому не думаю, что после звонка Помпео прекратится финансирование и координация белорусских протестов со стороны этих структур, либо поменяется позиция Литвы, Польши и примыкающей к ним в определенных вопросах Украины.
Скорее, американцы будут, с одной стороны, пытаться сохранять каналы коммуникаций с официальной властью, с другой — стараться эту же власть сковырнуть методами «цветной революции».
Пока безуспешно. И чем дальше мы будем продвигаться в этом направлении, тем, мне кажется, более устойчивым будет белорусское государство.
«СП»: — 25 октября около полуночи истек срок так называемого «народного ультиматума» Тихановской, в котором она призывает Лукашенко уйти. Обещая, в противном случае, новые масштабные протесты, забастовки, блокировки транспортных путей
— Понимаете, здесь у них просто выхода другого нет, потому что, объективно, протест начал затухать. Даже те определенные народные массы, которые протест поддерживали, они же не могут жить в этом режиме бесконечно.
Стало понятно, что власть не дрогнула. Хотя использованы были разные технологии — мирные шествия, женские марши, агрессия в отношении силовиков, попытки организовать забастовки на предприятиях, буллинг в отношении журналистов и политических активистов, которые поддерживали власть. Все было испробовано.
Им необходимо вновь попытаться зажечь это пламя, для чего и была предложена идея с ультиматумом.
Конечно же, мы ожидаем новых массовых беспорядков в Минске. Посольство США, к слову, не просто так велело своим гражданам запасаться питьевой водой, продуктами, лекарствами и наличными… Но власть заявила, что силовые структуры готовы навести порядок в случае необходимости.
Не исключаю, что в звонке американского госсекретаря содержалось, в том числе, требование не применять чрезмерную силу — такие же требования они выставляли Януковичу в 2014 году, и такого же рода претензии периодически заявляют России. Но, мне кажется, на сегодняшний день, исходя из соображений национальной безопасности, реакция США здесь вторична. Главное, удержать стабильность в государстве.
Те или иные эксцессы обязательно будут, я убежден. Организовать какой-либо общенациональный удар оппозиция на сегодняшний день не в силах — у нее нет для этого необходимой людской поддержки. Но будут попытки радикализировать действия своих сторонников, чтобы они перекрывали дороги, собирались у проходных предприятий, нападали на сотрудников внутренних дел, пытались проникнуть на закрытые объекты (у них там идея безумная появилась идти к СИЗО КГБ). Все это, безусловно, стоит ожидать.
«СП»: — Долго ли еще Тихановская будет «символом», как она сама о себе говорила, этих протестов?
— У нас уже был такой прецедент в истории, в середине 90-х, когда из бывшего председателя Верховного Совета Шарецкого тоже пытались сделать аналогичную фигуру. Он тоже на протяжении нескольких лет жил за границей, в том числе, и на территории Литвы. Ему оказывались знаки внимания, которые приличествуют главе государства. Была предоставлена госохрана, кабинет, автомобиль… Сейчас Шарецкий обычный американский пенсионер, и о нем мало кто помнит.
То есть, пока заокеанские кураторы и координаторы не убедятся в том, что бесперспективно через Тихановскую пытаться играть на внутреннем поле Белоруссии, до того момента они будут надувать эту фигуру. Но думаю, год-полтора, и о существовании Тихановской мы забудем.